Редизайн сайта Agima. Ретроспектива

Привет, я Гриша, в конце 2009 пришел дизайнером в AGIMA. Участвовал, наблюдал, потом снова участвовал и потом снова наблюдал за попытками перезапустить сайт компании. Многим на своей шкуре знакома эта история.

Трагикомедия про тех, кто не может найти время на себя и при этом, настолько оверквалифайд, что не терпит компромиссов. История про сапожника без сапог.

Редизайн сайта Agima. Ретроспектива

Но сапожник без сапог — это еще что. Бывает круче. Когда в понедельник 7 июня 1926 года ровно в 5 часов 30 минут Гауди попал под трамвай номер 30, водитель считал, что сбил какого-то бродягу. Документов никаких при нем нашли, а лишь Евангелие и горсть орехов. Кальсоны держались на английских булавках, а вместо обуви он носил выпотрошенные кабачки. Да-да. Кабачки вместо сапог.

Нам до Гауди далеко, но все эти 6 лет я чувствовал себя как пьяный бродяга, не понимая, как сделать такую очевидную штуку — сайт, но для себя. Когда каждый день делаешь их для других компаний и никаких проблем нет, но сделать себе — ***, сложно.

Начало

Начну сначала. Вначале было слово, вернее флэш. Уже тогда, в дыму жаркого лета 2010-го, было понятно, что это технология из прошлого, но столько сил было вбухано в сайт, который доделывали, когда я пришел в AGIMA. Просто так взять и отказаться от него было нельзя. Столько красот! Невероятной анимации! Основой всего была развертка Петровки. Такая огромная интерактивная иллюстрация, где с любовью нарисован каждый дом, каждое здание. Офис до сих пор тут, так что в чем-то этот ретро-артефакт все еще актуален. Установите Windows XP, скачайте старенький firefox, установите flash-плеер, налейте себе бокал пангалактического глаздодера и добро пожаловать в архив. Наслаждайтесь!

Для тех, кто не хочет ставить windows xp)

В 2012 это казалось уже чем-то совсем странным. Но времени не было. Я сменил логотип, гордо присобачил плашку TOP-40 Тэглайн в шапке. Как говорит Саша Богданов: «Успех — это череда маленьких побед». Вот так по чуть-чуть и двигались. По инерции рисовали сложные заковыристые иконки к проектам в портфолио, и все было зашибись. Ну, почти. Дизайн менялся, а главное — хотелось свой сайт показывать без смущенной ухмылки лживого краеведа. Я тогда пережил множество странных диалогов с клиентами. Вот приблизительно таких:

— Как вы любите нашу родную Москву! Сразу видно. Очень интересно смотреть на эту восхитительную панораму! Я сама москвичка в 42-м поколении. На Тверской был дом моего пра-пра-пра-прадедушки. Стою в пробке и плачу. Дом-то сгорел в Наполеоновском пожарище 1812-го.

— Сочувствую. Рад, что смоги дождаться загрузки! А знаете, ведь в соседнем с нами доме жил Чехов, именно тут он написал «Чайку».

— О да, эти московские гостиные! Ой, а что там у вас еще погоня на сайте, УАЗик с мигалками.

— А, ну это полиция. Задержание рецидивиста — нелегальная расклейка рекламы. После революции и до краха СССР у нас же в здании милиция была. Стены помнят…

— Ладно, давайте к делу…

Те самые иконки
Те самые иконки

Работы всегда было слишком много, но идея изменений гнила в наших головах. Мы с Таней Назаровой начали со стиля. К тому времени появилось позиционирование и слоган «только честно». Полная прозрачность процессов. Идея в том, что клиент видит абсолютно все. Система работает идеально и четко. Время трекается на квантовом уровне так точно, что гравитационные возмущения от проезжающего мимо автозака меняют оценку сметы. С другой стороны — мы люди, идеальности все равно нет. Да и как же наш сложный внутренний мир? Мы же не роботы. А где сомнения и метания? В итоге появилась решение в виде прозрачного логотипа, прозрачных форм. Мы сделали визитки, где пробили букву А насквозь (в 2020 они все еще такие, хотя кому сейчас, вообще, нужны визитки?). Через эти порталы мы могли наблюдать реальный мир. Всё, что там наверчено внутри, весь внутренний хаос и бурление случайности. Мы снимали различные коллажи, клеили и анимировали цветной мусор случайно отобранный на какую-то тему или же без темы. Как говорила Таня: «сюрреалистические пляски на тему, а зачастую без темы».

Идея случайности мне до сих пор очень нравится, но, видимо, мы пришли к ней тогда совсем не подготовленными. Когда человек брался за дело, то все неописанные законы гармонии складывались в нужную картинку. ЭВМ же не справился. Я сжег пару недель времени программистов, описывая задачу, как мог. Они делали скрипты, как могли. Удалось генерировалось лишь какое-то убожество. Это все еще без нейросетей и прочих новых и модных штук. Может лет через 10 мы вернемся к этой идее и на каждой презентации и, на каждой странице сайта, будет автоматом собираться тематический коллаж с заданным настроением. Пока нет. Но это привело нас к картинкам, провисевшим на сайте AGIMA добрых 6 лет. Мусор сам не собрался, чуда не произошло.

Редизайн сайта Agima. Ретроспектива

Но я забегаю вперед. Это был 2014 год. Позиционирование опять сменилось. Мы теперь активно занялись адаптивными сайтами, поэтому жить со старым флэшем было уже решительно невозможно. Как сейчас помню первый просмотр концепции. Все собрались в большой переговорке и обсмеяли каждый пиксель, каждую букву. Тотально всё. К этому времени в компании уже собрался костяк супер-профессионалов ни на йоту не отступающих от высоких стандартов, поэтому больше мы их к оценке не привлекали. Богданов взял менеджмент на себя. Это было самое правильное решение. За пару месяцев собрали стильный адаптивный сайт с множеством интересных фишек и анимаций. Для того времени он был очень неплох.

Редизайн сайта Agima. Ретроспектива

Тогда было модно смотреть, как меняется макет при разной ширине экрана. Сужали окно браузера и открывали на полный экран. Туда-сюда. Для таких экспериментаторов мы сделали на фоне видос, где мы катимся то в одну сторону, то в другу. Его можно было увидеть долю секунды пока перестраивалось окно. Видос — смешной. Катились по Красной площади. Как это ни странно, но всем было пофиг. Никакого внимания со стороны органов правопорядка -)

Следующая эпоха — эпоха поиска, попыток, провалов, взлетов и падений. Сайт же быстро старел. Времени, как всегда, не было. Анимированные коллажи потеряли актуальность. Я не учел, что эту красоту обновлять очень сложно, долго, а значит дорого. Урок был усвоен, и мы заменили их на большие фоновые видео. Новые разделы и направления появлялись также быстро и сайт обрастал мхом изменений. Все было также, как в далеком 2010-м. Я видел себя со стороны, вновь прибивающего к главной какой-то новый очень важный скворечник. Вот SMM появился — концентрируемся на этом. Теперь мы делаем приложения — это главное направление, номер один сейчас! На главную! Меняем все! Но дешево и быстро. Не время собирать камни! И не забывайте про наш любимый финансово-страховой сектор. Франкенштейн становился пугающим стремительно и неотвратимо.

Собрались. Обсудили. Собрались еще раз. Обсудили. Repeat.
Собрались. Обсудили. Собрались еще раз. Обсудили. Repeat.

Пока я собирал монстра из текущего сайта, Денис Шепелев сделал целый ряд концептов. Множество разных подходов. Миллион часов обсуждений разным составом. Сейчас я понимаю, что главной ошибкой была именно коллегиальность решения. То, что после первого просмотра первой концепции в 2014-м удалось пресечь. Для внешнего заказчика нам удавалось выстроить процесс приоритезации задач, формирования видения и бэклога, отсечения лишнего. Мы определялись с главными целями убирая второстепенное и проекты запускались успешно. Но для себя этот подход в то время не сработал. Все были этими пресловутыми ЛПР. ЛПР-гидра! Это, вообще, главная особенность AGIMA — мы, это такой конгломерат проектных офисов, мини-компаний в одной. У каждого руководителя свой стиль, своя специализация. Все очень разное. Но что самое главное — не было никого, кто бы единолично сказал — мы идем в эту сторону, это наш путь, я его вижу. Демократия в этом случае была неуместна. Хотя с другой стороны, компания развивалась и так. Старый сайт сильно резал глаз только дизайнерам. Петр Федюшкин предлагал жесткий эксперимент: «Да, давайте, вообще, сайт отключим или повесим заглушку с контактами. Посмотрим, что изменится. Думаю, ничего -)».

Один из концептов Дениса

Это странное время было. Сделал вариант, все вроде согласились. И вроде все окей, но дальше процесс не движется. Собрались, обсудили. Потом еще раз собрались, обсудили. «Кто пишет митинг- репорт?» Еще раз обсудили. Жопа.

Денис Шепелев

Мы переросли адаптивность, но следующая эпоха еще не была очевидной. Процесс осознания шел неравномерно.

«Условно-модными», как все, быть не хотелось. Понять себя и обозначить, обрисовать нужный образ однозначно не получалось. Сейчас оглядываясь назад, я понимаю, что на самом деле, все было как надо, просто время еще не пришло. Смесь конструктивизма и мемфиса я не мог объяснить себе, а визуальной красоты не хватало, чтобы согласится на эти концепции, вообще, не включая голову. После долгих месяцев обсуждения завязли окончательно. Передохнули и прошли дальше. К следующей реинкарнации, к очередному Ринпоче в изгнании.

Концепт Евгения

Сайт давно устарел. Главное, никто не мог толком сказать, на чем делать акцент. Всегда есть некий основной посыл, а тут у каждого свои мысли. У Гриши была идея, что главное в AGIMA люди — они в основе всего. И презентации тогда так строились. Поэтому я построил свой вариант на этой идее. Фото сделал гениальный Дмитрий Бубонец. Механика, анимация, структура, вообще, все было готово. Вариант мне нравится до сих пор.

Евгений Новажеев

Был период «las mejores personas», когда у нас в презентациях в начале шли большие фотографии главных сотрудников с регалиями. Максимально пафосно и нескромно. Я перед встречами старался удалить из презентаций слайд про себя. Не всегда это удавалось и приходилось слушать, как Саша в красках описывает твой великий путь и гениальность. Сидишь и под землю проваливаешься. Или еще был интересный прием — включить видео с рассказом о компании. На личной встрече. Видео. С собой. Воистину — эра эпичных пресейлов. Но для сайта — это было явно что-то не то. И вопросы появлялись, типа: ну и что мы будем делать, если Бушев уволиться? Недальновидно. Стоило попробовать, чтобы лишний раз убедиться. Но стиль у Жени был отличный. Все на своем месте. Все было сделано очень точно, выверенно. Но мы все еще не знали, как говорить теперь о себе правильно.

Одина из концепций Кати

Помню, я тогда очень устала от проектов АльфаСтрахования, а Денис искал какой-то визуальный образ для сайта AGIMA и доверил мне нарисовать свое видение. И мне было что сказать. Я видела, что делал Женя, эти лица, какая-то суровость. Но все же не так! Агимушка — это про жизнь! Тут столько классных чуваков, таких разных! Люди — это действительно главное, хотелось завернуть их во что-то яркое и живое. Большие фотки, каракули, которые шевелятся, интерактивные, все разные. Хотелось, чтобы они реагировали на движения, рисовались, чтоб сайт жил своей жизнью. Менялся и перестраивался без влияния извне. Мне до сих пор безумно нравится этот вариант. Но все очень тупо закончилось. Его показали менеджерам без меня, никто, вообще, ничего не понял! Первое впечатление от эскиза было нереально перебить потом. Короче, урок, презентация — это важно!

Екатерина Булыгина

Веселый вариант. Скорее про личное переживание. Образ, который очень хорошо резонирует внутри, но не подходит для внешней коммуникации. Я тоже пропустил презентацию. Вообще, все это к своему стыду пропустил, но был бы против такого подхода. Когда Катя нарисовала этот концепт у нас уже были очень сухие зеленые презентации. Начал складываться какой-то визуальный язык. Максимально минималистичный. Вообще, без графики. Наконец-то проявилось влияние аналитиков и проектировщиков на компанию. Фокус ушел совсем в другую сторону.

К следующему подходу мы подготовились основательнее. С Виталием Дощенко собрали контент, провели множество встреч, пытаясь синхронизировать видение всех членов команды. Собрали и систематизировали все услуги, которых стало очень много. Уже не нужно было делать акцент на чем-то одном, тем более на людях. Это взросление компании. Задача была уже понятнее — работать через контент. Этого нам достаточно. После серии простых прототипов в дело вступил Дмитрий Кожевников.

Скриншот с новой версии agima.ru
Скриншот с новой версии agima.ru

Дошла моя очередь сделать макет. Было уже большое наследие очень разных попыток, большая наработанная масса в которой мы сами потерялись. Вы помните, что говорил Микеланджело, когда его спрашивали, как же он делает свои скульптуры? «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Здесь то же самое. Я собрал макеты в одном файле. Выделил лучшее, не вызывающее сомнений, то, что все уже были готовы принять. И безжалостно убирал лишнее. Стало очевидно — экспрессивность и эксперимент не пройдут. Нужен был только серьезный и понятный образ. Я очистил макеты, оставив только суть. Получился спокойный вариант, основанный на контенте, сетке и простых зеленых заливках. Как и я думал, он устроил всех

Дмитрий Кожевников

Первый раз удалось сделать так, чтобы вариант понравился всем внутри. Когда акценты были, действительно, на нужных местах. Не кричащий, спокойный профессиональный дизайн. Впервые он стал соответствовать компании, чувствоваться правильно. Многое у AGIMA сложно визуализировать. Дизайн, который теперь чаще, вообще, не про графику и UI (мы сделали как-то отдельный шоурил про проектирование – большая часть работы там), мощная команда менеджеров со своей культурой управления, которая работает как часы. Даже свой отдел безопасности и админов. И что еще важно — это структура, которая очень быстро меняется, каждый год удваивается и адаптируется к рынку. Новый дизайн готов к новым нишам и направлениям.

Мне очень нравится выражение Людвига Быстроновского — «сетка держит удар». Это когда сайт сделан давно, в него вставляют странный, неподходящий контент, баннеры, неформальные тексты, но он сформирован так, что испортить не удается! Для меня — это такой идеал работы вдолгую. В вебе все слишком быстро меняется, но я надеюсь, что этого сайта нам хватит еще года на 4-5. Я верю, что вариант Дмитрия Кожевникова как раз такой — будет держать удар.

Полностью кейс уже есть на behance, ну и на бою.

Что мы вынесли из этой истории? Какая мораль?

Burn After Reading

Хотя нет, вывод есть. Делать что-то для себя всегда сложнее всего.

Если к клиенту можно подойти профессионально и формально, то к себе так относиться невозможно. Не все могут выйти за пределы тела и посмотреть на себя извне. Найти общие точки видения 15-20 человек, принимающих работу. Сделать так, чтобы у них всех уникальный образ компании в голове совпал с изображением на мониторе и при этом сделать продукт для достижения бизнес целей. Это дорогого стоит.

6-7 лет жизни.

8585
12 комментариев

Я прям ждала кучу негатива в стиле "да как так можно-то", "скока-скока делали дизайн, а сколько денег вам это стоило", ну и все в таком духе. Даже как-то не по себе. 

7
Ответить

Видимо, истории о редизайне сайта у всех агентств примерно одинаковые) Интересные наблюдения) 

5
Ответить

А не проще было хотя бы промежутчные варианты дизайна выпускать и не ждать 6 лет? 

2
Ответить

Мы обновляли сайт, добавляли контент и разделы. Он не был заброшен. Это, считай, и были промежуточные варианты.

6
Ответить

Мне больше всего понравился концепт Екатерины, но не могу судить результаты, потому что не знаю, какие задачи решаете сайтом. 

Все время, пока читал, казалось, что разработка сайта никогда не воспринимались командой, как проект. Поэтому и не было владельца продукта, который занимался бы им каждый день и сам решал, что должно получиться, без коллективных совещаний. 

3
Ответить

Скорее слишком много принимающих решения

1
Ответить

Складывается ощущение после прочтения, что пост глубоко личный, и в нем немного сквозит тоска о том, «былом дизайне» без цифр.

Вот это «хотелось свой сайт показывать без смущенной ухмылки лживого краеведа» просто прекрасно )

3
Ответить