Как «разводят» в салонах сотовой связи. История о продавцах-обманщиках

Эта история случилась пару лет назад. Тогда я работала продавцом в салоне сотовой связи. В салонах махинирует каждый третий продавец, я повидала много афер, но эта запомнилась лучше всего. На соседней точке развернулась драма: клиентов обманули на 15 тысяч рублей. Опишу все поэтапно и расскажу, что делать, чтобы такое не повторилось с вами.

Как «разводят» в салонах сотовой связи. История о продавцах-обманщиках

История длинная, поэтому на всякий случай добавила к ней оглавление. Если экшен вам не интересен, а хочется узнать, как разводят в магазинах и как не дать развести себя, можете смело переходить к последнему пункту.

Как продавец обманул ребят

Парень и девушка пришли за телефонами. Изначально они хотели купить что-то недорогое, но менеджер их переубедила. Сказала, что лучше сразу взять смартфоны покруче в рассрочку. Ребята подумали и согласились. Выбрали два телефона, а к ним — чехлы, защитные стекла, наушники и пауэрбанки. Сумма чека — около 100 тысяч рублей.

На кассе менеджер без предупреждения засунула в чек две страховки, четыре сим-карты и настройку телефона. И все это под видом акции: мол, к телефону подарю дополнительную гарантию, еще дам симочки с деньгами на счету и наклею стекло.

Ребята так обрадовались, что сразу прониклись к менеджеру доверием. Она убедила их быстро подписать кредитный договор («чего там читать, я уже обо всем рассказала»). Чек свернула в трубочку и степлером прикрепила к полису страхования — так, чтобы сумму было не видно. Четыре «подарочные» симки сразу вставила в новые телефоны и активировала. Клиенты ушли довольные.

Это классика развода в салоне связи. Для большинства людей покупка телефона — редкое событие. Клиент в предвкушении, мысленно он уже держит в руках новенький смартфон, и это усыпляет бдительность. Еще и менеджер вешает лапшу на уши, не давая сосредоточиться. Хороший продавец умеет забалтывать клиента, и делает это с мастерством привокзальной цыганки.

Чаще всего на обман ведутся пенсионеры, которые ничего не понимают в технике, и молодые ребята, которые впервые сами покупают телефон. Аферу проворачивают при продаже товара в кредит. Многие покупатели не смотрят на общую сумму, если их устраивает ежемесячный платеж.

​Мне даже не пришлось долго искать подходящий отзыв: такое происходит ежедневно. В этой ветке треть комментариев — жалобы на навязанные услуги
​Мне даже не пришлось долго искать подходящий отзыв: такое происходит ежедневно. В этой ветке треть комментариев — жалобы на навязанные услуги

Ребята из этой истории впервые покупали в рассрочку, поэтому даже не предполагали, что могут напороться на обман. И напоролись: переплата по чеку составила 20 тысяч рублей.

Как ребята попытались вернуть деньги

Через два дня ребята догадались, что с платежом что-то не так. Они все-таки прочитали чек и нашли в нем восемь позиций, о которых ничего не знали. Девушка пришла в магазин разбираться, обратилась к директору.

Директор вежливо выслушала девушку и сказала: «Да, неприятненько, что все так вышло. Но страховка у вас от компании “ВТБ Страхование”, значит, вернуть ее можно только там. Симки вернуть не получится, они уже активировались. За настройку возврата не будет: вам наклеили стекла, услуга оказана».

Слова о стеклах — ложь. Даже в самом дорогом магазине наклейка не стоит 3 тысячи рублей. В дорогие пакеты входит несколько услуг. Девушке их не оказали, и она могла бы вернуть деньги, если бы знала, за что заплатила.

​Например, «Евросеть» за пакет «Смартфон Премиум» предлагает покупателям 11 услуг — от наклейки пленки до установки антивируса. Если хотя бы что-то из этого продавец не делал, услуга не оказана в полном объеме
​Например, «Евросеть» за пакет «Смартфон Премиум» предлагает покупателям 11 услуг — от наклейки пленки до установки антивируса. Если хотя бы что-то из этого продавец не делал, услуга не оказана в полном объеме

И о страховке — тоже ложь. Директор магазина прекрасно знала, что офиса «ВТБ Страхования» в городе нет, и все равно посоветовала девушке написать туда заказное письмо. Даже любезно дала бланк. Расчет был прост: за 15 дней письмо точно не успеет дойти в ВТБ, а после вернуть полис уже нельзя, на 16-й день он вступает в силу.

Но девушка не стала отправлять письмо, а позвонила на горячую линию ВТБ. Там ей сказали, что магазин явно пытается ее обмануть. Тогда она позвонила и на горячую линию салона связи. Оператор подтвердила, что вернуть страховку можно через магазин.

Как ребята снова попытались вернуть деньги, но потерпели фиаско

Девушка вернулась и попыталась убедить директора вернуть деньги. Директор сказала, что горячая линия не права: деньги вернуть через магазин можно, если товар куплен за наличку. Можно погасить кредит полностью и вернуть деньги в магазине, но тогда нужна справка о досрочном погашении.

Она снова наврала. Деньги вернуть можно даже за кредитный товар. Директор просто понадеялась, что заплатить досрочно больше 100 тысяч ребята не смогут.

Но ребята все-таки погасили кредит досрочно и принесли справку. Директор посмотрела справку, отсканировала ее и сделала вид, что куда-то отправляет скан. Якобы нужна проверка, что кредит действительно оплачен.

Это было очередное вранье. Директор ничего никуда не отправляла, в магазинах нет проверки справок. Конечно, через неделю оказалось, что документ еще не прошел проверку, и возврат сделать нельзя.

Каждый день девушка приходила на точку, плакала, просила сделать возврат, угрожала судом, но директор придумывала все новые и новые отмазки.

Чем все закончилось

На 15-й день девушка сорвалась и начала громко кричать в магазине, что тут работают мошенники. Она отпугивала покупателей, поэтому директор все-таки сделала возврат, но только за один полис страхования — тот, что был дешевле. Соврала, что возвращать можно один полис в день. На 16-й день второй вступил в силу. В итоге ребята переплатили:

  • 8000 рублей за полис страхования, который был им не нужен.
  • 5800 рублей за настройки, которые продавец даже не потрудился сделать.
  • 1200 рублей за четыре сим-карты, которые ребята почти сразу заблокировали.

Кажется, что обман было видно с самого начала, и ребята виноваты, что дали себя развести. Но ведь все аргументы директора звучали логично, и она выбрала правильную стратегию: была вежливой, ни в чем не отказывала, делала вид, что очень хочет помочь, но обстоятельства не позволяют. Года три назад я бы и сама на такое повелась.

В этой истории очевидно, кто злодей, а кто — жертва. Ребята не хотели скандалить и пытались разрулить ситуацию мирно. Но хоть они и кругом правы, быть жертвой все-таки очень неприятно, и хорошо бы ею не становиться.

А что надо было делать?

Возможно, это прозвучит банально, но чтобы не попасть на развод, нужно сделать две вещи: отбросить в сторону эмоции и не верить продавцу на слово. Держите в уме, что менеджер получает процент с продаж, и его работа — продать то, за что больше платят.

Иногда человек не параноик. Иногда за ним реально следят. Или обманывают.

В этой истории было много звоночков. Если вы покупаете телефон и слышите хотя бы один из них, резко становитесь параноиком и пропускайте слова продавца через булшит-фильтр.

Продавец не озвучивает стоимость товаров в чеке

По инструкции продавец обязан озвучить стоимость покупки. Иногда он не козел, а правда забыл. Спросите цену сами, если он уже просит у вас паспорт, а все еще не сказал, сколько вы должны заплатить. Отвечает быстро и четко — все ок. Начинает мяться и говорить, что финальная стоимость будет зависеть от условий банка — брешет.

Продавец говорит, что подарит по акции какие-то товары или услуги

Уточните, на каких условиях. Под видом акции в магазинах могут проталкивать все что угодно.

Риск есть даже при наличном расчете. В большинстве магазинов стоимость подарка вычитается из стоимости телефона. Вроде бы вы ничего не переплачиваете. Но если телефон сломается, и вы будете возвращать за него деньги, сумму вернут по чеку — за вычетом подарка.

В моем салоне самый дешевый телефон стоил 690 рублей. Маржа с него маленькая, поэтому компания пошла на хитрость и «дарила» к нему две сим-карты. Акционный телефон по чеку стоил всего рубль, а все остальные деньги клиент платил за симки. Через полгода чудо-трубка ломалась, клиент приносил ее на ремонт. Сервисный центр говорил, что починить телефон нельзя, и покупателю щедро возвращали рубль.

Мораль: даже в подарок лучше брать только нужные вещи.

Продавец торопит вас и хочет, чтобы вы побыстрее подписали кредитный договор

Опять же, иногда это не попытка обмана, и продавец просто пытается побыстрее закончить с вами и подойти к другому покупателю. Но это не ваши проблемы.

Не торопитесь и внимательно изучите каждую страницу. Почти в каждом договоре есть раздел «Спецификация». В нем расписано, какие товары и услуги были в кредитной заявке. Иногда продавцы оправдываются, что страховка была требованием банка, и они ее сами только что увидели. Это брехня. Все, что есть в спецификации, добавил в чек сам продавец.

​Спецификация в моем договоре с «Хоум Кредитом». Здесь нет ничего лишнего — только телефон
​Спецификация в моем договоре с «Хоум Кредитом». Здесь нет ничего лишнего — только телефон

Продавец не выдал кассовый чек или свернул его так, чтобы вы не увидели итоговую сумму

Не разрешайте продавцу самому упаковывать или к чему-то прикреплять чек. Кстати, в фискальном чеке есть строка «Подпись клиента». Иногда продавцы просят ее заполнить, чтобы в спорной ситуации сказать, что вы со всем согласились. Ничего не подписывайте, пока не изучите, за что платите.

Уловка особо наглых обманщиков — выдать товарный чек вместо кассового и взять с покупателя больше денег, чем товар стоит в действительности. Так обычно разводят пожилых людей: они плохо видят ценники и доверяют любой бумажке, если на ней стоит печать.

Продавец не хочет возвращать товар и отправляет вас к производителю, в страховую или главный офис по продаже сим-карт

Все покупки можно вернуть через магазин, за исключением сим-карт. Сим-карты вернуть не получится нигде, потому что номер привязан к паспортным данным. Все, что можно сделать после активации симки, — заблокировать ее.

За страховку вернуть деньги можно и через страховую компанию. Я все-таки рекомендую оформлять возврат в магазине: так у недобросовестного продавца, который впихнул страховку без предупреждения, обнулят бонус за продажу. Но выбор за вами.

Если директор магазина упирается, как в нашей истории, нет никакого смысла воевать с ним. Управу найти можно только в органах власти. Пишите обращение в Роспотребнадзор или прокуратуру. Дальше разбираться с вами будет магазин, которому в 90% случаев проще автоматически проиграть дело и вернуть деньги.

Продавец говорит, что отправил вашу претензию руководству, теперь вам нужно подождать ответ

Не верьте ему на слово. Составьте претензию в двух экземплярах. На одном требуйте поставить подпись и печать организации. Продавец или подпишет все сам, или позвонит юристам, которые свяжутся с вами. У юристов просите письменные комментарии по электронной почте. Так будет проще доказать позицию в суде, если до этого дойдет.

Понимаю, что о таких разводах в интернете уже гуляет куча баек, а на небе сейчас только и разговоров, что о коронавирусе, так что статья вышла не совсем вовремя. Но все равно надеюсь, что она была полезна. Если нужен совет — обращайтесь, постараюсь помочь!

232232
189 комментариев

Я считаю так, если вы идете что то покупать то вы должны четко знать что вам нужно и что вам не нужно. Если вы идете и не понимаете что вы вообще хотите то вам "помогут" это понять. 

59
Ответить

Это в идеале. Тогда и консультант не нужен выдать коробку и получить деньги. А для качественного оказания услуги, чтобы покупатель ушел довольным, нужно дать ему то, что он хочет или помочь понять ему свои желания и снова дать ему что он хочет. В современном информационном пространстве особая роль отводится "послевкусию" общения с продавцом как каналу роста популярности и прибыли или снижению. Приведу пример. Мне оказали качественную услугу в одном магазине и не оказали в другом. Да, продавец сделал или не сделал одну продажу на 10 000 рублей. Но! Другие 90 000 я принес в тот магазин, где мне все понравилось. Я не специалист по продажам, но мне кажется, что для игры в долгую лояльность важнее разовой продажи.

8
Ответить

со сложными товарами (для пенсионеров и людей, далеких от IT, это могут быть и мобильные телефоны) не всегда можно четко понимать, что именно нужно купить.
для этого, я не для впаривания ненужных вещей, в представлении рядового потребителя и существуют продавцы-консультанты.

3
Ответить

я наблюдал втюхивание дорогих тарифов менеджером салона пенсионерам с применением всяких там техник провокации на необдуманные решения. Было видно что менеджер была натренирована на их сознательное применение. 

Бабуля отказалась все равно. )

Ответить

Херасдва, шёл покупать определённый телефон (дело правда было давно), продаван сразу начал говорить что этот фигня у него проблемы с тем да сем. И начал расспрашивать зачем он мне, что я хочу, в итоге он мне подогнал убитую брякалку, как раз у которой все эти проблемы и были. 

Ответить

мораль сей басни такова - учитесь жить по средствам и тогда никакие кредиты для телефонов не понадобятся

27
Ответить

В идеале да, круто жить по средствам. Но бывают ситуации, когда товар нужен прямо сейчас, а заплатить сразу не получается. Может, в прекрасной России будущего таких ситуаций не будет, кто знает. :)

В кредитах и рассрочках нет ничего плохого, это просто инструмент. Плохо, когда банк или продавец обманывает, а у покупателя не хватает финансовой грамотности, чтобы это распознать.

12
Ответить