Возврат авиабилетов. Тактика. Что нужно знать

События последних дней заставили большинство из нас вольно или невольно стать экспертами: вирусологами, инфекционистами, удаленными специалистами – в прямом и переносном смысле. Но при этом мы остались работниками, предпринимателями, исполнителями и заказчиками услуг. Об одной из таких категорий – заказчиков услуг перевозчиков – о нас, о пассажирах, сегодня и будет идти речь.

Итак, вы – обладатель авиабилета. И надо же такому статься – полет пришелся на апрель-май сего года. Что делать? Сдать сразу? На что рассчитывать?

Сразу оговорюсь, эта статья не является правовым заключением. Её цель – дать тактические советы пассажиру при возврате билета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Почему тактика? Потому что от неё зависит результат. А для правильного выбора тактики необходимы знания.

Прежде всего, вам, как пассажиру, необходимо понимать, что возврат билета бывает: вынужденный или добровольный.

Разница заключается в том, по какой причине вы желаете вернуть билет. Вынуждают ли вас непреодолимые обстоятельства или вы действует по своей воле. Эта причина влияет на то, в каком размере авиаперевозчик готов вернуть деньги пассажиру.

1. Вынужденный возврат

В большинстве авиакомпаний вынужденным признается возврат билета при наличии одного из условий:

1) отмена или изменение рейса;
2) отказ пассажиру в визе;
3) болезнь пассажира;
4) смерть ближайших родственников пассажира.

Только при наличии одного из условий вам возвратят всю сумму за вычетом сервисного сбора (при наличии такового). Указанные условия должны быть подтверждены соответствующими справками и документами.

Необходимо отметить, что в настоящее время в связи с отменой или изменением рейсов ввиду пандемии Covid-19 многие авиаперевозчики могут предложить вам взамен сертификаты и ваучеры. Такие «заменители» предполагают возможность воспользоваться услугами авиаперевозчика в будущем.

Законны ли такие действия авиакомпаний?

Отвечу так: предложения авиаперевозчиков не являются противозаконными. Другой вопрос, принимать или не принимать вам такой «подарок». Принимайте решение, хорошо взвесив свои возможности и долгосрочные планы с учетом неопределенности в мире. Уточняйте у авиаперевозчика, будет ли признан возврат билета вынужденным. Выясняйте у авиакомпании условия возврата денег. Просите авиа-перевозчика или агента разъяснить преимущества, предоставляемые сертификатами и ваучерами.

2. Добровольный возврат

Добровольный возврат авиабилета предполагает, что пассажиру возвратят неполную сумму, в зависимости от выбранного при покупке тарифа. Чем дороже билет, тем больше сумма возврата – это аксиома.

Разберем ситуацию, когда ввиду последствий пандемии Covid-19 отменены мероприятия, командировки, с целью участия в которых вами приобретен авиабилет. При этом, авиакомпания рейс не отменяла и не изменяла. В таком случае возможен только добровольный возврат билета.

Также, в случае, если в пункте отправления или назначения вашего путешествия введен режим повышенной готовности, но авиакомпания не отменяла или не изменяла рейс, возврат или обмен билета будет считаться добровольным.

Тактически, советую в таких случаях не торопиться добровольно возвращать билет, так как сумму больше чем установлено тарифом вам не получить. Но возможно ближе к дате рейса авиаперевозчик может изменить или отменить рейс, тогда возврат билета будет считаться вынужденным и вы сможете получить всю сумму.

В случае отказа авиаперевозчика или агента возвращать деньги за возврат билета вы вправе требовать не только денежную сумму, но и моральный ущерб в судебном порядке. Обращаю внимание, если стоимость авиабилета окажется меньше 100 тыс руб., то исковое заявление может быть рассмотрено в упрощенном судебном порядке без вызова сторон.

Вывод: пандемия рано или поздно пройдет, а чтобы ее уроки стали для нас полезными, будем внимательно читать условия авиаперевозки и возврата билетов. Искренне желаю вам выйти из сложившихся обстоятельств с минимальными потерями.

33
6 комментариев

Не тянет на инструкцию

1

Не задавался целью предложить универсальную инструкцию. Но спасибо за идею – разобрать на конкретном примере из своей практики. 

2

Вячеслав Подопригора, вместо толкового материала с реальной помощью светанул своим именем в надежде получить профиты. Советую тебе начать с азов: https://en.wikipedia.org/wiki/Content_marketing
Надоели бессмысленные неинформативные материалы-пустышки.

Спасибо за комментарий!
Приму к сведению, полезная англо-язычная статья по ссылке https://en.wikipedia.org/wiki/Content_marketing.

Что касается неинформативного материала, выбор всегда за вами – вынужденный или добровольный.

2

Есть новости. Похоже скоро нас ждет нормативный акт, позволяющий авиакомпаниям не осуществлять вынужденные возвраты средств пассажирам за билеты в денежной форме.
Как сообщает РБК, с такой инициативой вышла крупнейшая авиакомпания "Аэрофлот". Фактически, "Аэрофлот" уже приостановил возврат денег за билеты туроператорам.
Вместо выплаты предлагается зачислять средства на личный счет пассажира в авиакомпании или выдавать сертификаты с возможностью их использования при покупке билетов в будущем.
Ранее с предложением закрепить на законодательном уровне возможность выдачи пассажирам сертификатов или ваучеров вместо денежной компенсации выступала российская АЭВТ (Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта).
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже дала авиакомпаниям разъяснения о признании "ваучеров" вместо возврата денег законной формой в отношениях потребителей услуг воздушного транспорта и авиакомпаний.