Как быть многозадачным за не много своих сил

Чем круче специалист, тем быстрее и больше задач он должен выполнять за единицу времени. Сейчас навык жонглировать задачами является важнее чем зрение и слух. В связи с этим возникает искажение в понимании что такое многозадачность и как она может приносить эффективность сотруднику, команде, бизнесу, пользователю.

Когда мечтал быть на расхват
Когда мечтал быть на расхват

Что не является эффективной многозадачностью

Часто крутые многозадачные люди представляются как те, кто может рисовать макет, писать сообщение коллеге, читать пост на вс, декомпозировать задачу, доедать кашу и подбирать курс по игре на волынке в промежутке 30-ти минут. Нравится вам это или не очень, но мозг не умеет качественно делать больше одного дела за раз, подчеркиваю КАЧЕСТВЕННО. Можно делать работу и слушать музыку. Но что-то из этих двух дел будет на втором плане. Вы не сможете запомнить слова песни и одновременно вникнуть в суть задачи. В зависимости от приоритета победит то, чем вам интереснее, нужнее заниматься сейчас.

Для получения качественно выполненной задачи требуется вдуматься, вчитаться, проанализировать, сравнить, настроить мозг. И задействовать глубинную систему, которая жрет ресурсы организма похлеще чем проект в фигма со 100500+ скрытыми слоями. Система ленива и не любит чтобы её беспокоили просто так. А особенно она дико орет с того, что её отвлекают каждые 20 минут после начатого дела.

Каждое «переключение» с одной задачи на другу длится примерно 15 минут. Вы начали делать задачу, сожгли 15 минут мозга-топлива, потом вы резко перекинулись на внезапную «мега, супер важную» задачу которая выскочила из мессенджера и потратили еще 15 минут драгоценной специи. И вот вас отвлекли каких-то 5 раз и вы за день потеряли в эффективности 75 минут жизни. По итогу дня гора надкусанных задач, отсутствие ощущения что сделал что-то полезное, фитиль выгорания потихоньку запален. Вы можете в таком темпе протянуть какое-то время, и в один момент проснуться с мыслью «Слава роботам! Убить всех человеков!». Не надо так.

Такое расточительство двигает нас на поиски энергии извне, в виде энергетиков, кофе и прочих стимуляторов-имитаторов жизни. Все они ослабляют работу психики, нарушают качество сна что приводит к апатии, депрессии. А эти душные состояния сложно подправить. Всегда лучше проводить профилактику чем лечение. Многозадачность может быть эффективной и полезной для носителя, без аннигиляции последнего.

Я умею все делать.... не очень!
Я умею все делать.... не очень!

Что есть эффективная многозадачность

Скорость выпуска фичей зависит от понятных, предсказуемых паттернов взаимодействия между членами команды. Когда каждый может строить свой рабочий день опираясь на свои энергетические спады и подъемы. У каждого свой режим эффективности, но есть общие рекомендации которые помогут стать эффективным многозадачником. Вот же они:

  • Распишите задачи на следующий день в конце текущего дня. Понимание того, что вас ждет завтра и в каком порядке поможет настроиться на рабочий лад и даст чувство предсказуемости. Наш мозг очень любит предсказуемость и успокаивается. Плюс это повышает удовлетворенность от себя, даже если вы сделали не всю задачу целиком, вы будете чувствовать воодушевление. Да, все может пойти вообще не по плану, но вы уже будете настроены на определенную работу и выделите нужные ресурсы в голове, которые можно направить на внезапные задачи.
  • Ставьте себе реальное количество задач. Задачи любят счёт. Оценивайте свои силы здраво, обдумывайте решения, риски, приоритеты. Если вы определите для себя 10 задач, вы их сделаете. Если вы поставите на день 2 задачи, то вы сделаете ровно 2 задачи. Так устроен мозг, он не умеет считать, держать в себе тайминги. Вся надежда на вас. Выпишите задачи и время на их выполнение. Начните с минимального набора, после увеличивайте список задач и время на их выполнение. Когда мозг ограничен во времени появляется азарт сделать быстрее чем планировалось, проверить себя. Этим пользуется Яндекс.Навигатор и специально завышает время в пути, чтобы водитель смог приехать пораньше и получить маленькое дофаминовое поощрение, ура.
  • Проговорите с коллегами порядок назначения встреч. Погнали в переговорную есть вопросик на 5 минут, не больше, буквально слово и слово, потолок! Наверняка встречали подобные сообщения, в итоге пять минуток превращались в двух часовой спитч в ходе которого придумано два стартапа, описано десять возможных фичей для продукта, но не вашего. Чтобы избежать подобных ситуаций приучайте себя и коллег к постановке встреч в календаре. Это поможет повысить дисциплину и продуктивность каждого сотрудника, а также сохранит много эффективного времени. В процессе постановки встречи инициатор со спокойным умом обдумает всё, поймет а надо ли вообще ему это и кто нужен на встрече.
  • Описывайте для всех тему и желаемый результат встречи. Чем детальнее вы опишите суть и желаемый результат от встречи в календаре, тем спокойнее и подготовление будут участники. Да и вы сами соберете все свои сверкающие винтики озарения в цельную конструкцию. Встречи в которых есть только дата и время вызывают чувство не ясности, падает мотивация туда идти, как будто вас разбудили среди ночи, всучили в руки плюшевого медведя и сказали «нет времени объяснять, стой и иди».
  • Используйте таймер для фокусировки внимания. Приложения по типу Forest запускают таймер, который не дает вам пользоваться телефоном пока не закончится время. Также это помогает не отвлекаться и на реальный мир, как же я буду рассматривать своё ничего, когда у меня там таймер ждет. Со временем вашим таймером станет полезная привычка выработанная практикой.
Владыка спокойствия и дедлайнов
Владыка спокойствия и дедлайнов

Многозадачность не дар сверх людей, а набор правильных привычек доступный каждому

В потоке хаоса и не известности можно обзавестись маленькими веслами, которые помогут вам регулировать направление личной эффективности. Ясные и конкретные задачи, описанные понятными для вас словами и облеченные во временные рамки превратят вас из многострадальца в эффективного человека, способного масштабироваться в себе и в работе.

Расходуйте свой умственный ресурс с максимальной выгодой для вас и окружающих. Обращайте внимание на тревожность, реальные факты и надуманные. Учитесь говорить нет и озвучивать ваши профессиональные границы, интересуясь границами ваших коллег. Дисциплина это не запрет на какие-то действия, это лишь избавление от тех действий, которые не приносят вам пользы. Здоровья и развития вам, ребята!

п.с. гоу в мою телегу, че покажу

11
7 комментариев

Статья поверхностная

Ответить

Могли бы детальнее описать что вы хотели бы узнать из подобных статей?

Ответить

некоторым совершенно не дано быть многозадачным, просто мозг на такое не способен

Ответить

Это зависит от мотивации, желаний и целей. Человек может всё, если захочет узнать свой предел возможностей. У каждого одинаковый набор данных которые можно прокачать до той степени, которая необходима для личного удовлетворения жизнью.

Ответить