Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

И способы их избежать от Владимира Широковских — специалиста с предпринимательским опытом 25+ лет

Быть предпринимателем — это непрерывно принимать решения, постоянно совершенствовать бизнес-процессы и извлекать уроки из собственного опыта. На таком пути ошибки неизбежны. Но что если некоторых из них можно избежать?

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

В этом материале Владимир Широковских, предприниматель и ментор с опытом 25+ лет, поделится пятью наиболее распространенными ошибками, которые совершают предприниматели малого и среднего бизнеса, и предложит способы их исправления.

Владимир — специалист в области юридического и финансового консалтинга с 25-летним опытом. Его компания помогает физическим и юридическим лицам в решении финансовых и юридических вопросов, поддерживает малый и средний бизнес. Владимир помог десяткам тысяч предпринимателей купить оборудование, поддержать обороты, закрыть кассовые разрывы и решить другие финансовые и организационные вопросы.

"Когда мы находимся на пути долгосрочного сотрудничества, мы всё глубже проникаем в суть дела предпринимателя, понимаем его мотивы и стремления. В нас начинают видеть не только финансового партнера, но и надежную опору во всех своих начинаниях. Это взаимодействие создаёт потрясающий эффект синергии".

Ошибка 1: Отсутствие стратегии и целеполагания

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

Начинающие предприниматели часто уходят в операционные задачи, игнорируя стратегическое планирование. Они забывают, что их главная обязанность — разработать стратегию развития, описать точку В и С, куда бизнес должен прийти через 1-3 года. Занимаясь текущими вопросами вроде подготовки документов, общения с налоговой, коммуникацией с клиентами и другими рутинными операционными делами, управленец сам себе мешает вести стратегическую деятельность.

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

  • Четко определить свои цели на среднесрочную и долгосрочную перспективы (точки В и С)

Цели должны быть конкретными, с цифрами. Вместо общих слов вроде «стать богатым» нужно прописать четкие цифры производства или оборота в течение определенного периода времени.

  • Разработать функциональную структуру компании

Здесь важно выявить ключевые аспекты деятельности компании и определить, как они должны функционировать для достижения поставленных целей. Кто будет ответственен за каждую область деятельности, какие ресурсы потребуются, чтобы достичь заданных показателей.

  • Подобрать правильных людей и определить их роли

Сотрудники должны знать, как их индивидуальные цели соотносятся с общими целями предприятия.

К примеру, если владелец компании органических продуктов стремится стать лидером в сфере здорового питания, он нанимает директоров по маркетингу, производству и финансам, каждый из которых чётко понимает свою роль и вклад в общие цели бизнеса. Маркетолог разрабатывает стратегию, которая подчёркивает уникальность органических продуктов и привлекает целевую аудиторию. Директор по производству обеспечивает высокое качество продукции и эффективный производственный процесс. Финансовый директор разрабатывает финансовую стратегию, обеспечивая устойчивость и рост компании. Благодаря ясному пониманию своих ролей и вклад в общие цели, команда работает слаженно, что способствует успешной реализации стратегии роста и укреплению позиций компании на рынке здорового питания.

  • Составить финансовую модель и финансовый план

Это поможет учредителю видеть структуру доходов и расходов, определять моменты кассовых разрывов и принимать своевременные решения. Таким образом можно более эффективно управлять финансами и бизнес-процессами. Отсутствие финансового плана — тоже типичная ошибка предпринимателя, о которой мы поговорим ниже.

Помочь построить систему может опытный эксперт. Найти его можно, к примеру, среди своих знакомых, — скорей всего в вашем кругу есть успешные предприниматели, к которым можно обратиться за помощью или советом. Еще один вариант — присоединиться к клубам и сообществам предпринимателей или обратиться к профессиональным менторам на специализированных платформах, таких как Experum.

Ошибка 2: Недостаточное делегирование и отсутствие доверия

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

Многие предприниматели сталкиваются с проблемой делегирования полномочий и доверия к своим сотрудникам. Из-за страха доверять людям бизнес не будет расти и развиваться, а предприниматель потратит все свое время на операционку вместо того чтобы заниматься стратегическим планированием.

Подумайте, кто вы в своем бизнесе и какие у вас обязанности. Если вы основатель компании и у вас нет других компетенций, необходимо делегировать все остальные задачи другим людям. А если вы, к примеру, еще и юрист, то распределите свое время таким образом, чтобы его хватало и на юридическую, и на управленческую деятельность.

Как начать изменения:

  • Поработайте над собой

Обратитесь за психологической помощью, чтобы научиться правильно доверять другим и делегировать ответственность.

  • Поймите принципы делегирования

Делегирование не сводится к простой передаче обязанностей, — оно предполагает наделение людей определенными функциями и их последующую проверку.

  • Распределите обязанности

Определите свои обязанности как основателя компании и делегируйте все остальное в соответствии с функциональным направлением каждого члена команды.

  • Воспользуйтесь поддержкой ментора

Если вам трудно самостоятельно оценить ситуацию или вы понимаете, что уже долго стоите на месте и по-настоящему делегировали только уборку помещений, обратитесь за помощью к ментору, который поможет найти оптимальные решения для развития бизнеса.

Делегирование не означает просто отдать кошелек с деньгами и надеяться, что все будет сделано правильно. Необходимо наделять людей конкретными функциями и проверять их работу. Если вы не доверяете другим, то и вам не доверяют. Это становится преградой для вашего роста как предпринимателя, ведь в сутках всего 24 часа, и успеть все сделать одному физически невозможно.

Ошибка 3: Непостроенная или неправильно построенная финансовая модель

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

Многим это кажется сложным и непонятным процессом. Кто-то ограничивается записями в тетради или таблицах Excel, кто-то работает по принципу «сделаю как пойдет, там разберемся».

Отсутствие финансовой модели мешает правильной оценке потенциала бизнеса и принятию обоснованных инвестиционных решений. Все идеи кажутся прекрасными до тех пор, пока их не начали анализировать в Excel. Тогда становится ясно, что многие расходы и доходы были недооценены или упущены. К сожалению, человеческая память не способна удерживать всю необходимую информацию, и финансовая модель помогает систематизировать и проанализировать все аспекты бизнеса.

Представьте, что у вас есть кофейня. Вы рассматриваете приобретение нового кофейного аппарата, который делает кофе в два раза быстрее. Первоначально это может показаться выгодным вложением, но без финансовой модели вы не сможете учесть все аспекты. К примеру, вы не просчитаете, что этот аппарат значительно дороже в обслуживании, а также не оцените влияние его скорости на проходимость кофейни — возможно, ваша точка находится не в супер-проходимом месте, и нужды в скоростной конвейерной варке просто нет. Такие факторы могут существенно повлиять на конечные финансовые результаты и принятие решения о покупке.

Построение финансовой модели позволяет видеть не только текущую ситуацию, но и прогнозировать будущие изменения, принимать обоснованные решения и минимизировать риски. Можно сесть и сделать ее самому, но надежнее создать этот документ в тандеме с профессионалом, который построил уже не один десяток финансовых моделей. Таким образом вы сможете просчитать максимальное количество рисков и вывести свой бизнес на новый уровень.

Ошибка №4: Отсутствие юридических документов

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

Заключение договоров и страхование позволяют обеспечить безопасность и защиту интересов как бизнеса, так и его клиентов. Но даже в наше время многие не хотят тратить время и силы на изучение документов и условий страхования, а также на составление юридических бумаг. Халатное отношение к документам может привести к серьезным проблемам в будущем, особенно в случае возникновения споров или неурегулированных вопросов.

Определенные типы договоров, особенно те, где речь идет о финансовых обязательствах, должны заключаться в письменной форме и иметь определенные правовые требования. Неправильное оформление договоров может привести к тому, что расходы не будут признаны налоговыми органами, что, в свою очередь, может повлечь за собой штрафы и дополнительные расходы.

Честное и прозрачное ведение бизнеса — залог успеха. Недопущение теневых сделок и полное соблюдение законодательства помогают избежать проблем с налоговыми органами и другими контролирующими организациями.

Некоторые откладывают заключение договоров из-за сомнений в сложности этого процесса. Однако разработка договора может занять всего несколько часов, и стоимость этой услуги вполне доступна. Нужно помнить, что вложение в правильное оформление бумаг может сэкономить вам много денег и нервов в будущем.

Ошибка 5: непрозрачность внутренних процессов

Как не потерять свой бизнес. Пять ошибок начинающих предпринимателей

Все внутренние процессы, такие как документооборот и бухгалтерские вопросы, должны быть максимально прозрачными и хорошо организованными. Это поможет избежать ошибок и недоразумений, а также обеспечит более эффективное функционирование компании. А еще полная прозрачность в бизнесе способствует доверию со стороны клиентов и партнеров, что является ключевым фактором для успешного развития компании.

Вместо заключения

Совершать ошибки — это нормально. И все же определенные ошибки лучше избегать. Например, отсутствие четкой стратегии и определенных целей, страх делегирования ответственности, неправильное построение финансовой модели и недостаточная юридическая защита могут стать серьезными препятствиями на пути к успеху. Если вы чувствуете, что самостоятельно работать над улучшением процессов слишком сложно и затратно, стоит обратиться за помощью к опытным коллегам или экспертам. Они могут помочь адаптировать процессы к постоянно меняющимся условиям внешней среды и требованиям рынка, что способствует успешному развитию компании в долгосрочной перспективе. Только постоянное совершенствование и улучшение позволят бизнесу сохранять свою рентабельность и конкурентоспособность.

Оставайтесь на связи с системным предпринимателем Владимиром Широковских

Канал в Telegram

Сообщество ВКонтакте

22
4 комментария

Я когда начинала столкнулась со всеми из перечисленных ошибок, поэтому могу сказать, что вы абсолютно все верно сказали и спасибо вам за это!

1
Ответить

Спасибо Вам за подтверждение моих заметок 👍 Видимо мы с Вами прошли одну дорогу 🤝

Ответить

Подписываюсь под каждым пунктом, все так и есть

Ответить

Вот поэтому я и решил написать эту статью. Чтобы и другие предприниматели были предупреждены = вооружены…🤓

Ответить