Часто «прокачать» и очеловечить интерфейсный текст можно без привлечения сил копирайтеров. Достаточно не делать текст роботизированным, повторяя распространённые ИТшные приёмы, которые убивают человечность и понятность текста.Представлюсь: Михаил Греков, менеджер b2b-продукта Velvica и автор Telegram-канала «Про удобство» (@proudobstvo). Итак, 5 способов очеловечить текст в интерфейсе 👇1 - Отказаться от слов-гермафродитовБывают ситуации, когда надо обратиться к пользователю, запросить от него вариант решения или написать ему о действиях других пользователей. Слова же при этом имеют род — мужской, женский и средний.Если род пользователя неизвестен, то начинают выдумывать слова-гермафродиты: уважаемый(ая), согласен(на), звонил(а), ответил(а) и т.п. Выглядит всё это как-то юридически, не по-человечески.Выход прост — надо переформулировать текст так, чтобы род слов не имел значения. Переформулировать можно практически всегда.Вот например:Самая популярная в Мире соцсеть, назовём её Facebook, периодически проводит весьма странный опрос:Опрос — сплошная срамота, конечно. Мало того, что вопрос непонятный, так ещё и варианты ответов гермафродитные. Facebook при этом знает пол каждого пользователя, так как это обязательное поле при регистрации 🤷♂.Ну да ладно — как же его переформулировать, чтобы не зависеть от рода? Например, так:Согласитесь ли с утверждением: «Facebook важны его пользователи»?ДаСкорее да, чем нетСкорее нет, чем даНетНе знаю2 - Использовать сроки из мира пользователейИнтерфейс периодически выводит данные о сроках и датах: время обработки запроса, время доставки, время размещения комментария и т.д.Классно, когда эти сроки представлены в мире пользователя:Если срок в часах, то всё, что больше 24 часов пользователи захотят перевести в дни (ниже пример).Если срок в днях, то пользователи захотят понять, когда именно эти дни пройдут — понять дату, день недели.Если дата рядом с текущим днём, то её удобнее воспринимать в формате: сегодня, вчера, завтра.Если дата давно прошла, то можно округлить до: месяц назад, 3 года назад и т.д.Вот например:Некий маркетплейс, назовём его Беру, вопросы в службу поддержки разрешает за 60 часов:Что вам захотелось сделать с этими 60 часами? Скорее всего, вы попытались посчитать — сколько же это дней. Это два с половиной дня. Многовато.Но если бы вы реально отправили вопрос в Беру, то вас бы интересовало только одно — когда конкретно ждать ответ. Вы бы 2.5 дня перевели в дату — к пятнице ждать ответа. «Мы ответим вам в течение 60 часов» → «Мы ответим вам за 2.5 дня» → «Мы ответим вам не позже 15 мая (пятница).»3 - Склонять слова возле чисел и имёнМелочь, которая бросается в глаза — несогласованные склонения. Эта мелочь, как правило, проявляется в местах вывода динамических данных:количество найденных записейколичество отзывовимя пользователя, отставившего комментарий или отзыв (или какой-то подобный сценарий).Решается проблема довольно просто:либо учитывать склонения (надо немного попрограммировать) — элегантный вариант, чтобы было как в разговорной речи,либо переформулировать — не вставлять в середину фразы динамическое число или слово, род которого может влиять на склонение следующего слова. Переставьте слова — возможно, будет немного коряво, но ляпа со склонениями не будет.Вот например:Некий госсайт с вакансиями со всей страны, назовём его Работа в России:Найдено: 102 вакансий → Найдено вакансий: 102122 рабочих мест → рабочих мест: 122.4 - Убрать менторский тонТекст в интерфейсе сделал большой шаг вперёд. Если раньше даже в топовых продуктах было много текстовых проблем, то сейчас чаще всего чистенько, понятно и аккуратно. Но текст шагает дальше и порой не в ту сторону — вместо общения с пользователем на равных, продукты начинают общаться в менторском тоне (высокомерно-поучительно). Я стал замечать, что некоторые интерфейсы строят свои тексты из рубленых поучительных фраз. Понятно, что «Пиши, сокращай» и всё такое, но интерфейс не должен общаться с пользователем в режиме робота — их и так слишком много. Капелька человечности в тексте не повредит. Вот например (без отсылки к конкретному сервису): Запрос получен, ответим через 7 дней. Проверяйте почту mail@mail.ru Всё ок, ничего лишнего. Но так «говорят» бесчувственные роботы. Не говорят так люди людям. Мне, как пользователю, приятнее, когда текст человечный, а не рубленый до минимума. Например, так: Мы получили ваш запрос и точно ответим на него за неделю — до 21 мая (четверг). Ответ придёт на почту mail@mail.ru. Лично для меня, продукты с понятным человеческим текстом приятнее использовать, чем продукты с рублеными фразами в менторском тоне.5 - Не использовать глупые шуткиПросто запомните: в интерфейсном тексте сложно хорошо пошутить.Особенно нелепо шутки выглядят в серьёзных ситуациях.Кто-то, конечно, скажет, что шутить надо, чтобы быть ближе к людям. А я скажу, что к людям, которые в серьезных ситуациях вместо конкретики язвят и сыпят нелепыми шутками не очень хочется быть ближе.Такое ощущение, что в некоторых продуктах копирайтерам скучно и они масштабно очеловечивают интерфейс: ну надо же что-то им делать, а всё важное уже сделано.Вот например:Некий популярный почтовик, назовём его Яндекс.Почта, какие-то глупые шутки пишет, если не указать адресата в e-mail:Почему бы просто не сказать: Укажите адрес получателя.Зачем мне все эти текстовые кульбиты копирайтера?Или некий популярный маркетплейс, назовём его OZON, когда «падает» какие-то странные вещи пишет про машины:В интерфейсе не надо стараться высасывать человечный текст и шутки из пальца везде, где только можно. У актёров это называется — не переигрывай.У меня всё. Приходите в мой Telegram-канал «Про удобство» (@proudobstvo) — там заметки и кейсы по UX и продуктоводству.👇 И, конечно, делитесь в комментариях своими примерами очеловечивания или излишней роботизации интерфейсного текста. #UX
"Некий маркетплейс, назовём его Беру,..." (и далее по всем прошлись)
АХАХАХХ!!! 5 баллов!
... их, итак, = их и так
Не?
да.
Спасибо, исправил!
Думал на заглавной пикче Греф
Ещё бы автор писал грамотно (про тест в интерфейсах!), цены бы таким статьям не было.
Вы немного ошиблись - статья про теКст в интерфейсах, а не про тест. А если вы мне подскажете, где есть ошибки - цены бы вашему комментарию не было. Не исключаю, что ошибки есть - меня это меньше волнует, чем вас, похоже :)
/