Почему аргументы и факты не помогают?

Вероятно, каждый не раз убеждался, что уверенного в своей правоте человека переубедить почти невозможно. Он просто не слышит аргументов и только настаивает на своем. Команда журнала Sberknowledge рассказывает, почему так происходит и что с этим делать.

Почему аргументы и факты не помогают?

В книге The Enigma of Reason ученые-когнитивисты Хьюго Мерсье и Дэн Спербер выдвинули довольно провокационную идею: наша невосприимчивость к рациональным аргументам объясняется тем, что наш разум развивался вовсе не для того, чтобы мы решали абстрактные, логические задачи. Быть «слишком умным» и иметь особое мнение по каждому вопросу когда-то могло привести к изгнанию из племени. Чтобы выжить, человеку было важнее находить общий язык с остальными, чем упорствовать в своей правоте. Например, чтобы убить мамонта, гораздо важнее общее согласие. Поэтому мы склонны верить общим убеждениям группы, даже если они ошибочны, и отвергать доводы, которые им противоречат.

Другими словами, разум, по мнению ученых, главным образом помогает людям лучше использовать их социальную среду. Это и объясняет, почему мы иногда настаиваем на том, чтобы верить в глупые и даже опасные идеи, в которые верит группа наших единомышленников, и именно поэтому мы закрываемся от качественных аргументов, которые опровергают наши общие верования. Отсюда и сильная эмоциональная привязанность к собственным убеждениям. Мы воспринимаем любые попытки оспорить их как угрозу и лишь крепче держимся за свои позиции, даже если у нас есть достоверные опровергающие аргументы.

Кроме того, значительную часть своих знаний мы получаем не из личного опыта, а со слов авторитетных источников и близких нам людей. И автоматически склонны доверять этим источникам, не проверяя их утверждения. Здесь возникает "иллюзия глубины" – уверенность в своей осведомленности, которая рассеивается при более детальном рассмотрении. Когда наши убеждения подвергаются сомнению, мы склонны укрепляться в них, воспринимая это как угрозу, вместо беспристрастной оценки аргументов. Это защитная реакция нашего мозга.

Чтобы убедить людей, нужно сначала установить доверие и понять их «решетку восприятия», а не просто нападать на их аргументы. Как фильтр на фотоаппарате, она может усилить некоторые аспекты реальности или, наоборот, скрыть их. Например, если ваша решетка окрашена в цвета оптимизма, то даже самый серый день покажется вам ярким и полным возможностей. С другой стороны, решетка, запятнанная страхом или предвзятостью, может заставить одни и те же события казаться угрожающими или безнадежными.

Выходить за рамки своих убеждений, искать совершенно разные точки зрения и подвергать сомнению даже самые глубоко укоренившиеся представления – только так мы сможем двигаться к более объективному пониманию мира.

Читай больше интересных статей о менеджменте и саморазвитии в новом выпуске Sberknowledge!

55
реклама
разместить
3 комментария

Спасибо за статью

1

Автор внимание ! Ссылки никуда не ведут из этой статьи ?? в чем юмор?!

Добрый день! Благодарим за внимательность! Ссылки в посте обновили. Новый выпуск Sberknowledge доступен здесь (https://sberuniversity.ru/research/sberknowledge/deystvennaya-kommunikatsiya4937).