Как мы превратили приложение шеринга в суперапп и выросли в 10 раз

Привет! На связи Даниэль Михайлов, CEO PowerApp Sharing — одного из тех сервисов шеринга пауэрбанков, которые вы наверняка постоянно видите в кафе и ресторанах, фитнес-центрах, кинотеатрах и других заведениях. Сегодня мы расскажем, как ошибки в системе и оборудовании стали нашим персональным драйвером роста, и почему мы отказались от мобильного приложения для аренды с функционалом в одну кнопку.

Как мы превратили приложение шеринга в суперапп и выросли в 10 раз

Содержание

PowerApp — сервис аренды зарядок в заведениях

Сегодня наши станции моментальной аренды пауэрбанков можно увидеть в разных точках Москвы: в сети ресторанов Perelman People, Bosco Café, Alba Group, «Шоколадница» и «Даблби», ресторанах холдинга Novikov Group (в том числе ресторан SAVVA, удостоенный звездой гида MICHELIN), в премиальных заведениях районов «Золотая миля», а также крупнейших учебных заведениях России.

Логика сервиса знакома многим и встречается повсеместно:

  • скачиваешь мобильное приложение,

  • находишь ближайшую станцию на карте,

  • сканируешь QR-код станции через приложение,

  • берешь пауэрбанк и остаешься на связи.

Как мы превратили приложение шеринга в суперапп и выросли в 10 раз

Со стороны пользователя процесс выглядит предельно просто: получить зарядное устройство в аренду можно всего за несколько кликов. Однако по традиции «внутри» все устроено гораздо сложнее. Одна из таких трудностей на старте в том, что мы работаем одновременно на две аудитории: конечного потребителя и владельцев заведений. Потребности у них разные: для пользователя это возможность быстро решить проблему разряженного устройства, а для рестораторов — привлечь новых клиентов.

Почему мы решили переделать систему «от» и «до»

Классическая схема запуска любого продукта начинается с разработки MVP и ориентации на массового пользователя. В приложение добавляются базовые функции, станции распространяются по местам скопления людей, выявляются и устраняются технические несовершенства и ошибки. Только после того, как сервис уже обкатан, внедряются новые возможности и происходит развитие продукта под более узкую и требовательную аудиторию.

Мы пошли от обратного и сразу ориентировали продукт на распространение через рестораны, отмеченные звездами гида «Мишлен». Заведения такого уровня всегда особенно внимательны к клиенту и требуют от подрядчика такой же щепетильности. Благодаря такому подходу получилось отработать возможные запросы потребителей, добиться высокого качества сервиса, исключить распространенные ошибки и повысить отказоустойчивость. Только после этого мы расширили аудиторию и разместили зарядные станции в фастфудах, кофейнях и других точках города.

Однако к расширению географии шеринга также еще предстояло прийти, и в этом нам помогли именно ошибки в оборудовании и работе ПО.

Инсайт: УТП шеринга не может строиться только на качестве оборудования и ПО

Отличить качественное оборудование для аренды зарядных устройств от некачественного — задача со звездочкой. Сделать это с первого взгляда невозможно. Владельцы заведений не заинтересованы разбираться в технических тонкостях продукта и не увидят разницы между двумя вариантами станций сразу. Поэтому основной показатель при выборе бренда — это не только качество оборудования и бесперебойная работа сервиса, но и статистика приложения и условия сотрудничества.

Как мы изменили концепцию приложения шеринга и внедрили новые полезные функции

В процессе разработки мы выявили важную точку роста: многим заведениям требуется дополнительная польза зарядных станций для бизнеса — размещение рекламы и привлечение новых клиентов. Именно так мы пришли к перезапуску мобильного приложения и добавили в него новый функционал: интерактивную ленту новостей, stories, возможность взять в аренду одновременно несколько зарядных устройств и др. Для этого понадобилось не просто обновить софт, а полностью переписать его на другом языке программирования, чтобы расширить технические возможности.

Базовые функции приложения

Как мы превратили приложение шеринга в суперапп и выросли в 10 раз

Работа приложения построена на технологии deeplink. Мы создали свою систему динамических ссылок, которые направляют клиента на определенные шаги пользовательского пути через push-уведомления. Считывание QR-кодов работает не только из мобильного приложения, но и активируется через встроенную камеру телефона.

В рамках базового функционала приложения доступны интерактивные карты с перечнем станций выдачи устройств. В разделе «Поиск» автоматически подгружаются ближайшие работающие локации, в которых можно арендовать пауэрбанк. Пользователь может посмотреть, какие из заведений находятся ближе всего к его местоположению и работают на текущий момент. Это особенно полезно в случаях, когда гаджет срочно нуждается в подзарядке. С помощью функции можно проложить маршрут к определенной точке внутри приложения или автоматически построить путь в любом удобном навигаторе.

Спустя некоторое время после запуска продукта на рынок мы также получили запрос на возможность арендовать несколько зарядных устройств одновременно, и поэтому в рамках базового функционала внедрили и такую опцию в приложение.

Расширенный функционал приложения для привлечения полезного трафика в заведения

Как мы превратили приложение шеринга в суперапп и выросли в 10 раз

Современный пользователь привык к интерфейсу социальных сетей. Поэтому мы изменили систему навигации и сместили меню вниз. Также был добавлен новый функционал. Теперь рестораны и кафе могут публиковать свои новости и акционные предложения в ленте и stories, а пользователи — применять эксклюзивные промокоды к своим заказам и открывать для себя новые заведения, в том числе во время поездок в другие города. Кроме того, добавлена возможность перейти на сайт наших партнеров, не покидая приложения — подобное решение существует, например, в Telegram.

Именно эти возможности сыграли роль дополнительной пользы для заведений, где мы размещаем станции аренды. Только 3-5% пользователей, которые приходят в кафе и ресторан, чтобы сдать или взять пауэрбанк, могут остаться и сделать заказ. Наличие информации об этих местах внутри приложения PowerApp помогает привлечь полезный трафик через размещение акций, эксклюзивных промокодов и возможности поиска ближайших заведений. Для конечного потребителя такое решение также оказалось полезным. Помимо выгодных предложений и скидок, пользователь может оперативно получить информацию о новинках в меню, использовать приложение в качестве персонального гида и построить маршрут в ближайшее кафе или ресторан. После одного из первых размещений промокода от партнера в приложении мы получили около 5 тыс. переходов на сайт ресторана за 2 месяца. Внедрение этих функций позволило сервису вырасти из классического приложения для аренды пауэрбанков в суперапп с персональным гидом по заведениям города.

При этом релиз нового приложения был не единственной задачей по пути к улучшению сервиса. Вторым вектором работы стало исправление технических ошибок и решение проблем, связанных с оборудованием.

Проблема 1: оборудование для шеринга не было заточено под российский рынок

Как и большинство других сервисов мгновенной аренды, мы закупаем зарядные станции в Китае. Однако, даже выбор производителя с наиболее эксклюзивным оборудованием и возможностью доработки не помог полностью избежать сложностей и ошибок на начальном этапе. Большинство из них уходили корнями в особенности местного рынка — китайское «железо» не ориентировано на российского пользователя и его потребности. Изначально производитель предлагал готовое решение для развертывания мобильного приложения, которое связывалось с системой mini apps в WeChat (аналогично работают сервисы в VK). В России этот мессенджер практически не используется, поэтому мы сразу отказались от него, разработали собственный софт и подключили его к ПО для управления станциями. С остальными проблемами нам пришлось работать уже после запуска продукта, по мере столкновения с программными и инженерными особенностями системы и оборудования.

Проблема 2: покупка готового технического решения ограничивала рост бизнеса

Станции выдачи зарядных устройств не могут связываться напрямую с backend’ом системы управления и мобильным приложением. Для этого им необходимо промежуточное ПО — middleware. Решение, изначально заложенное китайскими поставщиками в оборудование, было рассчитано на работу с 500 станциями. При этом с его минусами мы столкнулись уже при размещении в заведениях первых 100. Наша автономия, а также способность масштабироваться и внедрять новые функции ограничивались возможностями готового решения. Кроме того, периодически в системе возникали ошибки. Из-за неполного доступа к «внутрянке» системы их было невозможно обработать и определить источник проблемы. Полностью владеть информацией и ресурсом для исправления технических погрешностей мы могли только в случае наличия собственного ПО.

Проблема 3: оборудование работало медленно и с перебоями

Путем тестирования мы выявили, что модуль 4G в китайском оборудовании обрабатывает информацию с большой задержкой. За счет этого увеличивается нагрузка на систему, а скорость работы замедляется. Это повлекло за собой критичные ошибки: если одновременно пауэрбанки сдавало или брало в аренду много пользователей, станции просто переставали посылать сигналы. Тогда аренда не завершалась или не запускалась автоматически. Отдельная сложность в работе с такими перебоями — необходимость ездить в каждое заведение лично и исправлять ошибки на месте. Реагировать на запросы оперативно в условиях масштабируемости было бы невозможно физически. На момент, когда наши станции размещались уже в 100 разных точках города, это стало огромным препятствием для скорости работы и роста бизнеса.

Перепрошивка оборудования, замена деталей и разработка дополнительного ПО: как мы масштабировались

Разработка собственного middleware

Изначальное готовое решение не давало нам полноценно расти и развивать продукт, своевременно устраняя все перебои. Поэтому наши сотрудники тщательно изучили документацию и разобрали имеющиеся зарядные станции, чтобы найти технические программные уязвимости и недочеты. Затем при тесном взаимодействии с инженерами нашим разработчикам удалось написать собственный ориентированный на потребности PowerApp middleware.

Он не просто стал заменой, но и превзошел предыдущее решение в быстроте, стабильности и отказоустойчивости. Сегодня мы можем отслеживать работу станций и оперативно реагировать на все изменения и перебои. Кроме того, наша технология предполагает подключение 25 000 станций с возможностью увеличения при бесшовном клонировании ПО. Это решило сложности с масштабированием бизнеса.

Перепрошивка и замена деталей станций

Чтобы ускорить работу системы, мы полностью перепрошили 4G модули и ПО самих станций. Таким образом удалось не просто увеличить скорость приема и подачи сигнала со стороны оборудования, но и настроить автотестирование станций. В случае возникновения ошибок система автоматически проверяет всю цепочку связей.

Отдельным направлением в работе стала замена ряда деталей в hardware: электрических замков, креплений для пауэрбанков, индикаторов для станций и гнезд под провода. Наши инженеры изменили их и составили проект с нужными запчастями. После мы отправили информацию об этом производителю для дальнейшего изготовления оборудования с учетом всех улучшений. Купить станции в такой же версии сегодня не получится — за 3 года их конфигурация была значительно переработана эксклюзивно под нашу систему. Даже если предприниматель решит приобрести оборудование на аналогичной фабрике, он получит станции в прошлой комплектации и, скорее всего, столкнется с теми же проблемами, что и мы на первых этапах работы.

Итоги

Нам удалось создать максимально стабильный продукт с уникальными для рынка шеринга зарядных устройств возможностями. Подтверждение тому — минимум звонков в техподдержку. Сейчас самое большое количество обращений достигает 10-ти в день, из которых только 30-40% проблемные. В остальных случаях пользователи чаще всего обращаются за консультацией. Наш подход предполагает автотестирование, поэтому ни одно системное обновление не роняет сервис. Таким образом количество технических перебоев было сведено к минимуму.

66
1 комментарий

Хороший сервис, сам пользуюсь

2
Ответить