7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Мы опросили 1000 офисных сотрудников российских компаний на тему самых ненавистных рабочих задач. А еще выяснили, как они с такими задачами справляются. Рецепты разные: от автоматизации с помощью нейросетей до увольнения.

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Что я ненавижу больше всего?

Казалось бы, что такого удручающего может быть в процессе коммуникаций? Ведь как гласит известная пословица — «языком молоть — не мешки ворочать». Но 90% опрошенных с ней бы не согласились. 50% из них ненавидят отвечать на глупые вопросы от коллег и клиентов, а 40% — сидеть на встречах, созвонах и вести прочую устную коммуникацию. Самыми распространенными причинами такой ненависти по словам очевидцев стали:

  • Уверенность, что большинство рабочих созвонов отвлекают от важных задач, не принося никакой пользы. Waste of time!

  • Донесение информации, которая легко «гуглится» или прописана в документации компании;

  • Ну и сам процесс назначения, согласования и подтверждения встреч или созвонов!

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Ставьте лайк, если вас триггернул один из пунктов.
Но все же, почему именно коммуникации даются многим труднее всего? Решили поинтересоваться у эксперта.

Люди непредсказуемы. С предметами и объектами взаимодействовать проще, а коммуникация — это когнитивно и эмоционально сложная работа. У всех разный эмоциональный потенциал — мы не можем из интроверта сделать экстраверта. Но снизить уровень стресса за счет способности распознавать свои и чужие эмоции и действовать целесообразно ситуации мы можем.
Анна Бабич, психолог, автор telegram-блога «Жить навстречу себе»

Ну а мы продолжаем черный список: 26% опрошенных отметили, что не выносят работу с документами и отчетами. Это монотонно, требует высокой концентрации внимания да еще и иногда оказывается никому не нужным (по большей части касается отчетов).

17,5% сотрудников с трудом дается создание презентаций, а 12% – составление ТЗ для коллег и подрядчиков. И в том, и другом случае нелюбовь к этим задачам чаще всего связана с необходимостью структурировать информацию, а потом еще и повторно проговаривать, что ты имел в виду в этом пункте/на этом слайде.

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Кстати, существует научное объяснение тому, почему наш мозг не любит монотонную работу. Рассказал нам об этом Даниил Бутылин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук:

Вообще деятельность нашего мозга довольно рациональна по своей сути. Однако дело в том, что однообразная монотонная деятельность не может вызывать у нас новых приятных эмоций. Поэтому и возникает чувство скуки, раздражительность, теряется фокус внимания. Таким образом наша психическая деятельность стремится обозначить свое желание получить новые эмоциональные впечатления.
Даниил Бутылин, основатель клиники ментального здоровья «Cerebrum»

Что ж, надо попробовать подходить к рутинным делать с ноткой креативности!

Оказалось, что почти так же, как люди не любят составлять ТЗ, они не любят вести таск-трекеры и вообще уделять время планированию задач – таких 11,5%. Хотя правильная постановка проблемы или задачи – это уже почти половина ее решения! Подбодрите себя этой фразой, когда в следующий раз будете прописывать задачи на спринт.

Завершает антитоп задач написание писем и текстов. Страх белого листа, грамматической ошибки в письме клиенту, попытки подобрать подходящие формулировки да и просто нежелание тратить время на типовые письма или тексты – это и многое другое вызывает неприятные чувства и желание кому-нибудь делегировать эту рутину.

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Ненависть объединяет!

Весь перечисленный список нелюбимых рабочих дел объединяют:

  • Вынужденный выход из зоны комфорта – 24,7% опрашиваемых;

  • Монотонность и отсутствие интереса к задаче – 24% опрашиваемых;

  • Осознание того, что мог бы потратить время с большей пользой – 20,5% опрашиваемых.

60% сотрудников ответили, что не откладывают ненавистную задачу, а пытаются сделать ее как можно скорее, 40% – оттягивают до последнего. Мнения экспертов на этот решения подобных задач тоже расходятся.

Лучше делать нелюбимые задачи в первую очередь, потому что когда мы оставляем их на потом, то мы больше тратим энергии на сопротивление и быстрее истощаем свой ресурс
Анна Бабич, психолог, автор telegram-блога «Жить навстречу себе»
Универсальная методика когнитивно-поведенческой терапии - десенсибилизация. Проще говоря, методика поэтапного систематического уменьшения негативных эмоций. Я бы предложил читателям начинать с самых небольших и энергосберегающих задач, постепенно переходя к крупным и более сложным.
Даниил Бутылин, основатель клиники ментального здоровья «Cerebrum»

Кстати, если вы думали, что не существует людей, которых устраивают все рабочие обязанности, то спешим вас удивить:

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Увы, не всем суждено быть бухгалтером или иметь такой позитивный настрой, как у сотрудников со скринов выше – всего 32,7% опрошенных относятся к вопросу ненавистных задач философски: «Все нормально, это просто работа». А вот 46,4% сотрудников выгорают и чувствуют, что работа им надоела. 13,3% же считают, что плохо выполняют остальные задачи, поскольку рутинные и нелюбимые забирают все силы.

А что входит в аптечку первой помощи, если человек понял, что выгорел?

Нужно понять, куда уходят силы. Стоит провести исследование, может быть, даже дневник повести, чтобы определить, что вас опустошило, на что вы потратила силы, что вызывает стресс, какие процессы или какой человек. А вторая задача, задать себе вопрос: Что я буду с этим делать? Мир внешний не изменится, другой человек не изменится. И здесь есть два варианта. Иногда мы можем изменить ситуацию, например, делегировать эту задачу, найти подрядчика, оптимизировать процесс.

Второй вариант – перестать бороться с этой ситуацией, если не можешь её изменить. Это трудно, но навыки принятия – это важнейшее условие для комфортной внутренней жизни.

Анна Бабич, психолог, автор telegram-блога «Жить навстречу себе»

А чтобы не доводить себя до состояния, близкого в выгоранию, мы составили для вас бинго здорового сотрудника, которое вы можете распечатать и повесить над столом!

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

А решение есть?

Одно из очевидных решений проблемы, если ты еще не выгорел настолько, чтобы увольняться, это делегировать рутину, в том числе нейросетям. Пока всего 20% из опрашиваемых время от времени прибегают к помощи AI-помощников, но способы применения самые разнообразные:

  • Помощь в брейншторминге;

  • Редактура и переписывание текстов;

  • Генерация смешных картинок к презентации;

  • Краткое изложение текста, видео, записи звонка;

  • Объяснение простым языком сложных вещей;

  • Подготовка контент-плана и написание постов;

  • Составление структурированного ТЗ из полотна текста.

Мы проводили это исследование, чтобы лучше понимать боль наших пользователей. И хотя нейросети сегодня еще не готовы решать супер-сложные задачи, делегировать какую-то рабочую рутину им можно. Показываем, как ее решает Jay Copilot, all-in-one AI-ассистент с доступом к ChatGPT, Dalle, GigaChat, YaGPT:

Помощь с анализом графиков и схем

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Рекомендации по дизайну и контенту

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Расшифровка и саммаризация встреч

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Ох, если бы они работали за меня!

В последнем пункте опроса мы предложили людям немного помечтать и написать, какие задачи они хотели бы полностью делегировать нейросетям. С ходу вычислили тех, кто находится на грани выгорания и срочно нуждается в помощи AI-ассистента:

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Нашлись и AI-скептики, но как верно заметил один из них: «Раньше и механика мне нравилась больше автомата». Ведь стоит только сделать шаг навстречу инновациям, как жизнь станет ощутимо проще.

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Так какие же задачи люди с удовольствием бы делегировали нейросетям?

7 причин моей ненависти: какие рабочие задачи бесят сотрудников? Исследование

Люди не хотят, чтобы нейросеть креативила или решала интересные задачи за них. Люди хотят избавиться от рутины и направлять все силы в задачи, решение которых приносит ощутимый эффект бизнесу. Это абсолютно правильный подход в эпоху, когда часть монотонной работы можно делегировать генеративному AI. Остается только выбрать подходящий инструмент и приловчиться к нему! А там и сами не заметите, насколько безболезненным станет процесс выполнения рутинных и скучных задач.

77
5 комментариев

глупые вопросы как раз не бесят, над ними можно шикарно постебаться а потом поржать всем офисом, это как раз расслабляет, а вот когда начальство начинает тебе объяснять как правильно что то делать, в чем ты уже работаешь несколько лет, а начальство вообще не в курсе как это делается, вот это реально бесит)))

2

Когда запара, много работы, ничего не успеваешь, и найдется человек , который спец по глупым вопросом, то тогда смешно и весело не будет

Да уж глупые вопросы максимально бесят, но при этом нужно отвечать и на них

судя по этому опросу нас в работе бесят другие люди, ну в принципе ничего нового...Большинство отчетов это монотонная работа, при которой нужно быть максимально внимательным, чтоб не пересчитывать все несколько раз, а делать одно и тоже несколько раз конечно бесит