Как мы хотели просто пережить кризис и запустили онлайн-школу для организаторов авторских туров

В июне ровно 2 года, как мы делаем сервис для бронирования авторских туров YouTravel.me. В начале года мы прошли акселератор в Португалии, растили продажи на международном рынке, а в марте наш оборот упал на 70%. Бизнес должен иметь план, «если случится нечто непредвиденное». Но мы расслабились и не планировали пандемию. Мы 24/7 работали с отменами, верили, что все скоро наладится, но оборот падал все больше, а заявки на возврат множились. Мы были на грани, но быстро взяли себя в руки и запустили образовательный проект с нулевым опытом в этой сфере. Решила поделиться, как мы это делали с цитатами из наших опросов.

Ученики есть, образования — нет

На первом шаге мы проанализировали рынок на тему того, что происходит в сфере образования для организаторов авторских туров. И вот с чем столкнулись.

Начинающие организаторы видят примеры туров в Instagram, рекламу, обещающую быстрый заработок и «успешный успех», и хотят начать зарабатывать на путешествиях. Количество запросов образование для тревел-экспертов выросло в 2 раза по отношению к прошлому году.

Частая история: начинающий организатор делает лендинг со своим путешествием, демпингует и набирает с горем пополам группу, косячит везде, где можно, влетает в минус в первом же туре и собирает целый букет негативных отзывов. А клиенты, думая, что все авторские туры такие, разочаровываются в них. От этого страдает вся сфера.

Сергей Лозовой,, Тревел-эксперт, основатель клуба путешественников ГенПутешествий

В то же время российский рынок очень консервативен, создать свою компанию с нуля сложно, учеба — только на практике.

Можно, конечно, пойти в в турагентство — зарплата около 50 тысяч рублей, офисная работа с 9 до 18, помощь старшим коллегам с эксель-табличками, составление смет на отдых в санатории или две недели all inclusive в Турции. Но, почему-то людей это не манит.

В России нет качественной школы гидов авторского и активного туризма. Есть школы экскурсоводов и школы спортивной подготовки, еще с советских времен. А школы, которая бы готовила гида-экскурсовода-проводника со знанием и психологии поведения группы и умением ей управлять, вести группу по маршруту, никого не потерять и при необходимости оказать первую помощь, преодолеть небольшие преграды без спец снаряжения и еще интересно рассказать про все что вокруг, таких школ нет.

Николай Хоруженко (Опыт 12 лет), основатель клуба путешественников «Странник»

Проанализировав все это, мы поняли, что открыли черный ящик. Закрытые границы, невозможность путешествовать и большая потребность в качественных подрядчиках — это хорошее подспорье для запуска образовательного проекта. И начали работать над онлайн-школой для тревел-экспертов Beguide.ru.

Микролернинг, обучение через практику, коммьюнити и другие модные слова

50% рынка многодневных туров в мире — это малые и средние игроки. Они более гибкие и предоставляют хороший сервис, потому делают востребованный продукт и охватывают массу экзотических направлений в отличие от «пакетников». За 2 года мы создали сообщество из 2 000+ тревел-экспертов, собрали огромную базу знаний и сильную экспертизу. Мы поняли, чтобы сделать что-то масштабное, нужно объединиться.

Мы позвали тех, кто достиг в своей нише значительных результатов и готов ими делиться, и пригласили их быть менторами. У каждого разный бэкграунд, география и специфика туров, что дает разносторонний взгляд на профессию. Главным объединяющим и мотивирующим фактором стало желание создать профессиональное сообщество.

Создавая профессиональное сообщество можно решить сразу несколько очень важных вопросов. Узнаешь какие направления у кого работают на отлично (собирают полные группы и заходят в тренд), консультируешься по проблемным вопросам (от юридических вопросов до проблем с дебоширами в группах) и, самое главное, это возможность поделиться с другими своей экспертизой в туризме и познакомиться с классными коллегами. Ведь рано или поздно любой турлидер осознает свои лимиты и создает запрос на создание команды. Ну и про азарт конкуренции не нужно забывать.

Анна Пшишилны (Опыт 8 лет), тревел-эксперт, основатель Itinero

Вместе с экспертами создали 12 блоков программы, задача которых пошагово охватывать все направления работы организатора авторских туров, — начиная от выбора ниши и заканчивая масштабированием бизнеса и поиском партнеров.

Технически мы выстроили обучение по технике микролернинга: длина уроков не более 20 минут, на выполнение задания требуется от нескольких минут до получаса. А для большего вовлечения создали чат для участников и запустили возможность работы с менторами. Это всё позволило нам отделиться от конкурентов, и выйти на совершенно другой уровень. Создав продукт, мы уже ожидали триумфа, но рано.

Продвижение, запуск и борьба с отсутствием заявок

Запуск и продвижение первого потока Beguide заняли ровно четыре недели.

Неделя 1. Самоуверенность и падение.
Мы запустили сайт, рекламу и анонсировали курс.
Итог недели — 0 заявок, 0 продаж.

Неделя 2. Обучение.
Мы поняли, что что-то не так, поэтому обратились к экспертам (отдельное спасибо Александру Ларьяновскому из SkyEng и Татьяне Курюковой из Нетологии за очень быстрый и максимально полезный экскурс в EdTech). Мы полностью переделали сайт, запустили новую кампанию и научились проводить продающие вебинары (как оказалось, тут есть своя механика, чтобы все работало!).
Итог недели — 20 заявок, 4 продажи.

Неделя 3. Тестирование гипотез.
В начале недели казалось, что так и начнем мы обучение с 4 учениками и 12-ю преподавателями. Снова пересмотрев взгляд на вебинары, мы начали последовательно раскрывать на них разные вопросы об организации туров — экономику, продажи, построение маршрута, и рассказывали про школу. И, чудо, сработало!
Итог недели — 25 заявок, 18 продаж.

Неделя 4. Масштабирование.
Мы усилили присутствие экспертов — будущих преподавателей на вебинарах. Это увеличило количество участников и позволило каждому ментору получить по 1-2 учеников.
Итог — 32 заявки, 27 человек.

Итоги и дальнейшие планы

Оказавшись в ситуации, когда сама потребность которую решал наш сервис стала неактуальна, нам было страшно. Но мы приняли решение барахтаться до последнего.

Запуск школы Beguide позволил стабилизировать влияние крушения тревел сферы и стал для нас подушкой, которая позволяет помогать нашим партнерам с возвратами, клиентам рассчитываться с сотрудниками и подрядчиками, а еще дает возможность зарабатывать и организаторам авторских туров, которые сейчас находятся в не менее сложном положении.

Теперь мы думаем о проведении мастермайнд-программы для опытных организаторов, которые перед собой ставят задачу масштабирования и трансформирования в условиях кризиса. Еще сейчас мы, совместно с одним из крупнейших клубов путешественников «Странник» запускаем обучение для коммерческих гидов.

"Туризм трансформируется, но будет жить, это — 100%. Люди будут много ходить по ближайшим областям в небольшие прогулки. Будут выбирать новый НЕ классический пакетный вид отдыха, а интересный приключенческий, где они смогут получить новый опыт и эмоции." Николай Хоруженко.

Мы надеемся, что по итогу кризиса мы выйдем с 2-мя полноценными проектами, которые взаимодополняют друг друга, а также с окрепшим профессиональным сообществом организаторов авторских туров 🤞.

88
4 комментария

Очень здорово.
Сам был в авторском туре на Эльбрус. Впечатления и опыт классные, но были орг. моменты, которые почему-то были неочевидны организаторам, хотя эти мелочи могли бы сделать опыт ещё более невероятным.

4
Ответить

Можете рассказать подробнее?

Ответить

Да, интересно какие? 

Ответить