Как я устраивался на работу в разгар пандемии

Рассказывает iOS-разработчик Андрей Морозов.

В конце февраля я озадачился поиском новой работы, но тогда и представить не мог, что собеседования, оформление и даже онбординг будут удаленными. На весь процесс — от собеседования до первого рабочего дня на новом месте — у меня ушло полтора месяца.

Рассказываю обо всем по порядку.

Собеседования 👨🏼‍💻

Первые собеседования проходили как обычно: я договаривался о встречах в офисе рано утром, либо в шесть-семь вечера, тратил в среднем около часа на дорогу и ещё от полутора до трех часов на само интервью.

Все это сопровождает дичайший мандраж, который испытываешь, пока идешь от метро до переговорки с интервьюером, прокручивая в голове основные темы для обсуждения, чтобы смоделировать разговор наперед.

Задачи по основной работе тоже никуда не исчезли, хотя в преддверии собеседований моя производительность падала практически до нуля. В таком режиме я побывал в Bookmate, ivi и inDriver.

А затем пришла она — самоизоляция.

На удивление многие компании не прекратили наем и даже адаптировали его к текущим реалиям. Вместо стеклянных переговорок и white-board’ов теперь были Zoom, мини-контесты с задачками на онлайн-платформах и live coding.

Я поймал себя на мысли, что это в корне меняет ситуацию. Собеседование перестало быть чем-то отягчающим и волнующим. Я воспринимал его как очередной рабочий созвон с обсуждением деталей по предстоящим задачам.

В результате запланированные интервью перестали убивать мою производительность на основной работе. В довесок к этому я сэкономил время на дорогу и теперь мог проходить по два собеседования в день.

Но есть и минусы.

  • Харизма и обаяние. При живом общении человек так или иначе влияет на своего собеседника, используя харизму, мимику и жестикуляцию. В результате между ними возникает какая-то химия — положительная или отрицательная. Однако дистанционное собеседование, пусть и с использованием камеры, так не работает.
  • Офис и атмосфера. В онлайн-формате нельзя прогуляться по офису и оценить окружающую атмосферу живьём. Статьи в корпоративных блогах компаний хоть и дают небольшое представление об обстановке, но все-таки могут приукрашивать реальность, либо умалчивать о каких-то недостатках и изъянах.

В результате, полностью дистанционные интервью у меня были с ребятами из МТС, «Юлы», Badoo, Joom и Tinkoff.

Но если с собеседованиями всё понятно, то как происходит процесс оформления? Где брать технику и подписывать документы?

Оформление 💼

В итоге мой выбор пал на Joom (и наоборот), где процедура оформления устроена довольно заботливо. Все данные для трудоустройства я заполнил на специальном сайте-анкете, там же выбрал нужную для работы технику.

Как я устраивался на работу в разгар пандемии

В назначенную дату ко мне приехал курьер и аккуратно донес до двери ноутбук, клёвый набор для нового сотрудника с различными ништяками и папку документов. Отвозить подписанные бумаги тоже никуда не пришлось — достаточно было отправить фото и сканы обратно HR.

Справедливости ради стоит отметить, что похожий формат вывода нового сотрудника был и у ребят из «Юлы». Сейчас жалею, что не спросил об этом у HR других компаний: можно было бы сравнить подходы и оценить, насколько быстро компании готовы адаптироваться к удаленке.

Для полноты картины необходимо сказать, что увольнение с предыдущего места происходило совсем не дистанционно. Нужно было съездить, чтобы забрать трудовую книжку, расписаться во всех документах и сдать рабочую технику.

Происходящее довольно явно подсветило проблемы в сверхбюрократизированных цепочках некоторых компаний, где кандидат должен пройти несколько кругов ада, чтобы выйти на своё рабочее место. Для нас это, как лакмусовая бумажка, — способ узнать о новом работодателе чуточку больше и сделать правильный выбор еще на стадии переговоров.

Однако, процедура оформления хоть и важный, но всего лишь первый шаг в новой компании. Гораздо интереснее, как устроено погружение в команду и рабочие процессы коллег, которых ты даже не видел вживую.

Онбординг 🚀

Во многих компаниях введение нового сотрудника в курс дела и его адаптация — самые слабые стороны HR-процессов.

Нет ничего досаднее, чем ощущение, что про тебя забыли и оставили один на один со всеми запросами необходимых доступов, логинов и паролей от внутренних сервисов.

Ведь именно в первые дни у человека формируется представление о зрелости команды и проекта в целом. Поэтому казалось, что в условиях вынужденной удаленки такое понятие, как онбординг и вовсе исчезло из оборота.

Не сказать, что у меня большой опыт прохождения этих самых онбордингов, но подход Joom впечатлил.

<p>Персонализированная страница в Notion — мелочь, а приятно 😀</p>

Персонализированная страница в Notion — мелочь, а приятно 😀

Первый день был полностью расписан по часам.

  • Созвон с HR-директором. Активировали базовые сервисы и учетки. Почти везде используется корпоративный Google-аккаунт. Разобрали документы, пробежались по основным бумагам, которые нужно прочитать и подписать. В Notion я ознакомился с подробным чек-листом нового сотрудника.
  • Настройка VPN. Подключился коллега из helpdesk, перехватил управление ноутбуком, поставил все необходимые сертификаты и удостоверился, что все ресурсы доступны.
  • Обсуждение целей и планов. Созвонился с руководителем клиентских проектов (мобильные приложения и веб). Вкратце обсудили дальнейшие планы и задачи, которые стоят на этот квартал.
  • Знакомство с командой. Каждый немножко рассказал о себе, своих интересах и увлечениях. Выяснилось даже, что один из парней из одного города со мной — привет, Уфа.

Да, за первый день невозможно охватить вообще всё. Но самое главное, что я понял, — в компании готовились к моему выходу: сформировали набор небольших задач, чтобы постепенно ознакомиться с проектом, а также подготовили все необходимые доступы заранее.

На первый взгляд может показаться, что это какие-то маловажные детали, но по моему опыту именно такие мелочи как раз и формируют общее отношение компании и команды к своему продукту и делу.

Итог 🏁

Коронавирус действительно изменил наше общество, заставив бизнес перестраивать и изменять свои процессы в угоду онлайн-формату. Сложно сказать, пошло ли это многим на пользу или нет. Но однозначно у нас теперь появился шанс на полностью дистанционные собеседования и процедуры оформления необходимых бумаг.

А главное, что компании, научившиеся проводить качественный онбординг в онлайне, с высокой вероятностью смогут продолжить делать это и в обычной жизни, что безусловно хорошо.

Что касается меня, то в середине марта было распутье — продолжить поиск работы или отложить эту авантюру до лучших времён, когда всё устаканится. Сейчас я понимаю, что сделал правильный выбор, ведь неизвестно, как долго ещё продлится карантин, а получать удовольствие от работы нужно здесь и сейчас!

А вы искали работу во время пандемии?
Да, но найти пока не удалось.
Да, есть новая работа!
Нет, моя работа меня устраивает.
Нет, лучше подожду, пока все закончится.
Меня вообще не интересует работа по найму.

Делитесь своим опытом трудоустройства или увольнения на удаленке в комментариях!

3333
81 комментарий

Комментарий недоступен

46
Ответить
Автор

Вы нам льстите. Мы за Андреем поправили несколько формулировок и добавили опрос внизу.

С уважением, отряды отделов Joom.

39
Ответить

А был ли мальчик? )) Вполне возможно, что Андрей Морозов - плод креативного воображения эйчаров.

1
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

У вас плохое резюме.

13
Ответить

Увидел слово Joom. Перестал читать.

2
Ответить
Автор

Начал покупать.

22
Ответить