Экологичные материалы в текстильной индустрии: ожидание / реальность

Экологичные материалы в текстильной индустрии: ожидание / реальность

Саид Хакимов, директор по производству, маркетингу и продажам компании SAG

Миллиарды долларов сегодня вкладываются в разработку технологий, которые должны сделать текстильную индустрию более благоприятной для будущего планеты. Инновационные материалы производят из сельскохозяйственных отходов, растений, грибов. Покупка вещей из переработанного сырья стала свидетельством заботы об окружающей среде. Но действительно ли новые технологии — решение всех проблем? Как адаптировать эти тренды к своему производству и к каким сложностям готовиться?

То, что текстильной промышленности необходимы более экологичные решения, — факт, с которым не поспоришь. Индустрия входит в топ-3 тех, которые наиболее сильно загрязняют окружающую среду. На нее приходится около 1,2 миллиарда тонн углекислого газа ежегодно, это 10 % мировых выбросов — больше, чем от всех международных авиаперелетов вместе взятых.

Спасти ситуацию призвано внедрение экологичных материалов. К таким обычно относят не только материалы на основе природного сырья (хлопок, шерсть, ткани из растительных отходов), но и переработанные материалы.

Природные материалы

Считается, что производство таких материалов более экологично, потому что использует возобновляемые ресурсы, требует меньше энергии и воды, позволяет сократить вредные выбросы. К тому же, инновационные биоматериалы разлагаются естественным способом в отличие от привычной синтетики, которой для полного разложения может потребоваться до 200 лет. Сравните: кокосовая кожа разлагается в природе за 90 дней.

  • Отходы от фруктов (ананасы, яблоки, апельсины, бананы) — сырье для изготовления веганской кожи. Она может найти применение в том числе и в домашнем текстиле — например, использоваться для обивки мебели.
  • Из ткани Bananatex, производимой из банановых шкурок, шьют сумки и кошельки. Разработка удостоилась награды Monocle Design Award как лучший инновационный материал. Производитель ткани из ананасов Pinatex объявил о заключении контрактов с брендами одежды H&M и Nike.
  • Мицелий — корневая структура грибов — используется в создании сумок Hermès, одежды и аксессуаров Stella McCartney. Этот экологичный материал, напоминающий кожу, может быть окрашен в любой цвет натуральным нетоксичным способом. Ткань, созданная из мицелия, отличается водонепроницаемостью и огнестойкостью, ее исследуют как потенциальный материал для обивки ламп и диванов.
  • Стартап из Японии Spiber создал материал на основе ферментированного паучьего шелка. В 2019 году совместно с брендом The North Face был выпущен первый промышленно изготовленный предмет одежды — «Лунная парка».

Сложности

  • Очевидно, что внедрение новых технологий — дорогостоящий процесс. Бренды масс-маркета заявляют о намерении переходить на экоматериалы, но пока активное их использование доступно в основном люксовым маркам, как упомянутые Hermès и Stella McCartney.
  • Нужно понимать, что тема экотекстиля стала инструментом маркетинга. Даже если производитель использует минимальный процент сырья природного происхождения, он может назвать материал экологичным. Уже хорошо известен термин «гринвошинг» — PR-технология, по сути, манипуляция общественным мнением, когда позитивный образ бренда формируется ложными представлениями об экологической чистоте продукта. Одним из примеров называют «Сознательную коллекцию» одежды H&M. Линия Conscious позиционируется как устойчивая и экологически чистая, однако критики заявляют, что при ее создании компания продолжает использовать методы быстрой моды, производя одежду ресурсоемкими способами.
  • Нередко технологии, которые позиционируют себя как эко-френдли, не так уж безобидны. Производитель искусственного паучьего шелка Spiber, как говорится в отчете компании за 2022 год, использует на 94% меньше воды и наносит на 97% меньше ущерба среде по сравнению с производителями монгольского кашемира. При этом упомянуто, что Spiber «оказывает повышенное воздействие на окружающую среду» в других областях, в том числе в плане потребления электроэнергии и нефтепродуктов.
  • Далеко не все производители стремятся сделать свои товары максимально износостойкими, хотя, например, предметы домашнего текстиля из конопляной ткани, получаются гораздо более прочными, чем аналоги из других материалов. Почему нет массового перехода на этот экологичный материал? Компаниям просто не выгодно продавать изделия, которые прослужат 30 лет, ведь это значит, что покупатель не скоро придет за новым товаром.

Практические шаги

Анализ текущих процессов. Важно понять, какие из уже используемых вами материалов могут быть заменены на более экологичные аналоги без ущерба для качества продукции. Какие из материалов доступны для вашего региона? Многие технологии применимы только в конкретных регионах: скажем, чтобы создавать в России текстиль из бананов, оливок, ананасов или кактусов, нужно сначала все это вырастить в наших широтах. Те же конопляные волокна позволяют создать экологически чистый, гипоаллергенный и очень прочный материал, который хорошо подходит в частности для домашнего текстиля. Однако получить большое количество такого сырья проблематично: во многих странах существуют строгие правовые ограничения по выращиванию конопли.

Изучение рынка. Изучите текущие тренды и прогнозы в вашей отрасли, чтобы определить, какие экологичные продукты будут наиболее востребованы.

Поиск поставщиков. Найдите проверенных поставщиков, которые предлагают экологически чистые материалы по конкурентоспособным ценам. Важно получить полное представление о составе предлагаемых материалов, чтобы оценить степень их реальной экологичности. Начните с проверки сертификации: в сертификате должен быть указан регистрационный номер и тип ткани, на который он выдан. В мире разработан ряд стандартов для производителей эко-тканей, это GOTS (Global Organic Textile Standard), Oeko-Тex Standard 100, OCS (Organic Content Standard) и другие.

Пилотные проекты. Хорошей идеей является выпуск лимитированных серий товаров для тестирования новых материалов. Крупные бренды не жалеют времени и денег на подобные исследования. Марка Puma, например, перед запуском в продажу кроссовок из биоразлагаемой замши проводила эксперимент, в ходе которого добровольцы полгода носили специально выпущенные 500 пар из инновационного материала. Это было нужно, чтобы проверить, насколько легко утилизировать изношенные кроссовки.

Продвижение продукции. Маркетинговая кампания может реализовываться с акцентом на экологичность. Пример: слоган «Любимая одежда Земли», который придумали для бренда одежды из экологичных материалов Pact. Или «зеленое» позиционирование — как у марки Natura Siberica, активы которой резко возросли в цене в 2016 году, когда бренд стал заявлять о себе как о производителе натуральной и органической косметики. Стоимость сертифицированной экологичной ткани может в два раза превышать стоимость более привычной, поэтому важно объяснить потребителю, почему вы используете органический материал, как это влияет на экологию.

Переработанные материалы

Переработка позволяет беречь природные ресурсы и снижать количество отходов. Среди главных плюсов ресайклинга называют сокращение загрязнения и экономию энергии. Волокна из переработанного сырья — хоть и не растительного происхождения, но считаются экологичными.

Что перерабатывают?

  • Переработанный полиэстер делается в основном из пластиковых PET-бутылок.
  • Econyl — регенерированный нейлон — производят из переработанных рыболовных сетей.
  • Ковры перерабатывают в регенерированный нейлон и полиамид — ткани, из которых, в частности, шьют спортивную одежду. В процессе ресайклинга старые ковры проходят несколько этапов очистки и обработки.
  • Переработанный шелк производят из отходов текстильного производства: это излишки материалов, обрезки ткани из раскройных цехов, излишки продукции.
  • Переработанную шерсть и хлопок также делают из фабричных отходов, кроме того, в ход идут старая одежда и домашний текстиль.
  • Плотная ткань для курток или рюкзаков может изготавливаться из старых автомобильных шин. На переработку в мире отправляется 1-1,8 млрд покрышек ежегодно.

Сложности

  • При переработке материалов их качество нередко снижается. Показателен пример шведской компании Renewcell, которая в 2022 году открыла первую коммерческую фабрику по производству нового текстиля на основе пераработанного старого. Планировалось поставлять десятки тонн материала таким гигантам, как Zara и H&M. Однако через год после запуска фабрики Renewcell объявила о банкротстве. Оказалось, что качество материала оставляло желать лучшего, цена была выше, чем, например, вискозы, а часть переработанного сырья не годилась для производства нового текстиля и отправлялась на свалку.
  • Лишь часть текстиля, отправленного на ресайклинг, успешно перерабатывается. В новую одежду, к примеру, превращается всего 1% старой. Переработка — сложный процесс, так как в текстильных изделиях, как правило, смешано несколько разных видов волокон, и каждый перерабатывается при разных условиях. Даже если футболка сделана из хлопка — нити, этикетки на ней могут быть произведены из других материалов, и это уже создает сложности в переработке.
  • Переработка отходов тоже наносит вред окружающей среде и расходует ресурсы, ведь она невозможна без электричества, газа, воды и т.д. При переработке пластика происходит выброс загрязняющих веществ в воздух и воду, ресайклинг бумаги происходит с использованием химикатов и требует большого количества воды и энергии.
  • Переработка просто не успевает за растущими объемами производства текстиля. Средний потребитель сейчас покупает на 60% больше одежды, чем 15 лет назад. А расстаются люди с вещами на 36% быстрее, чем 15 лет назад: некоторые предметы гардероба надеваются всего 7–10 раз. По статистике, в Европе сжигают или выбрасывают на свалку около 87% старых вещей, в Америке — примерно 85% текстиля.
  • Отчет Apparel Impact Institute за 2021 год показал, что, хотя материалы нового поколения могут помочь сократить вредные выбросы на 13% для достижения экологически чистой модной индустрии к 2050 году, гораздо важнее другое. Более весомый вклад внесло бы увеличение среднего срока службы одежды и сокращение отходов, а это уже напрямую зависит от потребительского поведения.

Практические шаги

Анализ рынка. Необходима оценка спроса на товары из переработанных материалов, изучение конкурентов и их продукции.

Подбор сырья. Исследуйте типы переработанного сырья, наиболее подходящие для для вашего типа производства. В текстильной промышленности это чаще всего переработанные PET-бутылки. Из них производится большая часть перерабатываемых тканей, например, полиэстер, на котором написано «100% recycled».

Поиск поставщиков сырья и заключение соглашений. Как узнать, что поставщик действительно предлагает переработанные материалы, они безопасны и изготовлены без вреда для экологии? Можно запросить данные о сертификации. Один из наиболее распространенных стандартов сертификации — Глобальный стандарт вторичной переработки (GRS), разработанный специально для текстильной промышленности. Проблема в том, что GRS еще не получил широкого распространения, не все поставщики сертифицированы. И даже если поставщик имеет такой сертификат, это не значит, что вся его продукция соответствует GRS. Сертификат области применения свидетельствует о том, что предприятие может производить продукцию в соответствии с GRS.

Разработка продукта. Дизайн продукции, тестирование качества и безопасности.

Производственный процесс. Закупка и установка оборудования, организация производства, контроль качества. Здесь могут быть свои нюансы, которые нужно учитывать: например, переработанный органический хлопок считают одним из наиболее экологичных материалов. Его производство требует на 91% меньше воды по сравнению с натуральным хлопком, не задействует пестициды и искусственные красители. Однако для поддержания стандартов качества при производстве изделий переработанный хлопок часто смешивают с натуральным для обеспечения материалу прочности и долговечности.

Продвижение продукции. Маркетинговая кампания может реализовываться с акцентом на экологичность переработанного материала. Опросы показывают, что фактор экологической устойчивости имеет все большее значение для покупателей: по данным 2024 года, 78% респондентов назвали его важным или очень важным, а 65% выразили готовность больше платить за экологичные товары. При этом большинство потребителей настороженно относятся к маркетинговым ходам производителей: только 17% опрошенных безоговорочно верят информации об устойчивости, которую сообщают бренды.

Новые экологичные материалы и технологии по переработке, безусловно, важны в деле борьбы за сохранение окружающей среды, однако универсальным решением они не являются. Интеграция устойчивых технологий в бизнес требует тщательного изучения рынка и поиска способов адаптации инноваций к своим производственным процессам. При этом стоит учесть связанные с внедрением таких решений сложности и подготовиться к ним.

33
3 комментария

Мне важно, чтобы одежда была натуральная, синтетику вобще носить не могу

Ответить

Хорошо, когда все хорошего качества

Ответить

Отходы от фруктов (ананасы, яблоки, апельсины, бананы)
ну ничего себе даже из такого получается разные ткани делать?

Ответить