Школа мечты: как стать разработчиком Сбербанка или Google

Разработчики — одна из самых востребованных профессий в России. Школа 21 привела в нее сотни специалистов. Она запущена Сбербанком в 2018 году по франшизе Школы 42 (работает в США, Франции и других странах). Нестандартные методики позволили подготовить разработчиков, которые вышли на стажировку в десятки компаний. Зачем Школа 21 Сбербанку, и как она помогает попасть в Google?

Школа мечты: как стать разработчиком Сбербанка или Google

Необычная школа

Мария Казинова, работающая сейчас в мюнхенском офисе Google, прошла в первый набор Школы 21: она вспоминает, как буквально снимала пленочки с новых «маков», стоявших стройными рядами в кластерах. Участникам предстояло учиться по методике peer-to-peer, которая не предусматривает ни учителей, ни тьюторов.

В основе метода peer-to-peer («равный равному») или коллективного обучения — участники должны работать в команде, делиться информацией, поочередно выполнять роль ученика и тренера. Более опытные помогают учиться другим. Но каждый из них должен не только защищать свои решения, но и экзаменовать остальных. И таким образом учится не только на своих проектах, но и на чужих методах работы.

Светлана Инфимовская, директор Школы 21, говорит, что обучающиеся очень разные и цели у них свои: одни интересуются работой в крупных компаниях, кто-то, наоборот, хочет пройти стажировку в стартапах или даже создать свой проект. Участников можно условно разделить на три группы: студенты вузов, люди из других профессий и участники без образования. Студенты хотят получить практические навыки и опыт работы в команде в комфортных условиях: без учителей, оценок, расписания 24/7/365. Люди не-IT специальностей хотят сменить род деятельности или применить эти знания в своей области. Но самыми мотивированными Инфимовская считает участников без образования — они учатся ради шанса на новую профессию и работу в сфере IT.

Школа мечты: как стать разработчиком Сбербанка или Google

Если добавить еще и широкие возрастные рамки (в Школу 21 принимают с 18 лет, а самому старшему участнику сейчас 63 года), то становится понятно, что кроме непосредственных навыков программирования обучающиеся получают опыт общения и работы в любом коллективе.

Школа 21 — это некоммерческий проект, сейчас важнее вырастить в России как можно больше хороших разработчиков, которые помогут развиваться рынку и следующим поколениям инженеров. Уже более 300 участников Школы 21 прошли стажировку или получили работу в Сбербанке, ABBYY, IBM, Ozon, Citi, Google, Yandex, Huawei, Intel, РЖД, «Сибуре», SAS, «Газпромнефти» и других компаниях. Больше половины обучающихся идут работать в Сбербанк, но сегодня мы решили рассказать историю трудоустройства в международную интернет-компанию. В качестве примера редакция совместно со Школой 21 узнала, как участнице первого набора Школы 21 Марии Казиновой удалось попасть в Google и чем ей помогло обучение в России?

Из экономистов в разработчики

Мария Казинова Фото Марии Казиновой
Мария Казинова Фото Марии Казиновой

Светлана Инфимовская вспоминает, что в первом наборе было 562 человека и и первые полгода трудно было выделить кого-то: «На момент поступления по итогам вступительных испытаний мы смотрим за динамикой участника относительно самого себя и не ведём сравнение с остальными». А после первого полугодия основного обучения Мария Казинова уже была стабильно в верхней трети по прогрессу, что позволило ей быстро перейти к проекту по стажировке в Google. Светлана уверена, что результат дало сочетание целеустремлённости и хорошей базы у Марии.

Мария Казинова закончила магистратуру экономфака НИУ ВШЭ. Еще с университета много занималась анализом данных, математикой и статистикой, а перед Школой 21 закончила несколько специализаций на Coursera по Python, Java и машинному обучению. Работала по специальности - экономистом, а потом менеджером. Но в итоге решила выбрать разработку, а не экономику — говорит, что ей оказалась интереснее техническая часть, стоящая за цифрами в отчетах. В Школе 21 Мария выбрала ветку изучения алгоритмов, Unix ее не заинтересовал, а дизайн показался специфичной областью.

Порог входа

Для выхода на первую стажировку в Школе 21 Мария Казинова начала искать работу в Москве. Параллельно участвовала в соревнованиях по Codecorces, Hackerrank и Google Code Jam (международное соревнование по программированию, проводимое Google). И получилось так, что когда только начали приходить первые офферы, на нее вышли рекрутеры Google, которые нашли ее после очередного раунда Code Jam.

Одна из особенностей Google — рекрутеры ищут хорошего универсального инженера, который может решать разные задачи. Выбор конкретной команды и проекта происходит уже на месте, после того, как кандидат стал новоиспеченным сотрудником. Поэтому на первых собеседованиях важно показать, что есть мотивация работать, не страшит переезд, нормально знаешь английский и подобные общечеловеческие качества. А потом уже проверяют знания алгоритмов и одного из популярных языков программирования.

В общей сложности с начала общения с рекрутерами до подписания контракта ушло 4 месяца. Примерно столько же Мария потратила на получение рабочей визы в Германию — ее офис Google располагается в Мюнхене. По воспоминаниям Казиновой это был самый мучительный этап: «Готовиться к собеседованиям гораздо интереснее, чем обивать пороги посольства :)».

Inside Google

Фото Марии Казиновой
Фото Марии Казиновой

После выхода на работу сотрудник заказывает технику по своему вкусу и выбирает любую среду разработки: «Просто приходишь и работаешь, все суперкомфортно», — заключает Мария. Она попала в команду из 15 человек из разных стран и с разным образованием. Большинство из них имеют степень по Computer Science, но есть физик, математик, а сама Казинова — экономист.

Она советует не бояться задавать вопросы: «Первые полгода-год после выхода на работу — это классное время, когда можно много чего не знать». Она добавляет, что есть понятие Googliness: «Своего рода доброжелательность и открытость всему новому. Не знаю, как им это удаётся, но люди вокруг действительно подобраны такие. Так что да, коллектив без токсичности — это реально, и это нормально».

В результате Мария выбрала подразделение, занимающееся менеджером паролей для браузера Chrome. При этом ей приходилось работать не только на основном языке, на котором написан Chrome, — C++, но и с Objective-C, и с JavaScript, а также с Python и SQL для собираемой статистики. В таких компаниях нормально не знать часть стека при устройстве на работу, главное уметь учиться и владеть хотя бы одним из популярных объектно-ориентированных языков программирования.

Ресурсы для подготовки к интервью в Google:

Мария Казинова поделилась ресурсами для подготовки к прохождению собеседований, помимо тех, что она использовала в Школе 21.

1. Leetcode — на первые месяцы точно хватит бесплатной части, но потом стоит и на платную перейти.

2. Cracking the code interview — полезная книга для интервью, но и как просто хороший учебник по решения алгоритмических задач.

3. Курсы «Яндекса» и МФТИ на Coursera — для изучения С++.

Вместо заключения

Мария Казинова пока не имеет точного представления о своем идеальном будущем. Она задумывалась о стартапе, который должен быть связан с образованием и просвещением. Чтобы доступ к информации был комфортнее, и помогал ей превращаться в знания. Для тех же, кто задумывается о будущем в IT она советует выбрать область, которая будет интересна: «Обязательно пробовать разные направления, чтобы работа и ее поиски приносили радость. Почаще задавать себе вопрос «чего я не знаю?» и много учиться помимо школы (обязательно выучить английский, если вдруг ещё не знаете его)».

Пример Марии показывает: если активно искать свое будущее, оно само сделает шаг навстречу. А ответы на все вопросы не всегда 42, иногда хватает половины.

Подробнее о программах и условиях поступления узнайте на сайте Школы 21, а истории других участников — в группе «ВКонтакте».

Школа мечты: как стать разработчиком Сбербанка или Google
77
30 комментариев

У статьи смешная обложка, сидит куча чуваков за макинтошами и пялится в скринсейвер :)

6
Ответить

:))) прайвеси - наше все

2
Ответить

В Петербурге, интересно, откроется такая школа? 

1
Ответить

Пока не откроется, не можем рассказывать подробности. Скажем так — Санкт-Петербург — один из приоритетных проектов для рассмотрения. В остальным следите за новостями в паблике Школы 21

1
Ответить

Главный вопрос, на мой взгляд, не как устроиться в какую-то компанию Goggle, Сбербанк или др., а над чем там работать и как это совпадает с целями, ценностями и амбициями человека. Можно и в Apple полы мыть, будучи бакалавром-инженером. Или штаны просиживать в госкорпорации, перебирая бумажки. Зачем? К слову, я все меньше замечаю интересных направлений в крупных компаниях. В Сбербанке есть такие?

1
Ответить

Вам повезло, что для вас не существует вопроса "как устроится" или вы уже эмигрировали. Я за всю жизнь работу не нашла (не считая за рис). Какой уж там "интересно или не очень". 

Ответить

Логичный вопрос. Не видим ничего зазорного в том, чтобы мыть полы. Но если душа просит высоких технологий, то есть:
- команда SberDеvices, которые сделали с Okko TV-приставку с голосовым управлением и работают над новыми устройствами с применением ИИ
- совсем недавно запустилось направление SDA, которое будет делать платформу для машин под управлением ИИ. Не просто беспилотником, а системой, которая может помочь и живому водителю, и пассажирам, предсказав их потребности
- что SMS-переводы Сбер освоил первым и давно, говорить уже не приходится, все знают.
- а еще ребята из Сбербанка работают над тем, чтобы те же кредиты выдавали за несколько минут, в разы быстрее, чем раньше.
В общем, кажется совсем несложным найти самую амбициозную задачу в Сбербанке и компаниях, входящих в его экосистему.
Пример по ссылке https://sberbank-talents.ru/kredit-za-neskolko-minut

Ответить