Agile по-конструкторски: как работает, зачем нужны встречи каждый день и кто отвечает за факапы

Мы попробовали «натянуть» Agile на свои строительные реалии: огромное количество чертежей, бюрократию, бесконечные согласования с клиентом, проекты по 1,5 года. И — о чудо! — у нас получилось. Сейчас эффективность выросла в два раза, а сотрудники работают с удовольствием.

Agile по-конструкторски: как работает, зачем нужны встречи каждый день и кто отвечает за факапы

Привет, меня зовут Мария Болдырева, я CEO в проектном бюро WildTeam. Шесть лет назад я решила изменить структуру работы в бюро. Раньше с заказчиком общались руководители, а младшие сотрудники получали данные обрывками. Из-за этого чертежи часто переделывали, мы срывали сроки и работали в «горящих» дедлайнах.

Я уже рассказала в предыдущей статье, как в компании внедряли Agile и чего это стоило. Сейчас расскажу, как система работает в нашем бюро и почему сотрудникам комфортно с ней.

Мария Болдырева
СЕО в проектном бюро WildTeam

Что за Agile такой и зачем он нужен

Agile — метод организации работы над проектами, где весь процесс делится на этапы, или спринты. За один спринт команда делает часть задач, согласовывает их с заказчиком и, если всё супер, работает дальше. Так подход получается более гибким: можно вносить изменения в проект на любой стадии, а ошибки исправлять сразу и не накапливать до срока сдачи.

В сфере IT спринты делятся на подэтапы. В результате каждого получается продукт, который можно показать заказчику
В сфере IT спринты делятся на подэтапы. В результате каждого получается продукт, который можно показать заказчику

Еще Agile — это философия и ценности. Система подсказывает, как выстроить общение «компания — сотрудник — заказчик», чтобы всем было комфортно работать.

В манифесте Agile ценности описаны так:▪ Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.▪ Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.▪ Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.▪ Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Звучит здорово, но довольно абстрактно. На примере нашего бюро рассказываю, как всё устроено на практике.

Функциональные и продуктовые команды в Agile: в чем разница и как они работают

Agile предполагает продуктовые команды, но в сфере проектирования бывают только функциональные. Из-за этого нам пришлось придумывать, как их организовать, чтобы все работали слаженно. В итоге оставили и функциональные, и продуктовые, но каждой поставили свои задачи.

🟢 Функциональные команды разбиты по профессиям: конструкторы, архитекторы, инженеры, электрики. У них есть тимлид — наставник. Он помогает специалистам разбираться с проблемами и контролировать нагрузку.

Раз в неделю вся команда и тимлид встречаются и обсуждают работу. Потом тимлид передает менеджерам проекта важные моменты. Например, говорит руководителю проекта: «Инженер Женя устает на двух крупных проектах и ничего не успевает. Надо добавить в продуктовую команду еще одного специалиста или перекинуть Женю на задачи попроще». А уже менеджеры решают, как поступить.

Наши тимлиды следят за карьерным планом сотрудников. Например, младший инженер мечтает стать «главным», когда вырастет. Тогда тимлид предлагает ему задачки посложнее, чтобы он развивал хард- и софт-скилы.

Приставки «главный» и «ведущий» никак не влияют на иерархию в команде — все равны. Это скорее пережитки прошлого, которые нам нужны по двум причинам:

  • Для распределения ресурсов. В проектах обычно перемешиваем младших и главных специалистов, чтобы новички учились у опытных.
  • Для грейдовой системы. Так мы рассчитываем зарплату по уровням, которые зависят от навыков, должности и ответственности сотрудника.
Для инженеров есть пять грейдов, каждому из которых можно соответствовать от 70 до 120%. Причем 100% предыдущего грейда — 70% следующего. И каждый процент соответствия грейду — это процент от базового оклада 90 000 ₽
Для инженеров есть пять грейдов, каждому из которых можно соответствовать от 70 до 120%. Причем 100% предыдущего грейда — 70% следующего. И каждый процент соответствия грейду — это процент от базового оклада 90 000 ₽

🟢 Продуктовые команды состоят из специалистов разных профессий. Раньше между ними часто были конфликты: каждый выполнял свою задачу, но не думал, как она повлияет на других. Например, архитекторы придумали красивый фасад с колоннами, а конструкторы идею отвергали, потому что реализовать такое сложно и не по бюджету. Сейчас разные специалисты работают над одним продуктом вместе — в команде.

Состав продуктовых команд не фиксированный, потому что один проект может занимать до полутора лет. Пока у нас устроено так, что главный инженер, руководитель проекта и ведущие специалисты по каждому разделу остаются, а остальные меняются.

Руководитель проекта контролирует бюджет и работает с клиентом, главный инженер проекта отвечает за техническое соответствие и планирование хода работ. Всё остальное продуктовая команда делает самостоятельно.

Мы строим работу примерно так:

▪ Изучаем проект и составляем список вопросов заказчику.

▪ Проводим встречу с клиентом на 2–3 часа. Выяснить нужно всё: когда хотят начать стройку, находится ли участок в собственности, какие требования к материалам.

▪ Составляем первичный список задач на проект, определяем приоритеты и шаги работы над проектом, планируем ресурсы: сколько человек нужно и на какие задачи. Здесь же команда сама расставляет сроки для больших этапов.

▪ Составляем список задач на первый спринт и распределяем их между сотрудниками.

Раз в две недели продуктовая команда проводит ревью: каждый объясняет свои решения коллегам. Это нужно, чтобы проверить чертежи на ошибки. Можно было бы дать все 300 схем на проверку главному инженеру, но нам его жалко. Да и это неэффективно: недочеты во время ревью заметить проще. Например, если архитектор заложит в проект под электрические шкафы небольшое помещение, электрик ему скажет, что под три шкафа комнатка должна быть шире.

Продуктовые команды несут ответственность за работу. Но мы не лишаем никого зарплаты, если сроки по проекту сорвались, и даже не ругаем. Вместо этого ищем причину и работаем над ошибками.

Инструменты планирования: как используем и чем они нам помогают

Обычно в айтишных командах спринт состоит из пяти этапов:

  1. Проектирование.
  2. Создание прототипа.
  3. Тестирование.
  4. Обратная связь.
  5. Запуск.

В нашем проектном бюро продукт гораздо сложнее — это сотни чертежей только для одного здания. Мы не смогли полностью адаптировать работу по спринтам для айтишников под свои реалии, поэтому у нас всё устроено немного иначе.

Продуктовая команда составляет список задач на две недели и рассказывает о своих шагах заказчику. Если у него есть что-то срочное, задания меняем. Две недели команда работает, получает результат и согласует его. Потом цикл повторяется, но задачи уже новые.

Мы много времени и внимания уделяем планированию. Для этого у нас есть разные инструменты, которые упрощают процесс.

1. Схема работы над проектом. Это подробный алгоритм действий, в котором мы прописали все этапы работы функциональных команд над любым проектом и как они взаимосвязаны. Пока это не готовый инструмент, а скорее подсказка, как выстраивать процессы. Схема помогает выстраивать параллельную работу разных функциональных команд. Еще с ней можно прогнозировать сроки, если какой-то чертеж придется переделывать.

Целиком схема выглядит так — разобраться сходу тяжело, но на объяснение каждого «шага» в алгоритме не хватит статьи
Целиком схема выглядит так — разобраться сходу тяжело, но на объяснение каждого «шага» в алгоритме не хватит статьи

2. Общее ресурсное планирование. Помогает распределять время сотрудников так, чтобы они всё успевали и не умирали от нагрузки. Тимлид с командой решают, сколько человек нужно на проект и кто под какие задачи лучше подходит.

Когда команда планирует следующий спринт, тимлид смотрит на занятость специалистов в ресурсном плане. Если на ближайшие две недели нет ни одного свободного электрика, задачи ему будут ставить на следующий спринт. Или если свободны четыре конструктора, можно по проекту выполнить максимальное количество конструкторских задач.

Слева — номера проектов, а сверху — время по месяцам. Мы указываем в процентах, насколько занят сотрудник. Если написано 100% — это «красный флаг», то есть его трогать нельзя
Слева — номера проектов, а сверху — время по месяцам. Мы указываем в процентах, насколько занят сотрудник. Если написано 100% — это «красный флаг», то есть его трогать нельзя

3. Доска Asana. Это наша основная доска проекта, где мы фиксируем все задачи (тикеты) и цели на спринты. В Asana есть шесть основных столбцов:

  • Goals — цели по проекту с датами и дедлайнами.
  • Backlog — все задачи, которые нужно будет сделать по проекту.
  • To do — список задач на текущий спринт. По этому столбцу сверяем перед началом спринта, что не перегружаем сотрудника, и беремся за работу.
  • Process — задачи в работе у исполнителей.
  • Check — внутренняя проверка задачи. Результат проверяет специалист той же функциональной команды, что и исполнитель.
  • Done — выполненные задачи. Когда тикет попадает в этот столбец, исполнитель загружает свою работу на сервер, чтобы ее потом показали заказчику.

Сотрудники сами перемещают тикеты в нужный столбец. Доска проекта всегда отражает актуальную информацию для менеджера и команды о том, как идет работа. Это помогает прозрачно вести диалог с заказчиком.

У каждого тикета есть свои теги, которые выделены цветами. Оно обозначают, к какому проекту относится задача, на каком этапе она находится, насколько важная и кто исполнитель
У каждого тикета есть свои теги, которые выделены цветами. Оно обозначают, к какому проекту относится задача, на каком этапе она находится, насколько важная и кто исполнитель

4. Отчет по рабочим часам. Сотрудники заполняют, как их рабочее время делится между проектами. Так мы рассчитываем часы работы над проектом и его стоимость. Например, на некоторых продуктах проект-менеджеры тратят гораздо больше времени, чем обычно, — значит, заказчик требовательный. В следующий раз мы будем учитывать дополнительные часы работы менеджера и включать их в стоимость.

Это скрин из Тиметты по одному из наших проектов. Больше всего времени на него потратили архитекторы, дальше — инженеры вентиляционной системы, проджект-менеджеры и так далее
Это скрин из Тиметты по одному из наших проектов. Больше всего времени на него потратили архитекторы, дальше — инженеры вентиляционной системы, проджект-менеджеры и так далее

Работа с клиентом: как проводим встречи и упрощаем бюрократию

После внедрения Agile у нас значительно изменилась работа с клиентами. Расскажу, как работаем сейчас.

Встречи со всей командой. Мы приучили клиентов, что на встречи ходим всей гурьбой: берем с собой даже младших инженеров, которые спроектировали одну лестницу. Каждый специалист объясняет свое решение и ждет мнения клиента. Если клиент хочет как-то поправить решение, разбираемся, почему и как исправить, или доказываем обратное.

Работа с документами. Во время работы над проектом мы отправляем клиенту более 1,5 тысяч чертежей. Мы оформляем их по ГОСТу только после того, как согласовали и детально обсудили конкретное решение с заказчиком. Так бюрократия занимает меньше времени, чем если бы мы оформляли чертеж по ГОСТу после каждой задачи и правки.

Внесение изменений. В строительной сфере быть гибким сложнее: даже из-за изменений ширины стены на десять сантиметров придется переделывать абсолютно все чертежи. Именно поэтому мы сразу объясняем заказчику, чего будут стоить правки. Например, он хотел на следующий спринт получить проект фасада, но затем решил изменить планировку. Тогда фасад откладываем на две или больше недель и занимаемся изменениями.

Все наши заказчики возвращаются с новыми проектами. Поначалу они не хотят работать по нашим правилам, но затем «втягиваются» и после первого проекта приходят к нам снова.

Команда: почему сотрудникам комфортно с нами работать

Сотрудники важнее всего — как по философии Agile, так и по убеждениям нашей компании. Мы стараемся делать так, чтобы коллеги не просыпались с мыслью «о нет, нужно снова идти на дурацкую работу». Полюбить компанию мы их не заставим, но вот что можем сделать.

📌 Ежедневные созвоны. Еще с ковидных времен у нас появилась традиция — каждое утро мы собираемся всем коллективом на 20–30 минут, чтобы поболтать. Мы обсуждаем всё подряд: рабочие процессы, будущее компании, последние новости, футбол, котят и даже успехи в цветоводстве. За такими беседами мы узнаем друг друга лучше и общаемся как одна команда — без должностей и иерархии.

Большая часть сотрудников работает удаленно, так что на созвонах мы смотрим друг на друга через монитор
Большая часть сотрудников работает удаленно, так что на созвонах мы смотрим друг на друга через монитор

📌 Прозрачные процессы. Мы стараемся объяснять сотрудникам, как устроена работа компании. Раз в квартал я рассказываю о делах бюро, сколько на счетах денег, какие перспективы и риски. У нас нет запретных тем.

Однажды я провела сотрудникам урок «занимательной математики». На нем мы посчитали, сколько зарабатывает компания с одного проекта. Разобрали бюджет полностью: сколько уходит на зарплаты, налоги, дивиденды, развитие и сколько остается топ-менеджерам. Сотрудники начали понимать, что будет с деньгами компании, если задержать проект на 10 дней или, наоборот, сдать раньше.

📌 Рост в любую сторону. Есть вертикальный рост по грейдовой системе. А если кто-то не хочет брать больше ответственности за проект, можно научиться чему-то полезному и получать за это бонус к зарплате. Например, младшему архитектору необязательно становиться «главным», чтобы увеличить зарплату. Он может научиться делать визуализацию и получать за нее премии.

📌 Выезды, корпоративы, обучения. Большая часть сотрудников работает удаленно, но мы стараемся хотя бы раз в год собирать всех в одном городе. Самое приятное в таких выездах — видеть, как ребята при встрече обнимаются, хотя ни разу до этого не виделись вживую. В такие моменты мы понимаем, что всё делаем правильно.

Осенью 2023 года мы выезжали на объект в Калугу на объект клиента, чтобы посмотреть, как проектировать неправильно
Осенью 2023 года мы выезжали на объект в Калугу на объект клиента, чтобы посмотреть, как проектировать неправильно

Вместо вывода: Agile — это…

🩷 Когда архитектор и конструктор не ругаются, а подсказывают друг другу, как будет лучше.

🩷 Когда команда сама назначает сроки, распределяет задачи и встречается с заказчиком.

🩷 Когда в компании миллион инструментов планирования, но зато сроки проектов и загрузка сотрудников прогнозируемы.

🩷 Когда на встрече с заказчиком сидит 30 человек и все внимательно друг друга слушают.

🩷 Когда каждое утро болтаешь с коллегами, и руководство это поощряет.

Если вам интересно поработать в системе Agile, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы как раз набираем специалистов на новые проекты и будем рады ответить на все вопросы на собеседовании.

Какие процессы в нашей компании вам показались необычными? А что бы вы сделали по-другому?

3636
53 комментария

Самая милая обложка на виси эвер

4
Ответить

Чудесный кейс, Мария!
Спасибо за подробный экскурс. Agile - действительно работает во многих сферах, даже совсем неожиданных! Имел опыт и удовольствие внедрять его даже в "чиновничьи" процессы еще в 2016-2017 году.
После чтения ваших рубрик еще больше захотелось с вами познакомиться, тем более, что сферы нашей с вами деятельности, частично, пересекаются ;)

3
Ответить

Спасибо за теплые слова!) Приезжайте в гости, покажу офис и расскажу о нас)

Ответить

1500 документов это ладно, а вот распечатывать и сдавать это обычно в 4х экземплярах — это жесть. Я как-то бла-бла-каром отправляла 3 огромных ящика бумаг в соседний город, водитель чуть не убил))

2
Ответить

О да) Мы хихикаем над своими младшими ребятами, что они жизни не знают, так как ни разу не печатали и не складывали свои тома. Мы давно передали все процессы по печати и доставке в специализированную типографию, и слезно просим клиентов не плодить бумажные копии, предлагая им воспользоваться нашим облаком для хранения и обмена данными. Стараемся печататься только в самом конце и только минимальное количество копий, которые действительно кому то нужны. Деревья жалко)

2
Ответить

проще уволиться, чем собирать 100500 бумажек

Ответить

Очень круто, конечно, обидно, что на собеседовании про такой подход к работе не рассказывали, очень подкупает. Всегда хотел поменять принцип работы в проектировании, но думал это не возможно, а вот и нет, вы доказываете обратное. Даже немного жалко, что тогда выбрал не вас)

2
Ответить