Хроники самоизоляции: боли и радости IT-специалистов

Апрель в России прошел под знаком пандемии и самоизоляции. Если почитать статьи в СМИ, то все разошлись по домам и бросились заниматься ремонтом, чтением, просмотром сериалов. На самом деле большинство компаний оперативно перевели сотрудников на удаленную работу. А мы в Сбербанке запустили подкасты S++ про IT-специалистов.

Хроники самоизоляции: боли и радости IT-специалистов

Разработчики и Data Scientist’ы обсуждают человеческим языком проблемы, которые возникают при реализации больших проектов и рассказывают, как их удалось преодолеть. Чтобы не возникло впечатления, что мы хотим рекламировать Сбербанк, в каждом подкасте участвуют специалисты разных компаний. Мы сразу договорились, что все сказанное — их личная точка зрения и может не совпадать с позицией компаний. Первые темы, конечно связаны с самоизоляцией.

Переход на удаленную работу

Не буду стенографировать содержимое подкастов S++, а обозначу основные темы. Если они вам «зайдут» — оставляю ссылку на первое видео и в ближайшее время выложим новые аудио- и видеоподкасты.

Первой темой выпуска « Боль и слава: Web-приложения и высокие нагрузки» стал переход на удаленную работу. Понятно, что большинство сервисов в облаке и теоретически можно работать из любого места Земли, где есть интернет. Но что на деле?

Захар День, куратор профиля «Дизайн и программирование» в Moscow Coding School, рассказал, что у них не было трудностей с переходом на удаленку — изначально и так все было рассчитано на онлайн-работу. А вот Алексей Леванов, исполнительный директор «Сбербанк онлайн» в одном из следующих подкастов расскажет, что в Школе мобильной разработки «Сбертеха» пока не придумали, как перейти онлайн-формат — многое изначально было завязано на личном общении.

Участники подкаста сошлись на том, что требующие концентрации задачи лучше решать дома, а вот нетворк на удаленке проседает. Дело не только в рабочих, но и в эмоциональных моментах. Хотя есть распространенный штамп, что интроверты не любят общаться лично, Татьяна Леонтьева, фронтенд-разработчик «Сбербанк онлайна», попросила не представлять их как психопатов-одиночек: «Я привыкла к офису, у меня классная команда, но всегда не хватало возможности иногда работать из дома. Если текущая ситуация даст такую возможность [после окончания самоизоляции] — было бы здорово».

Хроники самоизоляции: боли и радости IT-специалистов

Выход новой версии «Сбербанк онлайн»

Хотя Илья Тупицкий, руководитель направления в разработке Web «Сбербанк Онлайн», и упоминал, что первое время у перешедших на удаленку были проблемы с доступом к корпоративным сервисам, однако это не помешало в середине февраля выпустить новую версию «Сбербанк онлайн» (СБОЛ). Причем изменения произошли глобальные.

Раньше каждая страница генерировалась отдельно на сервере, каждый раз по клику отрисовывался новый html. Теперь за каждой из них — минифронтенд, в зависимости от выполняемой функции грузится соответствующий модуль. Такой подход современнее, приложение стало работать быстрее, а отделение фронда от бека позволяет, например, изменять пользовательскую часть, не трогая остальное.

Но «Сбербанк онлайн» большой. Возможно, его кодовая база — самая объемная из всех российских сервисов. Поэтому сразу все переписать невозможно. Пользователю показывают красивый фасад, за которым часто могут работать старые модули. Так что и после релиза вовсю идет работа по обновлению — новая архитектура позволяет.

Хроники самоизоляции: боли и радости IT-специалистов

К сожалению, использование новых технологий, современных браузеров и операционных систем не избавляет от проблем. Например, ребята столкнулись с тем, что Safari на устройствах, обновившихся на iOS 13, появился шлейф от убирающегося меню. Как ребята справились с багом в дизайне, вы узнаете в подкасте, но насчет работы с браузером Apple Татьяна иронично подытожила: «Когда-нибудь Safari станет гораздо более интересной задачей, чем IE8».

Досталось не только Safari. Все браузеры (Chrome, Firefox и конечно IE) с разной скоростью реализуют появляющиеся технологии. В результате один и тот же код, дает разный результат и приходится идти на ухищрения под кодовым названием kostyli, чтобы реализовать желаемый дизайн. В результате неизбежно приходится заново изобретать велосипед или приспосабливать существующие решения, которые все равно чуть-чуть не подходят к текущему проекту.

Из-за массы нюансов в библиотеках и браузеров багфиксинг после обновления стал нормой — слишком много комбинаций приложений, ОС и железа, чтобы проверить их при тестировании: “Разработка – как покупка шкафа для вещей. Из 1000 деталей».

Как вырастить молодого специалиста

Захар День подтвердил, что это проблема не только разработчиков Сбербанка: «В API в целом очень скромные средства, чтобы сделать скролы, выпадающие списки и т.п. нельзя спокойно сделать кастомными, приходится костылить, нужен див-в-диве-в-диве, чтобы сделать выпадающий список». Он считает, что при таком обилии подводных камней, главная задача при подготовке молодых программистов не научиться обходить их, а сразу дать столкнуться с ними и помочь найти решения.

В Moscow Codding School уже на 2 курсе начинают работать в команде. И важной вещью, которую им дают Захар считает язык, на котором они смогут разговаривать с командой —он важен для быстрой передачи информации, что сделать в среде, где тысячи деталей.

Дмитрий Кузнецов, руководитель направления в подразделении веб-разработки «Сбербанк Онлайн», поделился опытом воспитания новых сотрудников. Он дает им возможность самим выбирать задачи, а потом смотрит — у кого что лучше получается и использует это в дальнейшем. Что касается языка, то в Сбербанке есть свое наречие. Узнать больше о «СберЯзыке» и решении проблем веб-разработки вы можете просмотрев или прослушав наш первый подкаст S++ на популярных платформах.

Сбербанк строит DS-модель пандемии

Возможно не столь крупным как СБОЛ, но точно заметным проектом, реализованным в Сбербанке во время пандемии стала модель распространения вируса в России. Лев Тёмин, исполнительный директор Центра исследования данных Сбербанка, расскажет зачем была нужна модель и откуда брали исходные данные. Дело в том, только официальные данные не всегда позволяют воссоздать реальную картину.

Хроники самоизоляции: боли и радости IT-специалистов

В подкасте также участвовали Алексей Натёкин, гендиректор Data Souls, основатель сообщества Open Data Science, организатор проекта Data Fest, Дмитрий Бугайченко, управляющий директор, координатор D-хаба Сбербанка СПб, Манвел Аветисян, управляющий директор Лаборатории по искусственному интеллекту Сбербанка рассказали в подкасте, где брать исходные данные и как построить DS-модель, чтобы она была применима в жизни. И даже немного порассуждали о будущем — будет ли при нашей жизни создана медицинская капсула «как в Чужом» (была показана в фильме «Прометей») и как изменит нашу жизнь Data Science.

Еще один готовящийся к выходу подкаст посвящен влиянию вируса на нашу жизнь. Как пережить удаленный доступ и приучит ли самоизоляция всех к онлайн-активностям: ждет ли взрывной рост онлайн-образование, умрут ли оффлайн-конференции. А для души поспорили, можно ли считать Covid-19 «черным лебедем». Как говорится, если этот пост наберет 100 лайков, в следующем материале расскажем подробнее о наших подкастах.

Подписывайтесь и слушайте аудио- и видеопокасты S++, ждите новых передач в ближайшее время:

33
2 комментария

Привет! Скажите, пожалуйста, а как связаться с командой, которая делает подкаст? у меня есть крышесносное предложение о сотрудничестве 

Ответить

Лиля, здравствуйте! Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения. Все расскажем ;)

1
Ответить