Что такое 🤬УЧАЯ ЛЕНЬ и как ее отличить от реальной продуктивности?

В этой статье мы поговорим о лени. Но не о той, которую все знают: когда хочется плюнуть на все и зарыться под одеяло, когда проснулся и хочется уснуть обратно, когда скроллишь папки в Telegram с неотвеченными чатами и сбегаешь обратно в YouTube. А о новом виде лени, который шифруется под видом продуктивности: календарь расписан на месяцы вперед так, что слот на пообедать воткнуть некуда, дел просто завал, только успевай со встречи на встречу прыгать, а запланированные результаты ни на шаг не приблизились. Звучит как шпионский триллер, правда?

Продуктивность?
Продуктивность?

Просто сцена из «Безумного Макса», где герои бесконечно гоняют по пустыне, но никуда не приближаются. Вот это и есть наша дорогая и уже полюбившаяся Кипучая лень — много действий, но без явных результатов.

Вы сейчас в Матрице. Помните момент, когда Нео выбирает между красной и синей таблеткой? Интересно, что он чувствовал в момент выбора… Вот именно такое чувство бушует в вас, когда вы сталкиваетесь с Кипучей ленью. Это как выбор между синей таблеткой (продолжать бесцельно тратить свое время и энергию) и красной таблеткой (начать действовать осознанно, эффективно и целенаправленно).

Что ты выберешь, Нео? 
Что ты выберешь, Нео? 

Осознание проблемы

Первый шаг — это осознание. Важно осознать всю цепочку принятых решений, которая привела вас к такому поведению. Понять, какие мысли стояли в истоках ваших действий. Этот шаг не просто так поставлен на первое место. Я ссылаюсь на труды Ричарда Лазаруса, американского психолога XX века, выделившего цикл, ведущий каждого из нас к результату: мысли порождают чувства, чувства стимулируют поведение, а поведение создает результат. И если текущие результаты отстают от ваших ожиданий, вернитесь по цепочке обратно, проанализировав, что вы действительно делали, из каких эмоций родились позывы к тем действиям и какие мысли о себе были стимулом к ним.

Планирование будущего

Второй шаг — сверка с вашими планами на ближайший месяц, год, декаду. Если бы вы перенеслись на несколько лет вперед на встречу выпускников, что бы вам хотелось им рассказать о своих успехах и достижениях? На чем вы бы хотели приехать на эту встречу, а может, посадить свой вертолет прямо им на головы?

Фильтрация задач

Третий шаг — фильтрация. Как минимум выкинуть из календаря все задачи, которые в принципе не могут привести вас к реализации задуманных вами целей. Непросто, вы ведь к ним так прикипели. Но осознание того, что часть ваших идей бессмысленна — важный этап. На этом же этапе важно продумать, какие мысли и эмоции вас будут стимулировать к движению, мотивировать вставать по утрам, наполнять вашу душу и щекотать креативность.

Как успевать важное? - Продолбать неважное! 
Как успевать важное? - Продолбать неважное! 

Принятие новых решений

Четвертый и последний шаг — это принятие новых решений. Любых. Сейчас не важно, приведут ли они вас к успеху быстро или медленно. Их текущая задача — вытащить вас из болота кипучей лени, простимулировать ваш новый подход к жизни. На основе новых решений сформируйте гипотезы по новым действиям и сфокусированно повторяйте их регулярно до достижения измеримого результата. Если в итоге окажется, что решение ошибочно — замечательно! Вы получили опыт и теперь точнее примите новое. Худшее решение — непринятое. Новое решение, новые гипотезы и новые действия. Помните, что вы вольны выбрасывать из расписания и головы неработающие на вашу цель действия и мысли, выбирать новые и продолжать движение.

Рекомендации для преодоления Кипучей лени

  • Признаться, что кипучая лень вас поглотила.
    Осознать, что проблема существует — первый шаг к ее решению.
  • Осмыслить всю цепочку принятых решений и мыслей, которая привела к такому поведению.
    Понять, какие мысли и эмоции стояли за вашими действиями.
  • Свериться с планами на ближайший месяц, год, декаду.
    Понять, чего вы действительно хотите достичь в будущем.
  • Отфильтровать задачи, которые вас к реализации ваших целей в принципе привести не могут.
    Убрать из расписания все, что не ведет к вашим целям.
  • Принять новые решения, сформировать новые гипотезы и тестировать их регулярно, постоянно выбрасывая из расписания неработающие на вашу цель действия.
    Находить и устранять то, что мешает вам двигаться вперед. (кликните, чтобы перейти к записи эфира)
  • Обратиться к специалисту, если самостоятельно вылезти не получилось.
    Профессиональная помощь незаменима в сложных ситуациях, а стоит дешевле упущенной выгоды. (кликните, чтобы перейти к подкасту)

Итог

Сейчас может показаться, что это все сложно и непостижимо. Но знаете что? Кипучая лень — это не приговор, и даже не неизлечимый диагноз. Это просто вызов, с которым вы вполне способны справиться. И когда вы это сделаете, то обнаружите, что внутри вас рождается целый вулкан мотивации.

В конце концов, как говорится, «Самый трудный шаг — это первый шаг». Поэтому примите этот вызов, сделайте первый шаг и начните свое путешествие к преодолению Кипучей лени. Я в вас верю, и вы верьте в себя.

Бизнес — продолжение нервной системы предпринимателя. Больше материалов: постов, подкастов и эфиров по темам эффективного управления, мотивации и мышления в моем авторском телеграм канале Коучинговые премудрости

Всех обнял, Фир 💚

1313
25 комментариев

Есть одно но, чаще всего вся эта кипучая деятельность следствие внешних запросов. Родственников, подчиненных, начальника, коллег. Они что то хотят, есть какие то обязательство и страхи быть плохим и подвести кого то.

Как будто не хватает шага - научись слать всех лесом.

2

Я под таким ракурсом не рассматривал. Правильно понимаю, что смысл в том, что народ заваливает себя задачами не ради себя, своих целей и амбиций, а из желания угодить кому-то или соответствовать чьим-то ожиданиям?

1

Все так, крутые иллюстрации и правильные аллегории!

Данная тема также хорошо описана в книге ANTITIME менеджмент Ричи Нортона, в книге это называется переворачиванием времени. Когда ты перестаешь забивать каждый слот времени который ты высвободил новым, уходишь от погони за продуктивностью и начинаешь делать самое важное и высвобождать время, а не терять его.

Также круто эту тему раскладывает Бронислав Виногродский описывая искусство управления переменами и контроля состояний.
Такую легенду не осмелюсь даже цитировать))

2

А для меня второй — неизвестный персонаж. Спасибо за рекомендацию!

1

Порой в ...чую лень могут загнать внешние факторы, особенно если график действительно расписан максимально плотно и обрыв/просадка какого-то звена ведут к здецу.
Нужно делать веренны́е буферы, это важно.

2

Вот тут то и важно трезво описать запланированный бизнес результат (цели) и метрики, ведущие к ним, выделить максимально приоритетные и сверить с календарем. Скорее всего множество запланированных или совершаемых дел – не самый лучший вариант расходования сил/времени/ресурсов. При этом действительно важные, целенаправленные дела могут оставаться за скобками.

1

У меня есть любимая фраза в выстраивание управления
«Не могут у вас быть все задачи «горящими». А если это так, то вы работаете пожарником и это просто ваша «обычная» деятельность

Отдельная любовь картинкам - прям дополняют шикарно материал - даешь более осознанных управленцев!

2