Как открыть бизнес по франшизе: практические советы для начинающих предпринимателей

Открытие собственного бизнеса — это цель широчайшей аудитории потенциальных предпринимателей. Однако, любые стартапы требуют значительных вложений временных, финансовых, физических и других ресурсов в разных пропорциях, которые довольно часто превращаются в стоп-факторы, особенно для новичков.

Фото из архива эксперта
Фото из архива эксперта

В статье мы рассмотрим один из самых популярных форматов предпринимательства — бизнес под именем чужого бренда — франшизу. Разберём практические советы, которые помогут начать своё дело с минимальными рисками, и стать успешным франчайзи.

Аркадий Назар
Предприниматель, основатель федеральной сети франшиз маркет-бара «Высокий Градус & FOOD 24/7»

1. Исследование рынка

Можно выбрать новейший, популярный вид деятельности, но если в вашем регионе или городе нет спроса на продукты/услуги в этой нише, то скорее всего дело «засохнет». Перед открытием любого бизнеса необходимо скрупулёзно изучить рынок, определить востребованные франшизы, например, по отзывам и запросам в вордстате. После важно определиться с вопросом соответствия тем вашим интересам, навыкам и финансовым возможностям.

В изучение рынка входит также поиск информации о конкурентах. Может случиться так, что в выбранном вами сегменте их «больше десятка на квадратный метр». Проанализируйте эти данные и честно, без фантазий оцените свои шансы — нужна ли вам борьба за место в такой давке.

2. Финансовые ресурсы

Порог входа в море франшиз также разнообразен — от 150 000 до десятков миллионов рублей. Поэтому у вас должно быть чёткое представление о размере вложений и желательно с запасом на непредвиденные расходы. Если на выбранный вариант франшизы средств не достаточно, это не повод отказываться от своих планов. Ищите достойные варианты займа денег или привлекайте инвесторов. Многие франчайзеры предоставляют своим партнёрам финансовую поддержку, поэтому можно обратиться к ним для получения информации о доступных вариантах.

3. Выбор надежного франчайзера

Компетенции надёжного франчайзера и его управляющей компании — один из ключевых факторов прибыльности вашего бизнеса. Знать историю с репутацией компании и её владельца просто необходимо. Кроме гарантий личного бренда, опытные, постоянно растущие и статусные компании предлагают достойную поддержку своим партнёрам, практически до полной окупаемости вложений. Именно наличие ёмкого «пакета франчайзи», подкрепленный поддержкой управляющей компании предполагает скорейший выход на рентабельные показатели.

Поговорите с действующими партнёрами и топ-менеджерами франшизы, сделайте запрос на сайте и узнайте «из первых уст» всю информацию о компании и договоре коммерческой концессии. Выясните какие гарантии предоставляет компания и существуют ли они в принципе. А также — на какой уровень поддержки вы можете рассчитывать в виде конкретного списка действий. Если таковой отсутствует, приготовьтесь самостоятельно выбираться из перипетий ведения бизнеса или немедленно рассмотрите другие варианты.

4. Паушальный взнос

Проконсультируйтесь на предмет фиксированного платежа, который вы заплатите франчайзеру, чтобы работать под его товарным знаком. Паушальный взнос компенсирует затраты владельца компании на создание условий для ведения бизнеса своих партнёров.

Во время запуска проекта вам понадобятся услуги подрядчиков, проектировщиков, дизайнеров, маркетологов, юристов, бренд-шефов, всевозможных менеджеров и так далее, которые оплачиваются именно данным взносом. Часто случается так, что стоимость этих услуг выше размера паушального взноса, и этот факт подтверждает обоснованность платежа. К тому же предприниматель самостоятельно не может оценить качество услуг, лишь косвенно. Это значит, что если он не заплатит взнос, то пойдёт по весьма затратному пути проб и ошибок. С рекомендациями же управляющей компании планы реализуются только проверенными в работе «инструментами» и решениями.

5. Роялти

Узнайте какой зафиксирован процент роялти. Спойлер — если нет роялти, то скорей всего партнёры становятся безразличны владельцу компании сразу после покупки франшизы. Поэтому хорошо бы «на берегу» промониторить соотношение открывшихся и закрывшихся точек, чтобы судить об успешности предприятия по фактически действующим рентабельным единицам. О многом говорит и размер процента периодической денежной компенсации, в идеале он не должен превышать 4%.

Помните, что после запуска всё только начинается. Ваша управляющая компания должна участвовать не только в открытии, но и сопровождать вас вплоть до выхода на рентабельные показатели. Это означает большую совместную работу, и с вашей стороны доля участия не меньше, чем со стороны франчайзера.

6. Маркетинг

Обратите внимание на маркетинг. Какие компании помогают со стратегией развития, составлением программ промоакций, отслеживают ли маркетинговую активность и эффективность рекламы. Кто помогает всё это реализовать партнёру? Если у франшизы нет поддержки в таком серьёзном аспекте — бегите. Это стратегически важная составляющая успешного бизнеса, в которой у предпринимателей возникает много проблем и вопросов.

7. Юридические нюансы

Приготовьтесь «с лупой» в руках ознакомиться с договором франшизы, с его условиями. Дотошно разбирайте все противоречия и любые смущающие вас обороты. Чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем присматривайтесь к каждой запятой. Вы, также как и франчайзер, несмотря на прописанную в договоре поддержку и консультации, будете причастны и ответственны за все риски и форс-мажоры в работе, за все успехи и провалы компании.

8. Обучение

Обратите внимание, включает ли ваша франшиза, кроме поддержки, обучение. Данную опцию предлагает далеко не каждая компания. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы освоить новые знания в управлении бизнесом, вникнуть в особенности продуктов или услуг, а также научиться эффективной работе с клиентами. Такая подготовка от франчайзера на начальном этапе поможет вам запустить бизнес уверенно и без стрессов.

9. Создание команды и набор персонала

Крутой предприниматель — хорошо, а с надёжной командой — лучше. Поиск сотрудников, которые разделят ваше отношение к бизнесу с готовностью вкладываться в его развитие — тот ещё квест. Чтобы принять на работу «того самого» человека, задавайте на собеседовании личные вопросы, которые отметят «культурные коды» потенциального сотрудника, покажут чем он дышит. Предлагайте работникам конкурентную по рынку зарплату, предоставляйте им должное обучение и выводите на стажировку, — первый же день может стать показательным и определяющим в решении принимать кандидата на работу или нет.

Открыть бизнес по франшизе — это значит работать по доступным и понятным правилам готового проекта. Это возможность использовать проверенные технологии и материалы без головной боли и метаний, что особенно важно для предпринимателей-новичков. Используя наши советы, вы уменьшите риски и увеличите шансы на успешный старт. Верьте в себя и грамотные расчёты. Пусть ваша настойчивость и постоянное развитие станут верными спутниками прибылей и успеха на предпринимательском пути.

33
1 комментарий

правильно подчеркнули важность выбора надёжного франчайзера и изучения рынка перед открытием бизнеса

3