Мягкая сила. Почему тебе отказали из-за пятна на футболке

Яна Зарифулина, менеджер рекрутингового агентства RealHR рассказывает о том, почему на самом деле Soft skills важнее Hard, и как это влияет на количество ваших офферов.

Мягкая сила. Почему тебе отказали из-за пятна на футболке

В мире HR уже много лет идут дискуссии по поводу Hard и Soft skills*. Основные вопросы – что важнее, как правильно оценить, как развивать и прочее. Но сегодня я расскажу о другом.

* Для тех, кто не в теме, Hard – это конкретные профессиональные навыки, например, умение заводить рекламные кампании или пользоваться CRM.

Soft – это про личностные характеристики, которые также отражают ваши навыки, но уже социальные – умение подстроиться под собеседника, хорошо себя подать, работать в команде и т.д.

Итак, пока вы увлечённо рассказываете мне о своём профессиональном опыте на собеседовании, я успеваю обработать информацию о том:

– Какие интонации вы используете в речи;

– Во что вы одеты;

– Сколько раз сказали "мы" и сколько раз сказали "я";

– Какими словами мимолётно отзываетесь о коллегах;

– Насколько вы позаботились о причёске и макияже;

– Какие эмоции вы испытываете и, вероятно, испытывали тогда;

– Обращаете ли вы внимание на мои невербальные сигналы;

– Как хорошо вы выстраиваете логическую цепочку в повествовании;

– Насколько вы дружелюбны;

– И многое другое.

Поверьте мне – любой из этих пунктов может стать причиной отказа после собеседования, даже если вы профессионал своего дела.

Вы должны понять, что отказ из-за Soft skills – это очень щекотливый момент для рекрутера. Мы не в 19 веке, где было важно уметь стоять у станка, не отрезав себе пальцы. В том мире, в котором мы живём сейчас, в первую очередь вас будут оценивать именно как человека. Нам с вами дальше работать бок о бок, поэтому для меня будет важно, насколько вы умеете слушать, какой настрой вы привнесете в коллектив, насколько с вами приятно общаться и захотят ли ребята позвать вас в пятницу вечером в бар. Это не мои "хотелки", это реалии современного общества, и если я не умею отсеивать людей по их личностным особенностям – грош цена моему рекрутингу.

При этом, рекрутер никогда не скажет вам:

– К сожалению, мы остановили свой выбор на кандидате, который не перебивал на собеседовании;

или

– От вас дурно пахло.

Деловой этикет принесёт вам ответ в стиле:

– Мы выбрали кандидата, у которого больше опыта;

– Стандартная отбивка HH об отказе;

– Вам не ответят совсем (как это часто бывает).

Самое обидное здесь – это то, что при всём желании, НR на стороне компании не может сказать вам правду. Потому что:

а) Многие люди не способны принять такую критику

б) Многие пойдут и напишут плохой отзыв на каком-нибудь сайте.

Мы сами ставим палки в свои колеса.

Никогда бы не подумала, что, работая на стороне рекрутингового агентства, я смогу почувствовать себя героем – потому что именно здесь я могу выложить кандидату всю его подноготную и вместо гнева получить благодарность. Человек понимает, что я хочу ему помочь и внимает. Я могу себе позволить давать рекомендации, репетировать какие-то моменты из интервью, а также делиться информацией, которая мне кажется элементарной, а для человека – новый мир. И никакого обмана!

Примеры из практики:

– Прочитай про модель STAR и старайся выстраивать ответы в этом ключе. Можем созвониться и порепетировать.

– Ты сейчас так спешишь, что я слышу, как тебе приходится захватывать воздух между фраз. Будь спокойнее. Говори медленнее. Так тебя лучше поймут и выше оценят.

– Не забывай, что эта должность предполагает выезды к клиенту. Как ты одеваешься на крупный контракт? Давай на собеседование так же.

– Я заметила, что ты часто перебиваешь. Меня это не трогает, но на собеседовании тебе откажут. Давай над этим поработаем.

– В твоём голосе много неуверенности. То, что тебе отказали в трех компаниях – значит лишь то, что их задачи в другой плоскости. Ты отличный специалист. Я это знаю и хочу слышать это в твоей речи. Давай заново.

Доходило до того, что я рекомендовала техники из гештальт-терапии для проработки обиды на кинувшего тебя начальника (привет, высшее образование). Самое важное, чтобы кандидат исправил косяки не просто на момент собеседования, но и действительно переосмыслил свое поведение.

И вот происходит чудо!

Человек –

а) Удивляется;

б) Исправляется;

в) Трудоустраивается.

Кажется, на счету нашего агентства десятки (или сотни?) благодарных соискателей. А у меня – воображаемый плащ супермена и желание делать мир лучше.

1414
10 комментариев
5
Ответить

идеально

Ответить

в 95% случаев рекрутер это человек, который нихера не смыслит в специфике вакансии, на которую ищет кандидата. такого рекрутера можно заменить каким-нибудь ботом, который будет выполнять те же функции не хуже. отфильтровывать по ключевым словам, назначить собес, отписать если кандидат не подходит. все. рекрутер это бесполезная прокладка, которая чаще вредит, отсеивает в мусор годных кандидатов и приводит бесполезных дрочил, которые красиво улыбаются.

3
Ответить

Лично мне помогли твои слова!
Вроде простые вещи про рынок, но ценные и актуальные. Спасибо!

2
Ответить

Отличная статья, спасибо!)

2
Ответить

96 год
-У вас есть работа в *** цехе, у меня папа там работает
-давай трудовую и иди проходи медосмотр
99 год
-Давай к нам, нафиг тебе завод
2001
-У нас кофе и печеньки, зарплата в 2 раза сразу
2004
-Делай что хочешь, 25% тебе
2008 
-Не уходи, зачем тебе свое, но 25% это очень много
2014 по н.в. еженедельно
-не хотите в германию
-можем в баксах зафиксировать
-нам нужен эксперт
-мы долго вас искали


И ни разу никто не обращал внимание ни как я выгляжу, ни как одет и прочий бред. Я даже свою команду в лицо не узнаю, мозги главное и желание учиться, хрюшам же как всегда, еще и угодить нужно.

1
Ответить

ну там набор специальностей специфический

Трафик-менеджер
Стратег
Менеджер по продажам
Менеджер по таргетированной рекламе
SMM-менеджер
Веб-аналитик
Аккаунт-менеджер
Менеджер по контекстной рекламе
Медиапланер

Все правильно в статье написано, достаточно быть "неплохим парнем" и все попрет.

Ответить