Между модой и выгодой: как не допустить «автоматизации ради автоматизации»

Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов объясняет, почему внедрение новых технологий требует тщательного расчета и анализа рисков, а подход «почему бы и нет» может закончиться колоссальными убытками для бизнеса.

Источник: «Новые времена», <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUwahG1s4dqI&postId=1318031" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Charlie Chaplin</a>, YouTube
Источник: «Новые времена», Charlie Chaplin, YouTube

В апреле 2024 года стало известно, что компания Amazon отказалась от концепции Just Walk Out в своих гипермаркетах. Инновационная идея была основана на технологии компьютерного зрения: покупатели заходят в магазин, берут необходимые товары и «просто выходят». Камеры распознают продукты и лица — и деньги автоматически списываются со счета. В теории мысль хорошая, ведь мало кто любит простаивать в очередях. Однако в крупных супермаркетах такой подход себя не оправдал: люди закупаются в них на неделю вперед и предпочитают сразу видеть расходы в чеке при оплате на кассе. Очевидно, компания не провела достаточно тщательный анализ аудитории и не смогла определить, какая технология лучше сработает в маленьком продуктовом, а какая — в гипермаркете, бездумно масштабировав «крутую» технологию на все свои магазины.

К сожалению, случай с Amazon не единственный. Мы видим на рынке много примеров непродуманной «автоматизации ради автоматизации». Иногда она осуществляется по требованию нового начальства, иногда ради имиджа, а иногда просто по веянию моды. Подобные истории нередко бывают убыточны. Одним из таких примеров служит компания Tesla: в 2018 году аналитики Уолл-Стрит пришли к заключению, что Илон Маск «переавтоматизировал» линию сборки автомобилей, и обвинили роботов в чрезмерных затратах и медленном масштабировании бизнеса. В прошлом другие автомобильные гиганты — Fiat и Volkswagen — столкнулись с аналогичными проблемами и были вынуждены отказаться от части роботов, вернув на производство людей.

История учит нас тому, что автоматизация, как и любое нововведение, требует тщательного подхода — анализа всех за и против. Как правило, общее у всех провальных проектов одно: компания не просчитала все возможные риски на старте. А таких рисков, на самом деле, немало: это и риск невостребованности (ненужности) внедряемой технологии, и экономические риски (когда компания забывает учесть стоимость будущего обслуживания продукта), и риск саботажа сотрудников, не желающих осваивать новую технологию.

Как сделать автоматизацию эффективной и понять, нужна ли она вообще?

Процесс автоматизации действительно сопровождает много рисков, но это не значит, что бизнес должен остаться в каменном веке. Любая деятельность, где есть ручные процессы, скорее всего, требует автоматизации. Чтобы она не обернулась провалом, нужно лишь внимательно отнестись к способам минимизации рисков. Предприняв ряд шагов на старте, можно избежать непродуманной «автоматизации ради автоматизации».

1. Постановка целей по методике SMART

В основе методики SMART (S — Specific — конкретная; M — Measurable — измеримая; A — Achievable — достижимая; R — Relevant — значимая; T — Time-bound — ограниченная во времени) лежит набор характеристик, присущий правильно поставленной задаче. Автоматизация — это такая же задача, просто она включает в себя много подзадач и, как правило, рассчитана на длительный период времени. «Смартование» задач должно относиться не только к подрядчику, но и к тем специалистам, которые потом будут работать с автоматизированной системой. Первым делом следует убедиться в том, что ваша автоматизация будет корректна и продуктивна.

2. Привлечение консультантов

Консультанты могут помочь с долгосрочным анализом рынка или оценкой стоимости внедряемой технологии. Часто разговор с ними помогает адекватно оценить возможности бизнеса, а также возможности технологий, которые на данный момент существуют. При этом важно понимать, что бывают консультанты, которым нужно во что бы то ни стало продать новую технологию. Не стоит полагаться на них полностью: консультанты могут подсказать какие-то дополнительные риски, но окончательное решение всё равно остается за собственником. Кроме того, в роли консультантов могут выступать не только ведущие профильные компании, но и обычные коллеги по цеху, уже имеющие соответствующий опыт автоматизации. Полезно услышать мнение и от первых, и от вторых.

3. Исследование целевой аудитории

Один из способов понять, будет ли востребована новая технология, — спросить у будущих потребителей. Но важно понимать, что интерес не всегда конвертируется в реальный спрос. Покупателям свойственно испытывать восторг в отношении чего-то нового, но они не могут точно спрогнозировать свое поведение после выхода продукта или обновления существующих процессов. Тем не менее, коммуникация с клиентами полезна — она помогает отсеять совсем нереалистичные идеи.

4. Расчет экономики проекта

Автоматизация — это всегда длительный процесс, поэтому и планирование этого процесса должно быть долгосрочным. При этом прогноз не должен быть излишне оптимистичным. Я советую проводить расчет экономики проекта автоматизации на горизонте в 10 лет по самому негативному сценарию и с занижением предполагаемой выручки на 30%. Здесь не стоит забывать про возможную инфляцию, падение выручки, рост заработных плат, рекламные расходы и риск потери зарубежных рынков.

5. Работа с сотрудниками

Даже при правильном анализе рынка и оценке ресурсов компании, сотрудники могут препятствовать внедрению новых технологий, поэтому работа с ними — важная часть процесса. Предотвратить саботаж, о котором говорилось выше, полностью невозможно, но можно минимизировать его риск с помощью правильно выстроенной коммуникации с командой. Коллектив можно подготовить к изменениям, подробно рассказав, как именно эти изменения скажутся на разных аспектах работы в компании.

Главное, помните: автоматизация не должна быть самоцелью — нужно представлять, как именно она улучшит работу и как отразится на развитии компании в долгосрочной перспективе. Чтобы избежать бессмысленных расходов, к цифровой трансформации нужно подходить с умом и ставить толковый подход выше модных тенденций.

66
11
1 комментарий

автоматизации к сожалению никак не избежать..

Ответить