Алло? Нам срочно нужен CEO! Я собираюсь выходить из операционки!

Покажите мне предпринимателя, которому по ночам не снится сон о выходе из операционки? Когда ты наконец-то сидишь на Бали в красивом баре, попивая смузи, фреш (или что там пьют вышедшие из операционки), подключаясь максимум на 1-2 зум-звонка. И кажется, что для реализации мечты всего-то надо нанять CEO (по совету наставника бизнес-наставников). Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Алло? Нам срочно нужен CEO! Я собираюсь выходить из операционки!

Меня зовут Юлия Кузнецова, я главный редактор и консультант компании Тринити-Конлсат. Мы специализируемся на построении сильных команд и решаем вопросы, как ими эффективно управлять через подбор, адаптацию и мотивацию; построение систем управления персоналом и развитие HR-бренда.

Нанимать или не нанимать?

Бытует мнение среди предпринимателей, что найм CEO — это волшебная таблетка, которая решит все проблемы. И больше не надо будет возиться с командой и разбираться с их косяками. Красота, правда? Но не всё так просто.

Почему CEO не всегда спасает

Опишу реальный случай из практики: успешный бизнес, специализирующийся на розничной торговле электроникой (работает в 5ти регионах РФ), решил нанять CEO для выхода на новый уровень. Основатель компании рассчитывал, что CEO возьмет на себя всю операционную деятельность, освободив его для стратегического планирования и развития бизнеса.

Однако, уже через шесть месяцев стало ясно, что что-то пошло не так. Новый CEO оказался высококлассным профессионалом с отличным послужным списком, но компания начала терять прибыль, а сотрудники стали уходить. Предприниматель уволил СEO и обратился к нам с запросом подобрать более профессионального профессионала (а как по-другому?).

Алло? Нам срочно нужен CEO! Я собираюсь выходить из операционки!

Однако когда мы стали проводить аудит (чтобы понять причину неудачи прошлого кандидата), основной проблемой оказалась не отсутствие компетентности у CEO, а отсутствие крепкой HR-системы в компании, которая бы поддерживала и направляла работу всех сотрудников. Без неё даже самый талантливый управленец окажется бессильным.

HR-система — это основа успешного управления персоналом. Что на включает в себя?

  • Процесс подбор сотрудников: как нанять лучших специалистов. Кого мы ищем, для каких целей, с какими компетенциями, на каких площадках, как проверяем компетентность сотрудника? Как нам сделать выгодным предложение для нужного специалиста и переиграть крупняков, если мы пока - небольшой бизнес?
  • Процесс адаптации: как помочь новым членам команды влиться в коллектив. Кто расскажет про компанию? Кто введет в курс дела по текущим задачам? Кто будет следить за процессом интеграции нового сотрудника? Как мы убедимся, что он понял все так, как нам надо?
  • Мотивацию и развитие: системы поощрения и профессионального роста. Как мы развиваем наших сотрудников? Кто до какой позиции может вырасти? Как мы отмечаем заслуги лучших? Какие у нас KPIs показатели? За что мы реально платим деньги команде?

А если всё-таки хочется на Бали?

Зима..кхм, простите... Бали близко!
Зима..кхм, простите... Бали близко!

Надеюсь, мы поняли: чтобы подготовить бизнес к выходу из операционки и найму CEO, нужно выстроить систему управления командой. Ниже представляем мясной контент: пошаговый план из 4-х пунктов по построению HR-системы.

Шаг 1. Определить роли и обязанности.

Четкость задач: каждый член команды должен чётко понимать, что от него ожидается. Это достигается с помощью подробных должностных инструкций и регулярных встреч со своим руководителем.

Пример: менеджер по продажам должен знать, что его основная цель — привлечение новых клиентов и удержание существующих. Если у него есть чёткие показатели, такие как количество звонков в день или ежемесячные цели по продажам, его работа становится более структурированной и эффективной.

Шаг 2. Разработать систему мотивации.

Цели и вознаграждения: сотрудники должны четко знать, что их ждёт за выполнение и перевыполнение планов. Наша рекомендация - это создание динамической системы KPIS.

В одной компании мы внедрили динамическую систему KPIs , где сотрудники за перевыполнение планов ты получали повышенный бонус, за недовыполнение - пониженный. Прочитайте нашу прошлую статью, мы подробно расписали кейс.

Шаг 3. Создайте процесс адаптации

План вхождения: Новые члены команды должны проходить через четкий, поэтапный процесс адаптации, который включает знакомство с компаний, внутренними правилами, культурой общения, смежными отделами и так далее. Чтобы сразу разобраться, "въехать" в бизнес и быстро начать приносить пользу и результаты.

Для нашего клиента - крупного ипотечного брокера - мы разработали план адаптации для сотрудников HR-функции, который в себя включал день в отделе продаж, когда HR-специалист наблюдал за работой отдела, слушал их разговоры, чтобы лучше понимать специфику работы одного из ключевых отделов компании и какие люди, с каким характером впишутся в команду, а какие - нет.

Да ладно, зачем нужна эта система адаптации? Сам не разберется?
Да ладно, зачем нужна эта система адаптации? Сам не разберется?

Шаг 4. Обратная связь и развитие

Регулярные ревью: проводите регулярные встречи для обсуждения результатов работы и планов на будущее. Так каждый в кашей команде будет понимать, за что его ценят, что нужно в себе развивать, а от чего наоборот избавляться.

Введите за правило в каждом отделе проводить ежеквартальные one-on-one встречи между менеджерами и сотрудниками, где будут обсуждаться достижения, трудности и пути развития. Для пущей эффективности внесите показатель проведенных встреч в квартальные или годовые KPIS менеджеров (руководителей)

Готовы к переменам?

Найм CEO может стать отличным решением для бизнеса, но только в том случае, если компания готова к этому шагу. Хотите действительно выйти из операционки и отдыхать на Бали (в Карелии / в Европе - подставьте своё)? Подготовьте крепкую HR-систему, выстроите процессы и только потом думайте о найме топ-менеджера.

Если вы хотите разобраться, как улучшить управление персоналом в вашей компании, обратитесь к нам за услугами по построению HR-системы. Оставьте заявку на бесплатный экспресс-аудит можно на нашем сайте.

А если вы все-таки решили найти CEO или другого высококвалифицированного специалиста, разместили вакансию, но откликов на неё нет - подписывайтесь на наш телеграм-канал и оставляйте заявку на разбор вакансии: раз в 2 недели мы проводим открытые разборы и исправляем предложения о работе, после чего отклики начинают поступать в первый же час.

1313
32 комментария

Опять инфобиз, из разряда наймите сео чтобы выйти из операционки, делегируйте и т.п. Очередная реклама своего ТГ канала, статью не осилил. vc не торт, в комментах одни боты!

2
Ответить

Максим, а вот зря вы статью не осилили: мы с вами в одной лодке - пишем о том, когда нанимать CEO не стоит)

Ответить

Большинство собственников, заявивших о выходе из операционки из нее не выходят. Более того, начинают соревноваться с нанятым CEO в профессионализме, более того их раздражают успехи СЕО. Ох уж эти черты гендерные оргповедения 😊. Никогда не рекомендую СЕО устраиваться на такие проекты.

1
Ответить

Как вы правы! Включается ревность. А еще часто: не давать всех полномочий, необходимых для реального результата, саботировать его работу, отменять его решения (демонстрируя сотрудникам, кто тут главный). Как считаете, бывают исключения?

1
Ответить

Мурад, благодарю за комментарий. Мы видим разную картину, есть компании, куда мы хантили СЕО - и там собственники действительно выходили из операционки.

Ответить

Очень неожиданно что пришел СЕО и развалились кадры. Как он этого не заметил ?

Ответить

Конечно заметил)
Особенность CEO такова, что если в компании нет четко принятых стандартов, любой хороший СЕО начинает устанавливать свои. И это правильно. Только тогда собственнику надо быть к этому готовым, и еще быть готовым к тому, что надо закладывать фонд на смену команды (а это тоже расходы).

1
Ответить