Школы не справились с «цифрой»: 5 преимуществ образовательных онлайн-платформ

Минпросвещения предложило школам досрочно завершить учебный год: для 1-8-го классов рекомендовано завершить обучение до 15 мая. Очевидно, что российская система среднего и высшего образования не была готова к экстренному переходу на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса.

Вначале детей досрочно отправили на весенние каникулы, затем в авральном режиме школы и вузы начали переходить в онлайн: уроки через Skype или ZOOM, «домашка» - в родительские чаты в мессенджерах или электронную почту. Но оказалось, это не работает: учителя просто не успевают контролировать учеников и проверять домашние задания, а родители безуспешно борются с отсутствием мотивации к учебе из дома.

На этом фоне платформы онлайн-образования отметили существенный рост аудитории: в «Яндекс.Практикуме» на 100-150% увеличилось количество регистраций на бесплатные вводные курсы; количество регистраций на образовательном сайте GeekBrains выросло почти на 650%; активность аудитории в «Нетологии» выросла более чем на 60%; в Skyeng на 65% увеличилась популярность занятий по английскому и математике для школьников. Адаптивная онлайн-платформа конструирования образовательных материалов Core в марте-апреле подключила 110 тысяч онлайн-уроков для более чем 2 млн пользователей и объединила 110 тысяч учителей.

Проект «Чувство собственности» узнал в интервью у владельца платформы Антона Сажина о рабочих инструментах образовательных сервисов и о будущем традиционной школы. Расскажем о том, с какими трудностями столкнулись школы и как их могут помочь побороть современные сервисы.

Обратная связь

Одним из главных минусов школьного обучения «через вотсап» стало отсутствие постоянной обратной связи от учителя – за количеством работы педагог просто не успевает пообщаться со всеми учениками.

Онлайн-сервисы помогают решить эту боль: есть возможность поставить «оценку» одним кликом, комментарий, не нужно ставить отметку о получении домашнего задания – система это делает автоматически за вас. Представьте: несколько классов, 100 учеников, 200 родителей, 1 000 сообщений. Без автоматизации учителю, преподающему онлайн, обойтись практически невозможно.

Интерактив

Удержать внимание ребенка (да и взрослого) в режиме дистанционного обучения, пожалуй, самая трудная задача для педагога – и для родителей, которым пришлось выполнять эти функции за учителей. И без интерактива здесь не обойтись. Специализированные платформы предлагают их большое множество: лонгриды, тестирования, игры, видеоролики, которые позволяют вовлечь детей в процесс обучения в игровой форме.

Адаптивность

Подобные онлайн-платформы позволяют пользователям (педагогам и студентам) самостоятельно формировать учебный план. Для этого есть уже разработанные шаблоны занятий и курсов, конструктор для создания собственных уроков: можно добавить текст, упражнение, мультимедийный контент, приложить материал для дополнительного изучения, оперативно менять формат подачи в зависимости от запроса аудитории и ее восприимчивости.

Глобальная база знаний

Big Data – это, пожалуй, то, без чего не обойтись сегодня любой отрасли. И сервисы онлайн-обучения не отстают: анализируется реакция пользователей на структуру курсов, педагоги пополняют базу знаний сервиса, делятся методическими материалами и программами. Причем не в принудительном порядке (чем иногда, к сожалению, грешит наша бюрократическая система), ведь интернет-платформа – это еще и отличная возможность для нетворкинга между педагогами школ и университетов, провинциальных городов и миллионников.

Доступность

Пусть этот опыт оказался для российских школ сложным и местами корявым, очевидно, что система образования в новом учебном году трансформируется. И, уверены, к лучшему.

Ведь дистанционное обучение, какими бы минусами они не обладало, очень важно. Оно открывает доступ к хорошему образованию для детей с ограниченными возможностями, которым приходится самостоятельно, в заочном формате, проходить школьную программу. Дети, которые хотят на «отлично» сдать ЕГЭ и поступить в престижные вузы, но не имеют ресурсы заниматься с дорогостоящими репетиторами, могут бесплатно (или за сравнительно небольшую плату) эффективно готовиться. Да и родители смогут побольше заниматься вместе с детьми.

Правда, ко всем плюсам дистанционного обучения через современные онлайн-сервисы добавляется один жирный минус: все это возможно только при условии стабильного интернета и личного компьютера или гаджета у ребенка. К сожалению, некоторые семьи в условиях изоляции столкнулись в первую очередь с этой проблемой - а уже потом с качеством онлайн-образования и поиском хороших инструментов.

5 комментариев

Совсем не защитник нашей системы образования. Особенно среднего. Но тут есть пара оговорок:
"не справились" - конечно! А какая система справилась с каким-либо резким изменением в своей работе? Тем более таким серьёзным, как переход на удалёнку. Я уж не говорю о том, что здесь ещё и столь громоздкая и неповоротливая бюрократическая машина - хорошо, хоть смогли пару решений принять в краткие сроки. 
"преимущества онлайн-платформ" - конечно, преимущества! Ведь платформы живут за счёт наличия клиентов, а значит - плохо делаешь - не будет клиентов. Вот и делают всё лучше и лучше. Школа работает совершенно по другому принципу (не говорю, хорошо это или плохо) и сравнивать их работу, как минимум - не честно.

Да, вы абсолютно правы! Лично мы - да и многие родители, уверены, тоже - за коллаборацию образовательных бизнес-продуктов и государственных школ. Ведь это позволит детям дать больше знаний и достойное образование!