Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Начиналось у меня все так же, как и у других сотрудников техпода — з/п 30 000 р, душный офис и радиоактивные дозы негатива от клиентов. Прошло 8 лет, и теперь я управляю студией дизайна со штатом 25 человек. Как так получилось — рассказываю в статье.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Привет! Меня зовут Сергей Баулин. На втором курсе я работал специалистом техпода, но за несколько лет собрал свою команду и вместе с партнером запустил довольно успешную дизайн-студию. Рецептов успеха из американских фильмов здесь не будет: вместо этого расскажу про труд 24/7, сомнительные проекты и собственные косяки. Постарался вспомнить все случаи и рассказать обо всем без утайки.

Надеюсь, мой опыт вдохновит вас не свыкаться с мыслью, что вы будете работать за 60К до скончания века. Вместо этого желаю увидеть новые горизонты там, где их, казалось бы, может и не быть. Делать крутой результат, не демпинговать, при этом быть конкурентоспособным, выходя на жирных клиентов — можно. Даже если вы пока что маленькие, незаметные, и вас никто не знает.

Раздавал листовки у метро за 500 ₽ в день

Я учился в 1 курсе, когда у меня умерла мама. Тогда нужно было быстро взрослеть и искать работу, поэтому я начал с самого очевидного — раздачи листовок на улицах. Платили за это 500 ₽ в день — за вычетом к/у и платы за проезд с такой з/п мне хватило бы лишь на картошку из мака и сосиски. Проработал я на этой должности не больше недели: этого времени мне было достаточно, чтобы понять, что долго на соевых сосисках в Москве не протянешь.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Дальше все было как по накатанной — экзамены, поступление, учеба. Плюс абсолютное непонимание, что делать дальше и где работать, когда за плечами лишь опыт распространителя листовок.

Для задающихся вопросом, учился ли я на айтишника/дезигнера, отвечаю: нет, я учился на таможенника. Оттарабанил два курса, а потом ушел. Даже доки оттуда не забрал — до сих пор где-то в стенах МГУППа валяется мой аттестат.

Нужно сказать, что уже тогда у меня были довольно прогрессивные товарищи, у которых с работой все было норм. Одним из них был Андрюха — руководитель техпода революционного в 2016 году CallBackHunter’а, сервиса обратных звонков. Он-то и позвал меня в свою команду на позицию специалиста второй линии.

Дорос до руководителя технической поддержки

Работка непыльная — разгребай тикеты с 10 до 19 часов, общайся с разрабами да пей чай. Бывало, что заявок не было часами — тогда мы смотрели сериалы, таращились в дотку, плевали в потолок. По части задач всему отделу (тогда нас было три человека) было откровенно скучно. Зато мы крепко сдружились и общаемся до сих пор.

В технической базе за два года работы я очень прокачался, поэтому, когда Андрюха ушел с позиции руковода, мне предложили занять его место. Вот тогда я решил экспериментировать и внедрять новшества. Из самого прикольного, что могу вспомнить, на сайте сервиса стоял виджет с формой обратной связи и обещанием перезвонить через 30 секунд после обращения — тогда это считалось революцией, этого не делал никто.

Мы внедрили нечто похожее, но в рамках отдела, обещая решить техническую проблему за 5 минут. И ведь решали — 90% всех тикетов закрывали за это время.

Мы не затягивали проблемы на часы и дни — вместо этого помогали пользователям гигабыстро. А в качестве профилактики каждодневно мониторили состояние сервиса, чтобы проблемных обращений стало меньше. Так нам удавалось выявлять и устранять слабые места до того, как клиенты CallBackHunter’a с ними сталкивались.

Как я назвал клиента у$#@ом и с треском ушел из техпода

Сотрудники техпода офигенно знают клиентов и пользователей, умеют слышать их переживания, решать проблемы, а из бессвязных и злых сообщений формировать понятный разрабам тикет. Но есть нюанс: они часто понимают, что ни роста, ни кайфа в этой работе не будет. Так случилось и со мной.

Мой отдел работал строго по регламентам. То есть, у тебя есть скрипт, есть кнопки, и ты делаешь понятные, заранее прописанные вещи. Никакого творчества. И отличная почва для косяков.

Прежде чем осознать, что скрипты и рутина — это не мое, я довольно жестко косякнул, отправив внутренний комментарий не программисту, а пользователю, с которым вел коммуникацию. В сообщении я недвусмысленно назвал клиента у$#@ом, на что он ожидаемо разозлился. Довольно быстро руководы сервиса об этом узнали и вызвали меня на ковер.

Чинопоклонством я не страдал, вместо этого заметил, что все мы люди и shit, в общем-то, happens. А для себя отметил: так больше не может продолжаться. Рутинная работа, даже на руководящей позиции — не моя история. Превратиться в вялую флегму к 22 годам ой как не хотелось, поэтому после инцидента я просто ушел и стал думать в сторону чего-то поинтереснее.

Дал техподу второй шанс, а в итоге стал проджектом

Кушать на что-то надо было, поэтому уже на третью неделю своей безработной жизни я вышел на позицию руковода техподдержки в одном диджитал-агентстве.

Вместе с тем я осваивал верстку писем, занимался рассылками, руководил командой. Опыт был, как сейчас выражаются, комплексным — платили мне сущие копейки, а заниматься приходилось всем.

Как-то раз я рискнул и пришел к руководам за прибавкой, зная, что меня, в общем-то, могут и послать.

«Или, — говорю, — повышайте з/п, или до свидания!»
Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

На мой выпад руководство сказало: «Чувак, ты толковый. Оставайся-ка в качестве проджекта на другой ставке». Так начался совсем другой мой период — управленческий, где в числе прочего я впервые столкнулся с сайтоделанием.

Свободы и творчества в проджектинге было гораздо больше, к тому же я много общался с большими дядями из мира бизнеса, ездил на встречи, делал прототипы. Это мне нравилось сильно больше, но было и то, что бесило.

Процессы в агентстве были ужасны. Сначала мы продавали, а уже потом узнавали потребности клиента, которые судорожно закрывали всеми правдами и неправдами. Это уже не говоря о том, что ни разрабов, ни дизов в компании не было: на 90% проектов мы тупо брали фрилансеров. За профессионализм людей, с которыми работаешь впервые, ты отвечать не можешь — поэтому каждый проект в агентстве был той еще нервотрепкой. И все же мы как-то выкручивались, делая нормальный дизайн за свои деньги.

Отдам этому опыту должное: выдавать нормальный результат при полном отсутствии процессов — работа не из легких. Приходилось самому себе быть режиссером и работать в гигастрессовой обстановке. Это закаляет.

Но угадайте, что случилось потом. Я снова выгорел. И ушел, понимая, что нужно искать что-то другое.

Познакомился с нормальными процессами и прослыл корпоративным террористом

На новое место меня быстро схантил Илья Максименко — мой кент и будущий партнер в Rhino. На тот момент он был одним из трех оунеров одной диджитал-студии, а меня позвал в качестве проджекта. Приятно было прийти в компанию, где все процессы налажены, а сотрудники работают в нише не первый год.

Мне с лету дали випового клиента — и я не труханул, тут же ознакомился со всеми регламентами и взял его в работу. Работа в целом была прикольная, и мне даже удалось поменторить проджектов-джунов. Мне хотелось для них роста, я кайфовал от коммуникаций и видел, как ребята вывозят то, что еще вчера им было не по силам. В свою очередь, они ко мне тянулись, видели во мне авторитет. Легко быть на хорошем счету у команды, если относиться по-человечески.

В какой-то момент один из оунеров начал мутить сомнительные темки с выплатами, и я стал выступать перед руководами в качестве представителя профсоюза. Из-за этого один из оунеров прозвал меня корпоративным террористом, хотя все что я делал, — это отстаивал право простых работяг на своевременную и полноценную з/п без непонятно откуда взявшихся штрафов.

Как вы думаете, чем закончилась эта история? В какой-то момент мы все разругались. Из-за недоплат и токсичной обстановки ушла добрая дюжина сильных спецов, а вместе с ними и я.

На какой бы позиции вы ни были, отношения в команде — first. Вам с этими людьми пилить продукт, бабки и улучшать условия труда.

Попал в Completo на должность руководителя отдела дизайна

Я точно помню, что откликался на вакансию проджекта в агентство Completo. Но на собесе мня огорошили заявлением, что проджект им не нужен: вместо этого они ищут руководителя отдела дизайна.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

В моем резюме они увидели релевантный вакансии опыт, и через еще два собеса с руководами Completo я вышел на новую должность — так я стал руководить не только проектами, но и людьми.

Говоря о Completo, я с теплом вспоминаю Иру Давыдову, которая круто помогла мне прокачаться в дизайне и прототипировании. Мой нынешний взгляд на дизайн сформировался во многом благодаря ей. И благодаря ее вкладу я научился смотреть на дизайн под призмой логики.

Важное: я никогда ничего в жизни сам не дизайнил. И никогда ничего подобного не умел.

Все, что от меня требовалось на должности руковода, — это чтобы юнит дизайна отвечал выбранной экономической модели. Я много работал с оценкой дизайна в рамках человеко-часов, дабы держать рентабельность отдела и окупаться. Конечно, это взрастило во мне определенную предпринимательскую жилку и управленческий азарт.

К моменту, когда я во всем досконально разобрался, мне захотелось большего. Но финансовый потолок в Completo не был подвержен пробитию, поэтому уход из компании был для меня вопросом времени, и очень скоро это время пришло.

По семейным обстоятельствам я должен был временно покинуть Москву — так закончилась моя карьера в Completo.

Я расстался с компанией на доброй ноте, а после сделал небольшой перерыв, чтобы понять, чего мне хотелось бы. А хотелось, ожидаемо, роста, больше денег и совсем другого уровня ответственности.

Поработал с вебкамом и «Теремком»

Мой друг (все тот же Илья Максименко), узнав, что теперь я свободен как ветер, позвал попродактить 2 проекта — вебкам и сервис аренды жилья «Теремок». Для них я делал гигабольшие исследования на 200 страниц и продуктовую разработку. Страшно собой гордился, когда все это осилил, ночами не спал — запал был лютый.

Нужно отметить, что долгое время у Илюхи я сидел на самой обычной зарплате. Прибыль мы никак не пилили: Илье, как организатору всей этой истории, справедливо причиталось больше.

Я не видел проблемы в том, за какую нишу браться — глаза горели, клавиатура под пальцами дымилась. Но у моей родни появились вопросики к вебкамному проекту — им не нравилось, что я вообще работаю с этой темой. Я старался объяснить, что это работа, и что я отношусь к этому как к работе, а деньги и кейсы вообще не бывают лишними. Они отвечали: «По “Теремку” вопросов ноль, а вот вебкам — минус в карму, Сережа».

Мне пришлось сдаться.

Мы приехали на встречу с заказчиком со скорбными лицами — я объяснил, что пора прощаться. Мол, все наработки отдаем, исследования скидываем, и больше нам не пишите с этими вашими вебкамами. Заказчик ответил, что расставаться не собирается, и если дело только в ценностях конкретного проекта — то это решаемо.

Оказывается, у инвестора был пул контактов, которым постоянно нужно было реализовывать разного рода проекты (приличные, без голых женщин). Их предвиделось много, и вдвоем с Ильей мы тупо не вывезли бы такой объем работы. Нам требовалось больше людей, поэтому встал вопрос о найме и регистрации юридического лица.

Основали с партнером агентство, но так и не наработали портфолио

Мы стали набирать команду, зарегистрировали юрлицо, разделили обязанности. Согласно договоренностям, Илюха берет на себя продажи, а я — всю техничку: организацию процессов, найм людей, контроль за исполнением проектов.

Первые несколько лет мы были на полном обеспечении у кучки богатых инвесторов, которые выкупали наши часы полностью. Над рентабельностью проектов мы не задумывались, экономику не считали. А цены на услуги брали чуть ли не с потолка: у чуваков денег — что у дураков фантиков, для них не было принципиальной разницы, платить нам 20К или 100К за проект. Поэтому мы купались в бабках, как сыр в масле.

И все бы хорошо, если бы не наше желание масштабироваться. Мы очень хотели выйти на большой рынок и поработать с кем-то еще. Но сделать это не представлялось возможным — нам было тупо нечего показать, все наши проекты были под NDA. Огромный пласт работы был проделан тупо вхолостую — мы даже не могли поставить копирайт на готовых проектах.

Разошлись с партнером и выпустили The Tales of Bayun

Здесь могла бы быть страшная история о том, как мы с партнером разосрались в пух и прах, но ее не будет. Илюха тупо выгорел. Устав от маркетинга и продаж, он пошел в геймдев. Чтобы не случилось дележки имущества, продажи долей и прочей волокиты, мы договорились: я проспонсирую отдел разработки для визуальной новеллы The Tales of Bayun — нашего последнего с Ильей проекта, при условии, если он не будет претендовать на долю в студии.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Решением разрабить игру в 2022 году — на свои деньги, да еще и не в самом популярном сеттинге, — мы выстрелили себе в ногу. Но когда ты уже взял в команду 10 спецов, вложился и начал фигачить, отступать некуда. В конце концов, мы молодые, азартные, нам все было интересно — в том числе и покорение российского геймдева.

Илья до сих пор делает крутые и сильные проекты — в деле, в которое верит и в котором хочет развиваться. Я же выбрал более понятный и прогнозируемый путь — агентский. Партнеров больше не привлекал. Понял, что при грамотном подходе и сам все вывезу.

К моменту, как Илья решил покинуть студию, в штате на постоянке работало 10–15 человек.

Про кризис заказов и демпинг

Это вечная агентская история — тебе либо лидов не хватает, либо их слишком много, и ты не справляешься. Признаться, лидов нам всегда мало, потому что до роста и новых вызовов мы очень жадные. Хочется большего — чтобы доказать и себе, и рынку, что мы потянем любую задачу.

Когда разошлись с Ильей и пулом инвесторов, пришлось откатиться в финансовой самооценке с уверенных профи до робких джунов. Да, мы пилили лендосы за 20К, потому что нам тупо нечего было представить рынку. И хотя у нас уже был опыт заказной разработки, все наши проекты были под NDA — показывать их мы просто не имели права. Вот и приходилось работать на кейсы и зарплату нашим дизам.

Как только собрали сильное портфолио, наш ценник взлетел в разы. Но на это понадобился год непрерывной работы в минус.

Стали нормальным агентством с приличными оборотами

Как вспомню, что единовременно приходилось вести по 15 проектов, так волосы дыбом. Проджектовую историю я делегировать просто не мог и не хотел, оттого был разнорабочим в своей же студии. Отдать виповых клиентов каким-то джунам? Увольте. Моя боязнь, что без меня все полетит в тартарары, была сильнее желания масштабироваться.

Вскоре я понял, что это хреновый подход, и если я хочу других денег, то надо учиться делегировать. Я нанял еще троих проджектов и стал заниматься не только ведением проектов, но и финансами, планированием.

Со временем сотрудников стало больше, я выстроил процессы и сгрузил с себя большую часть операционки. Я стал нормальным предпринимателем, который больше думает, чем делает руками.

Сейчас в студии работают 25 человек. Мы делаем сильный брендинг для компаний со всего мира, разрабим дизайн, который конвертит. К нам приходят криптостартапы, промышленный сектор, финтех. За сравнительно небольшое время существования студии мы поработали с ВТБ, Ferrero, Smartway, 1С, Альфа Капиталом, News Media и другими крупняками.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Вот, кстати, примеры того, что мы делаем:

По части проектов мы не привередливы — беремся за разные темы по комфортной для нас цене. Работы не чураемся, дизайн любим. И не считаем, что есть хорошие проекты, а есть плохие. Важнее нашего «фи» может быть только возможность снабдить сотрудников и их семьи деньгами, сделать так, чтобы они жили достойно и хорошо.

Не заводите агентство

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

Советую ли я заводить агентство? Нет, конечно. Только если ваши нервы — не стальные канаты, а под матрасом не лежит нормальная такая кубышка. До того, как вы начнете получать прибыль, агентство какое-то время будет в минусах, а потом выйдет в ноль. У нас так случилось, когда мы открыли забугорное направление, которое пока себя не окупает.

Готовьтесь к тому, что даже будучи в минусе вам придется выплачивать зарплаты сотрудникам. Мы выходили в минуса, я знаю, что это за жесть. В агентской истории от тебя зависят не только клиенты, но и твои сотрудники с семьями. И от тебя зависит, оплатят ли они квартиру в срок.

Поэтому для сотрудников — никаких сюрпризов. Пусть спокойно себе работают, а деньгами занимается управленец.

Ну и помните, что чем меньше оборот и количество сотрудников, тем выше процент чистой прибыли. С ростом количества проектов и штатных спецов удержать высокую маржинальность будет просто нереально — здесь-то и появятся первые сомнения в рентабельности всего дела. Если на старте мы забирали себе до трети всей оборотки, то сейчас это процентов 15–20.

                                                   * * *

Спасибо всем, кто дочитал эту исповедь до конца. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой блог в Телеграме. Там я делюсь опытом управления проектами, а также рассказываю про дизайн и предпринимательство.

Специалист техпода пережил 4 увольнения, а теперь руководит своей студией дизайна со штатом 25 человек

И пишите ниже, что думаете. Рассказывайте про свой путь, делитесь опытом построения агентства. Буду рад любым историям!

1818
5 комментариев

Годная статья, спасибо, почитал до конца.

2
Ответить

Спасибо за честность! Особенно повеселило про "не советую заводить агенство". Сама уже 5 лет в теме маркетинга, абсолютно согласна)) удачи вам в этом непростом деле

1
Ответить

Блин, как вспомню эти студенческие подработки, так волосы дыбом. Я вот не листовки раздавала, а рекламу по почтовым ящикам раскидывала. Приходилось звонить людям по домофону, бегать по этажам, а потом мне ещё и не всю зп отдали 🥲 брр
Хорошо, что это закончилось)) спасибо за классную историю, такие всегда вдохновляют

Ответить

Так как регулярно читаю тг канал Сергея, (не байт если что). То про половину пути уже был в курсе. Но тут много где раскрыто и дополнено по некоторым моментам из биографии и в творческом становлении, поэтому интересно было дополнить инфу). 👍

Ответить

Ох, люблю такие статьи, где живо и правдиво повествуется собственный тяжкий опыт. Одно удовольствие читать)

Ответить