Арендодатель против Арендатора. Битва продолжается... Свежий обзор с полей (уже почти "боевых")

Всем привет! Хочу поделиться с вами информацией о том, что сейчас происходит на рынке коммерческой недвижимости, и как складываются взаимоотношения между арендодателями и арендаторами.

Общая картина на сегодняшний день складывается следующим образом: от предложений до угроз, и от угроз к действиям. Если в марте месяце многие арендаторы, и даже те, кто продолжал усиленно работать, писали письма своим арендодателем с просьбой рассмотреть снижение аренды, то сегодня эти письма составляются уже в требовательном тоне.

Крупные продуктовые ритейлы, еще в марте сделали рассылку по своим арендодателем, с просьбой снизить аренду на 30-50%, или перейти на процент от ТО, но не более N-суммы. Стоит заметить, что N-сумма была уже автоматически занижена на 30-50%, от действующей арендной ставки. Реакция последних была вполне себе ожидаема: категорическое - нет. Такие же уведомления направляли аптечные сети и алкогольные магазины. Март месяц прошел, указанные выше виды деятельности собрали все сливки от паники населения, а в апреле перешли от просьб к ультиматумам.

Практически полностью остановилось развитие у тех продуктовых форматов, кто работал напрямую от заводов производителей (молоко, колбасы, полуфабрикаты и т.д.). Все нерентабельные точки, которые ранее открывали лишь для того, чтобы "пометить территорию", сначала апреля начали массово закрывать, оставляя депозиты арендодателям. По действующим точкам требуют скидки от 30 до 70%.

Процесс сбора аренды за текущий месяц очень вялый. Деньги вносятся небольшими частями, даже если выручки не показывают особого снижения. Стала очевидной нехватка оборотных средств.

Владельцы торговых центров продолжают активно требовать у своих арендаторов полноценной оплаты аренды, ссылаясь на условия договоров. Так что, впереди нас будут ждать очень много судебных процессов. Причем есть такие случаи, когда арендаторы помещений у ТЦ сами являются собственниками помещений стрит-ритейла, но своим арендаторам, очень неохотно идут на снижение аренды.

В незавидной ситуации оказались те предприниматели, кто сидит на субаренде. Вот здесь происходит настоящая "бойня" за место под солнцем. Собственники помещений практически не дают скидок арендаторам (владельцам субарендного бизнеса), арендаторы соответственно не могут дать скидки субарендаторам. Такая вот печальная цепочка. Позиция собственников здесь волне себе понятна. Они знают, что арендаторы "распилив" помещение получают доход от субаренды, иногда равный сумме самой аренды. Поэтому, дав скидку 30-50% собственник уйдет в минус, а выиграют от этого дисконта только арендаторы и субарендаторы.

Всем известный, а теперь еще и многострадальный "Фонбет", закрывает нерентабельные точки, причем с расторжением договоров особо не затягивают, и даже не ведут переговоры о скидках. Депозиты оставляют, а вот со штрафами (если таковы имеются в договорах) будут идти в суды.

Началась активная стадия освобождения помещений, пока сливают неликвид, но есть и топовые места, за которыми началась охота. Помещений ресторанов пока не очень много на рынке, но думаю что в мае месяце таких объектов появится больше. Не удержат и свои помещения стрит-ритейла такие бизнесы, как цветочные сетевики, одежда и обувь, их уже начали понемногу вытеснять с рынка, особенно с тех помещений, где не удалось договориться о дисконте.

Банки не особо идут навстречу собственникам (у которых помещения в ипотеке) по предоставлению отсрочки, либо реструктуризации долга. Такие собственники в свою очередь не могут дать скидки своим арендаторам. Такой вот замкнутый круг получается.

Но есть и те, кто вполне себе активно развиваются:

> Службы доставки готовы сейчас платить до 2000 руб. за кв.м. (смотрят помещения 100-150 кв.м.).

> Аптеки также охотно подписывают договора на лакомые места, но с отсрочкой выхода на ремонтные работы, и по возможности без внесения депозита.

> Практически все сетевые пекарни не останавливали своего развития, но за помещения дают сейчас не более 50-70%, от их стоимости до начала кризиса.

> Еда встала полностью. Но есть и те, кто смотрит новые площадки на перспективу. Это относится к корнерам, которые размещаются в составе фудмаркетов и фудхоллов. Там есть возможность забронировать за собой площадку.

> Находятся и смельчаки среди малого бизнеса, в основном это продуктовый формат, которые смотрят площади в составе гастрономов.

> Появились и новые ниши: распродажи угольных масок (арендуют на неделю), вендинговые аппараты по продаже антисептиков.

> Активно себя проявляют на рынке Управляющие компании, которые занимаются субарендным бизнесом. Для них сейчас самый пик работы, можно урвать лакомые места.

В целом же ситуация такова, что арендодатели начали охотней идти на снижения аренды, но здесь все индивидуально. Кто-то встал в принципиальную стойку отказа, даже если данная скидка не навредит его карману, а кто-то просто не может ее дать в силу того, что сам окажется у пропасти банкротства. Пик борьбы между арендодателями и арендаторами мы будем наблюдать скорее всего в середине мая, начале июня. Последствия будут отражаться на всей социальной и бизнес цепочки нашей необъятной.

22
6 комментариев

Арендодатель как собственник победит...)

Ответить

Жизненно, спасибо!

Ответить

чего я не могу понять, так это как крупные сетевые продуктовики выбивают 50% скидки?

Ответить

у них, по моим ощущениям увеличение выручки, особенно на товарах непродуктовых - остальное то закрыто

Ответить

Пока еще мало кто даёт им такую скидку, но требования уже звучат. Хотят перейти на % от ТО, но ограничиться N-суммой, которая как раз и будет минус 30-50%. А вообще, просить скидки и не индексироваться это вполне себе отлаженная система у крупных игроков. Например "Вкус Вилл", имеет такую практику: арендовать помещение по слегка завышенной ставке, а через месяц-два требовать существенного снижения, под угрозой расторжения договора. И многие собственники на это идут.   

Ответить

Прошло 2 недели и уже уйма проблем. Впереди май 100% сидеть месяц, то ли еще будет)

Ответить