Место под солнцем: история магазина техники Apple, появившегося после ухода компании

Основатель магазина гаджетов Clover рассказал о предпринимательском пути — от кальянов в аренду до полноценного магазина техники Apple.

Место под солнцем: история магазина техники Apple, появившегося после ухода компании

Поиск себя в бизнесе

Юрий родился и вырос в Новоуральске — закрытом городе в Свердловской области. В 2013 году поступил в университет в Екатеринбурге, параллельно начал искать работу, чтобы обеспечивать себя. Пробовал разное, но ни на одном месте не задерживался дольше месяца — не нравилось.

Так через несколько месяцев Юрий сделал вывод, что найм не про него. Тем более что молодой человек всегда хотел своё дело, как у отца. Поэтому он начал реализовывать себя в качестве предпринимателя в разных направлениях: сдавал в аренду кальяны, изготавливал запчасти под заказ, продавал фруктовые чипсы, цветы и даже машины.

Будущий владелец бизнеса не знал, чем именно хочет заниматься, и перебирал разные сферы в надежде найти интересную и прибыльную нишу.

Первые шаги к собственному магазину

В 2022 году компания Apple ушла из России. Ниша стала свободнее, и Юрий увидел в этом возможность. Ещё появился «параллельный импорт», благодаря которому в страну стало возможно ввозить оригинальные товары без разрешения правообладателя.

Вместе с другом Юрий начал покупать небольшие партии техники в Москве, а затем продавать их в Екатеринбурге. Начинающий предприниматель знакомился с поставщиками, тестировал спрос в своём родном городе. Первые продажи получилось осуществить через личный аккаунт в Instagram*.

Юрий на фоне Apple Store
Юрий на фоне Apple Store

Когда получилось зафиксировать первую прибыль, Юрий решил осуществить полный цикл, от закупки до продажи, самостоятельно. Начал с небольших партий, которые продавал через соцсети и Телеграм. По мере роста узнаваемости его магазина начал увеличиваться и оборот — предприниматель задумался об открытии собственного офиса и возможности продавать товары в рассрочку.

Но это солидные вложения, которых на тот момент ещё не было — первые закупки юноша оплачивал вообще с кредитных карт. Поэтому Юрий вместе с друзьями планомерно наращивал оборот, искал всё новых поставщиков. С некоторыми ездил знакомиться даже в Дубай. Главные критерии — цена закупки и положительное впечатление от личных встреч. Сейчас Юрий может закупать технику одновременно у десяти поставщиков, если спрос того требует.

По мере увеличения оборота Юрий начал брать деньги в долг у знакомых под процент и отказываться от работы с банками, несмотря на то что они начали повышать кредитные лимиты.

Здесь можно справедливо отметить: строить бизнес на чужих деньгах — не очень удачная модель. Но в 2022 году спрос на айфоны, планшеты и макбуки значительно превышал предложение. Было много фанатов бренда, которые, несмотря на выросшие цены, были готовы покупать любимые товары. Поэтому Юрий не сомневался в успехе.

Ещё одна причина его уверенности — отсутствие рекомендованной розничной цены. Раньше это было ограничением для продавцов, но теперь дистрибьюторы сами определяли цены. Так, однажды цена на iPhone 15 в России стала одной из самых низких — это не могло не сказаться на спросе. А выигрывать конкуренцию с крупными магазинами электроники удавалось, потому что те не были такими гибкими из-за уплаты НДС и других расходов. Поэтому обычный покупатель охотнее заказывал в небольших магазинах, а не у крупных ритейлеров.

От продаж через соцсети к маркетплейсам

Когда Юрий понял, что техника Apple — прибыльное направление, он задумался о выходе на маркетплейсы. Выбрал Яндекс Маркет, поскольку сам активно через него покупал и доверял бренду. К тому же на площадке селлеры могли принимать оплату наличными, что было выгодно для предпринимателя.

Из-за маленького оборота Юрий сначала продавал технику только с доставкой по Екатеринбургу. В первый же день его магазин получил 10 заказов — товары нового продавца попали в топ выдачи.

В последующие дни ситуация улучшалась: Юрий только и успевал, что отгружать курьерам заказы. В этот момент он вспомнил про идею с оффлайн-магазином. Ведь если столько екатеринбуржцев покупают через интернет, наверное, можно охватить бóльшую аудиторию с помощью физической точки. Идея предпринимателя захватила, и он начал потихоньку откладывать на это деньги.

В первые дни заказов было столько, что они едва помещались на столе
В первые дни заказов было столько, что они едва помещались на столе

Через некоторое время Юрий решил подключиться к Маркету по другой модели, FBS, и продавать товары со своего склада. Им стал арендованный офис. Так товары магазина Clover начали отправляться в другие регионы — а значит, расширилась география продаж. Предприниматель даже не использовал никакие инструменты продвижения — покупатель находил его сам.

Офис, в котором раньше Юрий продавал технику
Офис, в котором раньше Юрий продавал технику

Сейчас Юрий выходит с техникой на другие платформы. Пару месяцев назад он стал продавать товары на «Мегамаркете», а прямо сейчас занимается выводом магазина на Ozon.

В нише техники все селлеры продают одни и те же девайсы. Единственный способ выделиться — держать конкурентоспособную цену или продвигаться с помощью рекламных инструментов маркетплейса. Предприниматель не успевал сам развивать бизнес и заниматься маркетплейсами, поэтому нанял менеджера, который полностью взял на себя корректировку прайса, работу с карточками и другие задачи.

Открытие оффлайн-магазина

Через год после выхода на маркетплейсы Юрий накопил 1 миллион рублей и открыл магазин гаджетов Clover в торговом комплексе «Максидом» в Екатеринбурге. Расчёт был привлечь взрослую платёжеспособную аудиторию, которая по старинке ходит за техникой в магазины типа «МВидео» или «Эльдорадо».

Оффлайн-магазин гаджетов в Екатеринбурге
Оффлайн-магазин гаджетов в Екатеринбурге

Оффлайн-продажи тоже прошли неплохо, ведь Юрий с командой обеспечили клиентам качественный сервис, который строится на нескольких составляющих:

Комфорт. В магазине оборудовали клиентскую зону, где можно выпить кофе или поиграть в приставку, пока менеджер, например, переносит данные со старого смартфона на новый.

Система лояльности. Покупатели получают кэшбэк с каждой покупки. Накопленные баллы могут потратить на скидку для будущих покупок. Это повышает лояльность и увеличивает количество повторных продаж.

Закрытие всех потребностей. В Clover клиенту не просто подберут iPhone, но и установят на него все нужные программы, перенесут данные со старого устройства, установят защитную плёнку и подберут чехол. Также клиент сможет сдать старый гаджет в trade-in и таким образом снизить цену нового смартфона.

Индивидуальный подход. Магазин подстраивается под нужды покупателей. Например, если человек находится в городе проездом, он может оставить свой гаджет в магазине, пока переносятся данные, и уехать по своим делам.

Экспертность продавцов. Продавцы магазина хорошо разбираются в технике: следят за обновлениями, знают технические характеристики и другие фишки и готовы этим делиться с потенциальными покупателями.

Юрий планирует наращивать продажи на маркетплейсах и расширять ассортимент. Он собирается открыть офис в Москве, чтобы отгружать всю технику, какая есть в предложении у поставщиков. При этом он задумывается о том, чтобы в Екатеринбурге построить целую сеть оффлайн-магазинов Clover.

* Instagram принадлежит компании Meta, чья деятельность признана в России экстремистской.

2929
25 комментариев

После ухода эпл, их техника продается на каждом шагу

1

Интересная история… наверное у многих так, эпл ушел — захотелось занять место. а сколько денег на первую закупку потрачено?

Начинал с 300к, но сейчас для открытия магазина нам требуется 5кк

Комментарий удалён модератором

Изначально система налогообложения не позволяла принимать на рс поступления без налога, поэтому принимали только наличные и продавали только в Екб. Сейчас и фбс и дбс с оплатой на сайте

Комментарий удалён модератором

Не путайте первые шаги и стабильный бизнес