Промышленные роботы в России: вчера, сегодня, завтра

Рынок активно обсуждает масштабную задачу, поставленную на высшем уровне: «К 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в 25 ведущих стран мира». Разбираемся, кто эти мировые лидеры, как выглядела роботизация в России вчера и как развивается сегодня. Кто будет производить и кто применять роботов на своих производствах.

Промышленные роботы в России: вчера, сегодня, завтра

Лидеры мирового рынка роботов в 2024 году

Цифры и факты: в лидерах – пионеры роботизации

По подсчетам Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR) второй год подряд количество установленных промышленных роботов в мире превышает отметку в полмиллиона. По предварительным подсчетам IFR, показатель за 2023 составил 600 тыс. единиц.

Крупнейший в мире рынок промышленных роботов — Азия. 73 % из всех роботов, запущенных в эксплуатацию в 2022 году, были установлены в азиатском регионе. При этом каждый второй робототехнический комплекс был установлен в Китае. Далее следуют Япония и Корея.

Еще одним показателем, который существует для оценки рынка, является плотность роботизации: количество действующих промышленных роботов по отношению к числу сотрудников, занятых в промышленности. По этому показателю в лидерах находятся страны-пионеры роботизации, которые начали автоматизировать производственные процессы еще в 80–90-х годах прошлого века: Южная Корея (1012 роботов на 10 тыс. сотрудников), Сингапур (730) и Германия (415).

Среди мировых производителей лидерство по выручке и объему поставок промышленных роботов принадлежит Японским корпорациям.

Промышленные роботы в России

Как это было: эксклюзивно, долго, дорого

Отечественный рынок промышленных роботов можно назвать формирующимся. Количество запусков в эксплуатацию с 2010 по 2020 год хоть и выросло в 6 с лишним раз, в цифрах это выглядит скромно: с 230 до 1410 штук (данные Института изучения мировых рынков).

Показатель распространенности роботов в 2023 году составил всего 11 роботов на 10 тыс. человек.

Собственно, еще 5 лет назад рынка как такового не было: порядка десятка крупных компаний покупали себе роботов для суперсерийного производства. Это были штучные проекты стоимостью сотни миллионов рублей, требующие долгого периода разработки и внедрения.

Что изменилось?

Выживет самый технологичный

Главный драйвер роботизации в России совпадает с общемировым — это стремительно растущий дефицит кадров. В условиях ограниченности ресурсов и высокой конкуренции, в том числе со стороны азиатских производителей, компании вынуждены оптимизировать свои процессы за счет автоматизации. Из категории «роскоши для избранных» роботы перешли в разряд необходимого не только для крупных предприятий, но и для средних и мелких производств.

Главное ограничение небольших производственных компаний простое: они не готовы долго ждать, пока решение разработают, поставят и интегрируют, не готовы принять долгие сроки окупаемости.

Чтобы сделать количественный скачок в роботизации производств, необходимо было систематизировать мировой и российский опыт и разработать типизированные решения для базовых производственных задач, которые чаще всего являются «бутылочным горлышком» на производствах, а следовательно, окупятся максимально быстро. К таким оптимально подходящим для роботизации процессам относится большинство видов сварки, загрузки деталей в станок, паллетирование.

Первой компанией, которая выявила однотипные проблемы по отраслям, разработала и наладила серийное производство роботизированных решений, стала TECHNORED. Типизация и серия позволили предложить решение, доступное большинству предприятий по стоимости, и значительно повысить скорость внедрения: до 7 дней вместо 612 месяцев.

Так появился новый рынок массовой роботизации, на котором основным потребителем стал средний и мелкий бизнес.

Кому нужны роботы?

Роботы на каждое производство

Ориентировка от Минпромторга России на сегодняшний день такая: к 2030 году на российских предприятиях должно появиться более 94 тыс. роботов. Это значит, что уже сейчас нужно производить порядка 1500 роботов в месяц. В 2021–2022 годах такое количество внедрялось на предприятия в год. Кто будет производить роботов, и кто покупать?

По данным TECHNORED, потенциальный рынок — это 750 тыс. компаний, производственные процессы в которых подходят под роботизацию. Согласно опросу, проведенному Содружеством производственников ЦЕХ, 75 % респондентов рассматривают автоматизацию\роботизацию как возможный инструмент развития собственного бизнеса.

Звучит оптимистично, но какие есть ограничения?

Согласно тому же опросу, 30 % компаний отметили, что приступить к автоматизации им мешают трудности с привлечением финансирования.

Скорее всего, такие оценки связаны с недостаточной информированностью компаний о реальной стоимости роботизированных решений и актуальных сроках окупаемости, существующих правительственных программах поддержки модернизации промышленности и доступности приобретения оборудования в лизинг от производителя.

Недостаток знаний по организации процесса и отсутствие на предприятиях кадров для работы с новым оборудованием решается запуском образовательных программ для руководителей и персонала.

Хороший пример — REDUNIVERSITY. Первые программы были разработаны производителем роботов для обучения заказчиков и внутренних специалистов. Сейчас это самостоятельный образовательный проект с государственной лицензией. Университет предлагает собственные образовательные программы в области роботизации, доступные всем желающим. REDUNIVERSITY также разрабатывает и внедряет роботизированные системы для модернизации образовательного процесса технических специальностей для ведущих ВУЗов.

Потенциал и трудности отечественного рынка

"Руль хотелось бы российский"

М. Мишустин

Сегодня страна на переломном моменте. Есть сложный путь, требующий инвестиций и мобилизации всех интеллектуальных ресурсов. «Если мы по нему пойдем, за счет создания инноваций и средств роботизации мы взлетим вверх, как ракета и достигнем желанного технологического суверенитета. Через 10 лет производства будут автоматизированы роботами, собранными на наших производствах с использованием наших компонентов», — считает основатель TECHNORED Артем Лукин.

Конечно, у российских производителей есть трудности. Например, резкое увеличение производственных мощностей влечет за собой масштабные перестройки всех процессов, от логистики до сервиса. Трансформация не всегда происходит легко и одномоментно. Кроме того, актуальны сложности, связанные с компонентной базой.

Главное, сегодня в нашей стране есть люди, готовые брать на себя ответственность и сделать все, чтобы обеспечить развитие рынка и тот самый взлет. Самое главное, не упустить этот исторический шанс.

88
6 комментариев

Спасибо за подробную аналитику. Где можно подробнее узнать о REDUNIVERSITY?

Ответить

Актуальные образовательные программы академии можно посмотреть здесь: https://robo-academy.ru/#program

1
Ответить

Спасибо за подробную аналитику. Где можно подробнее узнать о REDUNIVERSITY?

Ответить

По вашему опыту, какая должна быть серийность на производстве, чтобы Роботизация имела смысл? (процесс - сварка)

Ответить

Если отвечать кратко: оптимальная цифра: производство от 1000 штук в месяц изделий одного типа.
Но следует учитывать и другие факторы. Например, сколько сварщиков на вашем производстве и планируется ли расширение производства.

Ответить