Пагинация, которая повышает эффективность SEO

Все, написанное в статье, в первую очередь ориентировано на Google, но подойдет и для Яндекса.

Пагинация на сайте - способ разбиения массива элементов по страницам. Обычно пагинация рассматривается как банальная вещь и особого внимания ей не уделяется. Однако именно благодаря вдумчивой работе с этим навигационным элементом можно улучшить индексацию сайта, снизить уровень вложенности страниц и увеличить трафик с поисковых систем.

Сергей Горохов
SEO специалист, развиваю канал о зарубежном SEO >>> https://t.me/goburzhseo

В данной статье рассматриваются как обязательные требования к пагинации, так и лайфхаки, позволяющие выжать из нее максимум для продвижения сайта. Также пройдемся по нескольким SEO-мифам - куда же без них?

Задачи пагинации в SEO

Пагинация в первую очередь нужна для ускорения загрузки страниц и улучшения пользовательского опыта на них. Для чего она нужна в SEO целях?

Разберем на примере интернет-магазина:

  1. Передача PageRank карточкам товаров со страниц каталогов.
  2. Прокачка анкор-листа карточек товаров.
  3. Снижение уровня вложенности карточек товаров для улучшения их индексации в поисковых системах.
  4. В целом обеспечение доступности карточек товаров для ботов поисковых систем.

Чем больше сайт, тем более важной становится проработка листингов пагинации со стороны SEO.

Ключевые моменты в пагинации для SEO

Требования к пагинации, которая будет работать на благо SEO:

  • Должна быть доступна для ботов поисковых систем и не быть запрещенной в robots.txt, meta robots, X-robots-tag.
  • Ботам поисковых систем обязательно должны отдаваться следующие элементы листинга пагинации (особенно для SPA/PWA и прочих сайтов на скриптовых фреймворках):
    --Мета-теги
    --Canonical
    --Hreflang (если есть)
    --Витрина с товарами, их названием и гиперссылками в виде <a href=””>
    --Блок навигации по страницам пагинации с гиперссылками в виде <a href=””>
  • Каноничной для каждой страницы пагинации должна быть она сама - речь про rel=”canonical”. Не указывайте в качестве каноничной основную (первую) страницу листинга иначе могут быть проблемы с их обходом Googlebot'ом.
  • Страницы пагинации с дополнительными динамическими параметрами, например, сортировкой &sort=, выбором количества товаров на странице &products-per-page=, должны быть каноничны странице пагинации без этих дополнительных параметров. Т.е. /catalog/electroinstrument?page=10&products-per-page=50 должна быть канонична /catalog/electroinstrument?page=10.
  • Если на сайте есть варианты однотипных листингов с пагинацией на разных языках или под разные страны с указанием rel=”alternate” hreflang=””, то для пагинации также должны быть корректно указаны hreflang.
  • Мета-теги должны быть деоптимизированы. Выводим в них название страницы, слово “страница” и переменную для вывода номера страницы. Например, title: Электронные конструкторы для детей - Страница 5. Таким образом мы снижаем вероятность того, что пагинация будет ранжироваться вместо листинга.
  • Текст перед или после листинга (если он есть) не должен выводиться.
  • Блок навигации по страницам пагинации должен содержать гиперссылки в виде <a href=””> на:
    --Первую страницу
    --Соседние страницы
    --Последнюю страницу
  • URL пагинации возможен двух видов: псевдостатический вида /page-3/ или динамический ?page=3. Не используйте пагинацию через #, т.к. поисковые боты игнорирует все, что находится справа от #
  • Несуществующие страницы пагинации, например, ?page=77777 или ?page=abc должны отдавать код 404.
  • В блоке с навигацией первой страницей пагинации всегда должен быть листинг. Страниц ?page=1 или ?page=0 не должно быть.

Пример хорошей пагинации, которая еще и сочетается с кнопкой “Показать еще”

Пагинация, которая повышает эффективность SEO

Пример идеальной пагинации в плане снижения уровня вложенности страниц и распределения PageRank до страниц-карточек с информацией

https://www.cvedetails.com/vulnerability-list/vendor_id-26/Microsoft.html (нужен зарубежный IP, с Российским не получится зайти)

Пагинация, которая повышает эффективность SEO

Лайфхаки, связанные с пагинацией

1. Чтобы быстрее добавить большое количество новых карточек-товаров в индекс закидываем страницы пагинации в Google Indexing API, а также в телеграм-бот для индексации. Пагинация при этом должна быть настроена в соответствии с ТЗ выше!

2. В случае, если пагинация никак не вписывается в макет вашего листинга, то ее можно визуально скрыть, оставив при этом в html коде страницы - она будет работать. Обязательно выводите пагинацию в код на мобильной версии (даже если вы ее не показываете визуально).

3. Если пагинация ранжируется вместо ваших листингов, то скорее всего у вас:

  • Проблемы в onpage листинга - надо проверить его на переспам и бесполезные тексты.
  • Надо деоптимизировать пагинацию.
  • В блоке навигации пагинации нет ссылки на страницу №1 (то есть нет ссылки на сам листинг).

4. Если изначально пагинация на сайте была настроена не верно и в индекс попало большое количество ее близких дублей, то для всех этих дублей настройте meta robots=”noindex, nofollow”. Важно, при этом дубли должны быть открыты в robots.txt. Да, и не закройте случайно таким способом всю пагинацию.

5. Пагинацию можно кастомно оптимизировать - каждую страницу под свой мини-кластер. В итоге у каждой страницы пагинации будут индивидуальные мета-теги, H1 и SEO-текст. Так делали ранее, но сейчас более эффективно создание теговый страниц под узкий спрос.

6. XML карта сайта. В случае проблем с индексацией карточек товаров (при условии их достаточного качества) рекомендуется добавлять страницы пагинации в XML карту сайта.

7. HTML карта сайта. В случае проблем с уровнем вложенности карточек товаров, например, до них можно добраться только более чем за 8-15 кликов, стоит задумать о создании html карты сайта именно по страницам пагинации. Эта мера поможет и с проблемой индексации страниц.

Мифы о пагинации

1. Пагинацию надо клеить через canonical к первой странице листинга

Ранее (очень давно) именно такая рекомендация была у Яндекс. Однако сейчас ее нет и так делать нельзя (хотя по ссылке комментарий и тоже довольно старый).

2. Пагинацию надо закрывать в meta robots=”noindex, follow”

Эта мера по идее должна защитить ваш сайт от каннибализации, когда вместо листингов в выдаче временами показываются страницы пагинации. На самом же деле вы просто снижаете вероятность обхода страницы пагинации ботом (а именно Googlebot) и замедляете индексацию новых карточек товаров.

Есть также мнение, что ”noindex, follow” не передает анкор ссылки в анкор лист страницы акцептора. Это плохо потому что ссылки с листинга на карточки товара стоят обычно именно с названия товара. Однако если у вас есть другие блоки перелинковки, например, "Похожие товары", и они охватывают все товары, то беспокоится нет смысла.

Пагинация отнимает краулинговый бюджет у полезных страниц сайта

С точки зрения SEO пагинация участвует в распределения PageRank к страницам карточкам-товаров и в достижении полноты индексации сайта. Поэтому ее обход - обязательная статья расходования краулингового ресурса.

Кроме того, краулинговый бюджет - относительное понятие и если вы посмотрите логи сервера, то увидите, что кроме пагинации там есть еще огромные статьи расходов в виде картинок, JS, CSS, шрифтов и несуществующих URL.

Итоги

Пагинация - полезный элемент сайта как для пользователей, так и для SEO специалистов. Грамотное ее использование способствует снижению уровня вложенности страницы, распределению PageRank до карточек товаров и увеличению количества полезных страниц в индексе.

Разумеется одна пагинация вряд ли даст вам ощутимый эффект, а вот в комплексе с системным SEO очень даже может повысить результаты.

П.С. За контентом про продвижению в Google приходите на канал Go Бурж SEO

88
12 комментариев

Не читал эту простыню. В чем тут подвох, стр пагинации закрыты от индексирования по всем правилам. А он там что несёт?

Ответить

Так правила-то обновились. Вернее, рекомендации. Я сам пару лет назад пагинацию вообще в роботс от сканирования закрывал по привычке, пока носом не ткнули. Перечитал свежие доки от ПС, потестировал, увидел профит. Да, там до сих пор всё неоднозначно с учётом отличий в требованиях Гоши и Яши - но открывать в индекс всё это точно стоит хотя бы потому, что оценивается уже не посадка отдельная, а целый веб-граф на уровне основного узла и поддерживающих страничек.

2
Ответить

Поддерживаю, не читайте ни в коем случае! Вдруг вы продвигаете / продвигаетесь по тем же запросам, что и я))

Ответить

А если серьезно, то авторе несет про то, что закрывать пагинацию от индексации нельзя. Но обязательно еще и внедрить ряд доработок по пагинации. На выходе можно получить профит в увеличении % индексации страниц на сайте и плюс в трафике с Гугл через 3-4 месяца, когда веса страниц сайта пересчитаются и учтутся. Но все индивидуально, надо каждый сайт смотреть детально.

Ответить

Для себя выделяю два основных момента в вопросе настроек пагинации:
а) Закрытая пагинация - это куча страниц без внутренних ссылок либо "сиротки". Тут хоть как от сканирования и индекса прикрывай - всё равно роботы туда не полезут уже, и будут товарные карточки висеть мёртвым грузом.
б) Чтоб ПС сдуру не стали ранжировать страницы пагинации вместо целевой, ничего там кроме листинга быть не должно, в отличие от целевой посадочной страницы. А вот там уже нужен вспомогательный контент, максимально раскрывающий тему по заданному кластеру.

1
Ответить

Кстати да, вспомогательный контент как решение в том числе проблемы каннибализации я не отметил, спасибо.

Ответить

Спасибо. Полезная информация.

1
Ответить