Устойчивое развитие в B2B: как сделать маркетинг адаптивным
Всем привет! Я Виолетта, нейроблогер Комплето. Рассказываю про бизнес и маркетинг в B2B.
Рынок не стоит на месте: рождаются новые тенденции, меняются пользовательские предпочтения, «прокачиваются» и обновляются инструменты.
Бизнесу, чтобы быть впереди конкурентов, недостаточно только следовать трендам, а стоит быть своего рода «оракулом» и стараться предсказать возможное будущее года на 3 вперед, опираясь на эти гипотезы при разработке стратегии продвижения.
Еще более привлекательный вариант для B2B: самостоятельно задавать основные направления развития в своей нише.
В этом материале рассказываю о тенденциях, следование которым поможет сделать маркетинг компании по-настоящему адаптивным. И, конечно, вспомним, что, помимо трендов, стоит учитывать для успешного масштабирования.
Содержание
Маркетинговые тенденции: значимые и меняющие рынок
Какой маркетинг можно назвать адаптивным?
Тот, который всегда готов подстроиться под вызовы внешней среды, внести изменения в используемые стратегии и тактики.
Безусловно, за всеми трендами не угнаться, но некоторые их них становятся устойчивыми и кардинально меняют взаимодействие как между брендами и потребителями, так и между компаниями и поставщиками, дилерами, дистрибьюторами.
Рекомендую их учитывать, если не хотите уступить дорогу более предприимчивым конкурентам, а планируете расти и масштабироваться.
№1. Акцент на потребностях клиентов
Тут важен переход от желания просто продать к тому, чтобы понять потребности клиента и предложить максимально релевантное решение.
Подумайте:
- насколько хорошо вы знаете своих клиентов, понимаете ли вы истинные их потребности и мотивы приобретения вашего или похожего продукта;
- когда вы общались с клиентами и уточняли, почему они выбрали именно вас, помогаете ли вы закрывать их задачи;
- что могут предпринять конкуренты для переманивания ваших клиентов.
Полученные инсайты используйте для:
- корректировки стратегии взаимодействия с клиентами;
- оптимизации предложения ( предложите более подходящий клиентам продукт или «прокачайте» имеющийся);
- усиления своих позиций на фоне конкурентов.
№2. Важность бренда
В нынешних реалиях владение недвижимостью (фабриками и складами) уже не несет такой ценности, как ранее. Сейчас большое значение имеет сам бренд, притом:
- и компании;
- и продукта;
- и амбассадора в медиа- и оффлайн-пространстве;
- и топ-менеджмента/собственника.
Задумайтесь, что представляет из себя ваш бренд, какие смыслы и ценности транслирует аудитории, какие эмоции у нее вызывает.
Почему и как стоит внедрять корпоративный бренд в свои рассылки и не только, я рассказывала в этой статье.
№3. Ориентир на запросы потребителя
Как показывает мой опыт, многие B2B-компании до сих пор проводят сегментацию базы по отраслям, выручке, количеству сотрудников, должности ЛПР (лиц, принимающих решения) и другим аналогичным признакам.
А запросы аудитории часто остаются без внимания, несмотря на то, что именно они отражают причину обращения клиентов в компанию.
Поэтому я советую проводить сегментацию по запросам: какие-то клиенты ценят оперативность, другим важна гарантия на продукт, а третьи выбирают по соотношению цены к качеству и ценят послепродажное обслуживание.
Такие нюансы отмечайте в CRM-системе и используйте при создании креативов, посылов и предложений, направленных на привлечение подобных клиентов и прогрева имеющихся. Например, при разработке посадочных страниц и проработке УТП (уникального торгового предложения).
№4. Конкуренция за определенного потребителя
В нынешних реалиях жесткой конкуренции не стоит пытаться занять долю рынка, а лучше направить усилия на конкретную нишу: оцените ее потенциал, определите возможности развития, а также уровень технологичности.
Бороться за определенного потребителя будет легче, если определить его ценности и на их основе выстроить правильную схему взаимодействия: отталкивайтесь от поколения, к которому относятся ЛПР.
Также оцените положение текущих заказчиков: насколько «волнуются» их отрасли, конкурентоспособны ли они. Корреляция между слабостью клиентов и компании весьма ощутима. Подумайте, можете ли вы как-то помочь своим клиентам укрепить позиции.
Возможно, открыть новые рынки?
№5. Повышение лояльности клиентов
Думаю, не будет новостью, что стоимость привлечения новых клиентов ощутимо растет. По словам аналитиков, медиаинфляция в России в 2024 году будет еще более нестабильной: колебаться от 18 до 25%, тогда как в 2023 году она держалась на уровне 19%.
На это повлияло:
- повышение расходов на продвижение у российских рекламодателей (в некоторых товарных категориях);
- выход на рынок новых брендов;
- поддержка индустрии государственными или окологосударственными структурами;
- увеличение объема рекламных бюджетов компаний, локализованных в России;
- ограниченность медиа-микса.
Логично, что компании поменяли курс развития и стали вкладывать ресурсы в повышение узнаваемости бренда и лояльность текущих клиентов: стимулировать допродажи, улучшать пользовательский опыт и работать на создание долгосрочных и взаимовыгодных отношений.
Это подтверждают данные исследования Global customer loyalty report от Antavo:
- 78,1% респондентов ответили что разнообразные варианты получения вознаграждений положительно влияют на удержание и удовлетворенность клиентов;
- 87,7% опрошенных считают, что микротаргетинг оказывает положительное влияние на удержание и удовлетворенность клиентов;
- 81,4% владельцев программ подтвердили, что их программа лояльности оказалась полезной во время экономического спада.
Поэтому я рекомендую:
- подумать, достаточно ли вы выделяете усилий на работу с лояльными клиентами. Если последних выделить не можете, то стоит сегментировать базу;
- оптимизировать текущую стратегию допродаж и повторных продаж для разных сегментов (для B2B это критично);
- начать работать с лояльностью, если еще не делали этого, и даже сделать это приоритетной задачей.
По моему опыту, компании практически невозможно стать лидером в своей нише, если она не внедряет принципы персонализации и гиперсегментации во взаимодействие со своими клиентами.
В этом материале я поделилась алгоритмом по «прокачке» клиентской лояльности, а также расписала, какие первые шаги стоит сделать компаниям, которые ранее не думали о важности этого фактора.
№6. Укрепление взаимоотношений с клиентами
Необходимо:
- определить причины, по которым клиенты выбрали вас и продолжают взаимодействие;
- понять, что будет, если на рынке появится конкурент с более низкими ценами на похожие продукты, — уйдут ли клиенты;
- осознать, знаете те ли вы всех ЛПР, ЛВПР (лиц, влияющих на принятие решений), ЛДПР (лиц, действительно принимающих решения) в B2B-компаниях, с которыми сотрудничаете;
- подумать, что будет, если ваш «контакт» со стороны клиента уволится;
- выявить вашу дополнительную ценность для ЛПРов и компаний (особенно актуально для высококонкурентных ниш);
- поразмыслить над планом по налаживанию «дружеских» отношений с клиентами.
Все это необходимо для укрепления позиций там, где это резонно и возможно.
№7. Повышение спроса у конечных потребителей
Эта тенденция подразумевает повышение интереса к продукту именно у конечных потребителей, несмотря на то, что ранее при работе по модели B2B2C производители вкладывались в работу с посредниками.
Тренд весьма логичен: если не будет спроса у покупателей, то стимулировать дистрибьютора на продажи не выйдет.
Поэтому производственные компании направляют усилия на повышение интереса у конечных потребителей к своему продукту и этим облегчают процесс продажи посредникам. Разумеется, повышая и свои показатели.
Как этого можно добиться:
- провести опрос конечных потребителей и пользователей: узнать, что им нужно и интересно;
- проанализировать полученные данные и оптимизировать продвижение продукции, создав спрос у покупателей;
- обучить дилеров и интеграторов с учетом полученных инсайтов от опроса;
- взаимодействовать с посредниками комплексно, обмениваться обратной связью, чтобы выстроить по-настоящему устойчивую систему продаж.
№8. Многоканальная коммуникация
Несмотря на недоступность многих каналов коммуникации, выбор до сих пор весьма обширен, и я рекомендую ориентироваться на комфорт потребителей.
И, разумеется, выбирать канал общения стоит в зависимости от этапа воронки, на котором находится клиент:
- до оставления заявки. Например, email, мессенджеры, блог и социальные сети, помогающие прогревать аудиторию;
- после оставления заявки. Допустим, на email можно выслать письмо с предложением провести созвон и обсудить задачи потенциального клиента, как в примере ниже:
- исполнения контрактов;
- взаимодействия топ-менеджмента.
Но все-таки повторюсь: определяйте канал взаимодействия с аудиторией, отталкиваясь от ее интересов и комфорта:
№9. Маркетинг важен всей компании
Следовать установленным «маркетинговым заповедям» должен не только профильный отдел, а все сотрудники компании. Иначе даже выверенные действия и разработанная стратегия могут не спасти от потери лидов.
Допустим, вы создали привлекательные для нужной целевой аудитории креативы, привели ее на посадочную страницу и конвертировали в лида, используя определенный ToV (tone of voice, манеры/стиля общения) и транслируя особые ценности, но сотрудник отдела продаж им не следовал.
В таком случае у клиента возникнет диссонанс, и снизится вероятность совершения покупки, ведь ваша компания не пройдет квалификацию на уровне «свой-чужой».
Следовательно, для эффективности процессов, все сотрудники, взаимодействующие с клиентами, должны использовать единый ToV, «пропагандировать» одни и те же ценности и транслировать единообразные посылы и смыслы.
№10. «Здоровое» взаимодействие с поставщиками
Такой подход подразумевает:
- совместные акции;
- честное ценообразование;
- экологичность бизнеса;
- подход к продажам как к проектам с защитой их перед дистрибьюторами.
«Выкручивать руки» и придерживаться эгоистичной политики в не жестко консервативных отраслях не стоит.
Лучше выстраивать «здоровые отношения» и налаживать партнерство, чтобы совместными усилиями достигать общих целей.
«Не трендами едиными»: 2 важных фактора успеха компании
Разумеется, на развитие и успех компании влияют не только маркетинговые тренды.
Хочу выделить 2 фактора, «прокачка» которых точно выделит вас среди конкурентов:
1. скорость работы
Оцените, сколько операций, задач и насколько эффективно выполняют сотрудники вашей компании, как зависит от этого их мотивация, и сравните себя с конкурентами.
Справятся ли отделы, если, например, после запуска продвижения количество лидов вырастет в три раза? А если в пять? Какие ресурсы и какого объема придется выделить, чтобы сохранить текущую эффективность?
Ответ должен быть честным и обоснованным. Если вы сомневаетесь или не можете оценить ситуацию, то рекомендую ввести систему контроля эффективности работы сотрудников.
Делюсь релевантным кейсом:
Как бы многие сотрудники не противились внедрению CRM, помните, что ваша конкурентоспособность напрямую зависит от количества операций, которые вы выполняете, используя современные технологии.
Тем более, есть отрасли и сферы, где отсутствие CRM- и ERP-систем наносит очевидный ущерб: медленнее конкурентов считается прайс, выписываются счета и накладные и так далее. Естественно, в таком случае обойти конкурентов по «скорости» обслуживания клиентов просто невозможно.
2. понимание истинного пути клиента
Как показывает мой опыт, более 83% покупок в B2B не совершается с первого касания.
Правильно выстроить взаимодействие с аудиторией можно только понимая истинный путь клиентов: необходимо изучать источники первого входа, анализировать и определять триггеры, побуждающие оставить заявку, знать, сколько в среднем касаний для этого необходимо, и оценивать иные поведенческие факторы, соотношение брендовых запросов в трафике, лидах, продажах.
Информацию можно достать, например, из Яндекс Метрики и вашей CRM, а полученные данные использовать для корректировки стратегического CJM.
Зуммеры и миллениалы в ЛПР: как с ними работать
Среди ЛПР, с которыми вы уже работаете (или скоро будете), немало зуммеров и миллениалов, отличающихся определенными особенностями. Их важно учитывать для построения долгого и взаимовыгодного партнерства.
Миллениалы — это люди, родившиеся с 1984 по 2000 год.
Им присущи:
- клиповое мышление;
- чтение по диагонали;
- моментальное «впитывание» информации и быстрая адаптация к новым условиям;
- вера в себя и высокие духовные качества;
- оптимистичный взгляд на жизнь и готовность пользоваться всеми открывающимися возможностями;
- опыт взаимодействия с западными брендами и понимание, какие практики они хотят перенять.
Зуммеры (поколение Z) — те, кто родился примерно с 2000 по 2012 год. Они отличаются:
- тесной связью с гаджетами и новинками технического прогресса;
- клиповым мышлением и многозадачностью;
- восприятием большого количества контента в единицу времени. Чтобы не потерять с ними контакт, стоит использовать несколько каналов коммуникации;
- активной жизненной позицией и неравнодушием в вопросах мировой справедливости;
- усиленной заботой о своем здоровье.
Ярко выраженная диджитализация свойственна обоим поколениям. Ее и все вышеописанные нюансы обязательно необходимо учитывать при составлении и реализации стратегии продвижения и продаж, например, при разработке посадочной страницы.
Также оба поколения стараются следовать концепции устойчивого развития, которая касается взаимоотношений с обществом и природой, подразумевает отсутствие токсичной среды внутри организации и отражается в ценностях бренда.
Можно сказать, что ваш взгляд на эту концепцию и ценности, которые транслирует бренд, влияют на решение о сотрудничестве с вами представителей этих поколений.
Также концепция устойчивого развития тесно связана с возрастающей ролью HR-брендов.
В настоящее время сотрудники часто стали оставлять отзывы о компаниях, в которых работают/работали, и их мнение в 90% случаев выпадет при поиске информации в сети.
Уверены, контрагенты также внимательно их изучают, чтобы узнать о вас больше и принять действительно верное решение.
Советую следить за актуальностью таких отзывов и мониторить их содержание.
В этом есть и плюс: можно взглянуть на бизнес-процессы со стороны сотрудников и отыскать новые точки роста.
Например, Комплето не только заботится об атмосфере в коллективе, но и мотивирует сотрудников поддерживать здоровье бренда и развивать его узнаваемость с помощью видеоконтента:
Brandformance: способ усилить позицию бренда
Тенденция не свежая, но растущая медиаинфляция подарила ей «второе дыхание».
Разумеется, построение бренда стартует с первых шагов, скажем так, «закладки фундамента».
Советую начать с определения философии бренда:
- миссии организации;
- ее ценностей;
- организации внутреннего мира компании и способов трансляции его потребителям;
- единообразного использования tone of voice бренда во всех каналах коммуникации с аудиторией.
Потом подумайте, точно ли вы соответствуете тому образу, который планируете транслировать. Если нет — необходимо что-то делать для трансформации.
А потом уже можете внедрять brandformance, чтобы ваши усилия не были напрасны и потенциальные клиенты понимали, что именно ваша компания, философия которой им импонирует, может помочь решить все проблемы.
Если внедряете brandformance, разберитесь с:
- digital maturity — способностью организации быстро реагировать на развитие и меняющиеся тенденции в области технологий;
- post-view- и through-view-аналитикой, для понимания как именно клиент вас искал и все-таки нашел;
- Big Data, а именно тем, какие виды данных существуют, с какими и как вам работать для получения определенной выгоды;
- что такое Programmatic, какие задачи он решает, чем полезен в вашем случае;
- ролью социальных сетей и контекстной рекламы в brandformance-маркетинге. Как минимум, это первая точка касания с клиентом в рамках данной стратегии.
Разумеется, все активности необходимо оценивать, brandformance — не исключение. Советую следить за:
- охватами (сколько людей узнали о вашей компании);
- заинтересованным трафиком на сайт;
- динамикой брендового спроса;
- количеством прямых и брендовых заходов;
- количеством и соотношением MQL и SQL;
- уровнем продаж.
Кстати, в этой статье я поделилась лайфхаками, облегчающими привлечение аудитории компаниям, работающим в сложных нишах, а также разобрала самые эффективные каналы лидогенерации. Советую прочитать, если пропустили.
Саммари: как сделать свой маркетинг действительно адаптивным
Подведем итоги. Если хотите, чтобы ваш маркетинг был адаптивным и готовым к любым «волнениям» рынка, то рекомендую:
- учитывать ключевые маркетинговые тенденции и перестраивать свое развитие и продвижение в соответствии с ними;
- определить ценности ЛПР из новых поколений и научиться взаимодействовать с учетом этих особенностей;
- сформировать философию бренда и транслировать ее во всех своих коммуникациях с потенциальными и текущими клиентами;
- использовать brandformance-стратегии и прокачивать лояльность клиентов;
- внедрять CRM и оцифровывать процессы, чтобы контролировать результативность работы, понимать, на каких этапах воронки продаж падает конверсионность, принимать более взвешенные управленческие решения и планировать свою деятельность в перспективе, опираясь на фактические данные, а не на «цифры из воздуха»;
- отслеживать ожидания клиентов и управлять ими.
Успешного вам продвижения и масштабирования!
С самыми внимательными делюсь бесплатным набором готовых подробных стратегий электронного маркетинга, забрать можно по ссылке.
И, как всегда, напоминаю: больше новостей про digital-маркетинг можно найти в telegram-канале.
До связи!