Бизнес в Telegram: я повысила доход от Telegram-каналов до 1 млн/месяц и хочу поделиться опытом. Полный гайд.

Бизнес в Telegram: я повысила доход от Telegram-каналов до 1 млн/месяц и хочу поделиться опытом. Полный гайд.

Ровно год назад (летом 2023) я рассказывала здесь о том, как запустила бизнес в Telegram.
С тех пор количество моих каналов увеличилось до восьми, общее число подписчиков превысило 160 000, а суммарный доход с рекламы достиг 1 млн рублей в месяц (летом бывают просадки до 900 тыс :)

За это время я анализировала сотни каналов по самым разным темам, видела и "взлеты и падения", в том числе по своим не очень удачным проектам :) Но точно я стала еще лучше понимать как зарабатывать на в Telegram. Поэтому я собрала подробный гайд о запуске и развитии Телеграм-канала.

Про начало своего пути и свои каналы - было в этой статье.

А здесь я приведу примеры из практики и дам советы на основе моего опыта работы:

Какие темы подходят для Telegram?

Чтобы канал приносил стабильный доход с рекламы - его тема должна быть достаточно широкой. Для нее должно быть много источников контента.

Важно, чтобы в Telegram уже были успешные каналы на такую же тему — это значит, что по ней есть рынок и реальные возможности заработка. Оценить доходность вам помогут сервисы аналитики Telemetr и TGStat, о которых мы поговорим чуть позже.

Конкуренция в данном случае не враг, а друг. Другие каналы из вашей ниши нужны и для закупки и продажи рекламы.

Если же вы являетесь специалистом или экспертом и продаете свои услуги без привязки к локации (репетиторы, дизайнеры, психологи, юристы) - то вам заходить в Telegram просто обязательно. Вы можете сделать Telegram отличным способом для продажи ваших услуг.

Стоимость рекламы в тематике должна соответствовать вашему бюджету. Для уверенного входа в дорогие тематики - "экономика", "инвестиции", "региональные", "маркетинг", "криптовалюта" - нужно сегодня 2-3 млн рублей как минимум. В большинстве же других тематик можно стартовать с бюджета 200-250 тысяч, либо использовать наряду с платными и бесплатные методы привлечения трафика.

Так, например, один из моих не очень удачных экспериментов - канал «Сарафанное радио» про маркетинг. В канал вложено порядка 700 тысяч рублей, что недостаточно для этой тематики.
Это сложная тема, реклама в ней очень дорогая. Внутренний рынок (другие телеграм каналы, которые покупают рекламу) здесь почти отсутствует, каналы в этой тематике получает прибыль только от внешних рекламодателей.
Но внешние рекламодатели в этой тематике не очень замечают каналы менее 10 тысяч подписчиков.
В первые месяцы существования «Сарафанного радио» у нас почти никто не покупал рекламу. Через полгода ситуация изменилась, рекламные посты выходят на канале уже почти каждый день.

С течением времени формируется репутация. Когда один рекламодатель покупает рекламу на новом канале, другие видят это через сервисы аналитики, и доверие к каналу возрастает. А через несколько месяцев после запуска у админа уже формируется база контактов рекламодателей, которым можно напрямую написать и сообщить о свободных рекламных местах.

Но новичкам я вышеуказанные дорогие тематики без большого бюджета не рекомендую.

Стоит ли заводить в Телеграме личный блог?

Если в нем будет только "lifestyle" без конкретного позиционирования - то нет.
Основные проблемы такого lifestyle блога:

1) Стоимость подписчика всегда будет выше, чем на «обезличенный» канал по определенной теме. А вот разбавить тематический канал авторским контентом процентов на двадцать — отличная идея. Только пусть этот контент будет полезным — например, кейсы из личного опыта.

2) Проблемы с регулярными продажами рекламы. Основные внутренние рекламодатели — это каналы из той же ниши. То есть админы каналов по психологии покупают рекламу в других каналах по психологии. В личных блогах такой подход не срабатывает.
Внешние рекламодатели - ищут конкретную аудиторию. И если у вас нет позиционирования - то непонятно какие подписчики у вас в канале.

Исключения:
- У вас есть четкое позиционирование (Канал мамы о воспитании детей/ Канал семьи о путешествиях по России)
- Вы оказываете онлайн-услуги или обучаете - тогда Telegram канал может стать отличным источником клиентов. Этот способ монетизации работает очень эффективно, учитывая что в большинстве экспертных ниш в Telegram пока еще не высокая конкуренция.

Как назвать канал

Название канала — важная часть его концепции. Оно привлекает внимание, информирует аудиторию о содержании и стиле канала.

Я считаю, что название должно соответствовать трем критериям:

  • Понятное. Оно отражает тему канала.
  • Короткое. Его легко запомнить и произнести.
  • Креативное. В нем присутствует некая «фишка», которая сразу цепляет аудиторию и пробуждает интерес

Вот примеры необычных и цепляющих названий для каналов на разные темы:

  • «ИИшница» — канал об искусственном интеллекте
  • «Копейка рубль бережет» — канал о финансовой грамотности
  • «Качу куда хочу», «На чемоданах» — каналы о путешествиях\

Но я рекомендую добавлять в название также ключевые слова - так вас вероятнее найдут рекламодатели в сервисах аналитики. Ну то есть например "ИИшница | Искусственный интеллект"

Какой контент любят пользователи

В отличие от других соцсетей, все посты в ленте Телеграм идут в хронологическом порядке. Благодаря этому даже небольшой канал с сотней подписчиков может конкурировать с самыми крупными. И именно поэтому главное требование для контента в очень простое — подписчикам должно быть интересно читать ваш канал каждый день. В ТГ обязательно публиковать посты ежедневно, чтоб зарабатывать на рекламных охватах.

От качественного контента напрямую зависит:

  • Стоимость подписчика, в особенности для открытых каналов. Чем круче контент - тем дешевле подписчик.
  • Удержание подписчиков и количество отписок. Отписки нужно компенсировать, привлекая в канал новых подписчиков. На это тратится часть ежемесячной выручки, обычно 30%-40%.

Еще вам необходимо хорошо продумать концепцию: как именно вы будете вести канал, какой формат контента используете, как будете вовлекать подписчиков.

Чтобы вам и читателям было проще ориентироваться по контенту, для канала надо придумать несколько рубрик. Проще всего действовать так: проанализировать рубрики конкурентов и добавить собственную изюминку.

Чтобы выделиться на фоне конкурентов, у вашего канала должен быть узнаваемый tone of voice. Например, если это ирония, все посты должны быть ироничными. Юмор кстати отлично заходит во всех тематиках, развлекайте подписчиков и не будьте нудными :) Охваты и удержание сразу вырастут.

Тексты постов должны быть короткими, полезными и информативными, без воды. Их нужно форматировать и сопровождать картинками в едином стиле. Длинные «простыни» текста читать тяжело, даже если они очень содержательные.

Пример того, как делать не надо — постить прописные истины. Например, что овсянка полезнее картошки фри. Ради банальностей читателям не захочется возвращаться в канал регулярно.

Эмоджи не должно быть слишком много. Но если использовать их умело, они сделают текст более читабельным и добавят эстетики. Использовать стандартные значки уже не очень актуально. В Telegram есть огромное количество нетривиальных наборов premium-эмоджи, которые вы можете использовать, чтобы ваш канал выглядел более стильно.

Чтобы понять, какие посты заходят аудитории лучше всего, на канале желательно включить реакции и комментарии. У них есть и вторая полезная функция, они поднимают охваты. Чтобы люди активнее комментировали посты, можно использовать механики вовлечения и удержания аудитории.

Вот те механики, которые я использую на своих каналах:

  • Задаю подписчикам вопросы в постах
  • Устраиваю розыгрыши
  • Использую скрытые фотографии и скрытый текст
  • Отвечаю на вопросы подписчиков в комментариях
  • Прошу подписчиков поделиться своими фото или историями в комментариях
  • Предлагаю проголосовать определенной реакцией за один из вариантов
  • Провожу опросы и викторины

Важно: в отличие от крупных соцсетей, в Телеграме почти нет органического трафика. Но если контент по-настоящему хорош, люди его репостят, и это привлекает подписчиков в канал. Если соблюдать вышеперечисленные правила, у ваших постов будут более высокие шансы стать вирусными.

Как использовать статистику Telegram-каналов при закупке рекламы

Для этого мы используем сервис Telemetr или TGStat:

  • Делаем поиск по каналам, находим нашу тематику.
  • Выполняем сортировку по динамике подписчиков. Нас интересуют каналы, которые активно закупают рекламу и чья аудитория растет. Их динамику можно будет синхронизировать с выходом вашей рекламы. То есть вы размещаете на канале свою рекламу, а админ того канала одновременно дает свою рекламу где-то еще. На его канал приходит свежая аудитория и видит ваш креатив.
  • Смотрим крупные и средние каналы по нашей теме.

Увидеть, где канал закупал рекламу, можно в разделе «Упоминания». Если закупок в канале было несколько, там будет стоять цифра 2, 3 или больше. Если упоминаний мало или нет совсем, это почти наверняка «накрученный» ботоводный канал, то есть скам.

Есть и другие способы понять, состоит ли аудитория канала из ботов или живых людей. Например, в TGStat есть раздел «График просмотров». Если посты смотрят живые люди, график выглядит так: рост сразу после публикации, затем плавное снижение, затем снова рост утром или вечером. При накрутке ботами график показывает разовый всплеск просмотров в один час или ровные столбики.

  • Выясняем, менялось ли название и описание канала. Если канал резко менял тематику, это плохо. Часть его подписчиков может быть не заинтересована в вашей теме.
  • Смотрим, какое на канале количество репостов, реакций и комментариев. Чем их больше, тем живее аудитория.
  • Проверяем, какой у канала ER, то есть процент просмотров от числа подписчиков, и рекламная отдача на каналы, аналогичные вашему. Чем выше эти показатели, тем лучше (желательно не менее 10-15%)

Выбрав перспективные каналы для размещения рекламы, можете напрямую писать их админам.

Если в процессе продвижения вы увидите, что с какого-то канала у вас была хорошая рекламная отдача — посмотрите раздел «Похожие каналы» в Telemetr. Возможно, вы найдете там другие каналы с такой же высокой отдачей.

Как договориться о цене при закупке рекламы

Торговаться о цене рекламы в Telegram абсолютно нормально. Небольшую скидку, например 5%, можно попросить без аргументов. Скидку 10-30% можно аргументировать так:

  • В канале продавца остались горящие места. Это значит, что не проданы рекламные места на сегодняшний день или завтрашнее утро. Админу выгоднее отдать их со скидкой, чем не продать вообще.
  • У канала продавца отрицательная статистика. Если сервисы аналитики показывают, что число подписчиков у канала снижается, рекламная отдача с него будет хуже. Это повод снизить цену.
  • У рекламы в канале продавца завышенная цена. В каждой нише есть свой средний CPM (цена рекламы за 1000 просмотров)
  • Вы совершите повторную покупку или покупку оптом. Этот метод подойдет, если у вас несколько каналов.
  • У вас хороший рекламный пост, который связан с тематикой канала продавца. Пост не вызовет раздражения у подписчиков, и вы готовы скорректировать его под аудиторию.

Как написать рабочий рекламный креатив для Телеграм-канала

Рекламный креатив — это пост, который размещается в других каналах для рекламы нашего канала. От его успеха зависит вся финансовая модель вашего канала. Как бы парадоксально это ни звучало, содержание, стиль, эстетические достоинства креатива не особо важны. Критерий качества только один — средняя стоимость подписчика. Чтобы создавать хорошие креативы, нужно:

  • Понимать их структуру. Креатив должен включать в себя цепляющую картинку и триггерный заголовок. Он должен обращаться к болям целевой аудитории и предлагать способ их решить. По тексту креатива желательно вставить 2-3 ссылки на канал.
  • Владеть маркетинговыми приемами. Например, это может быть манипуляция цифрами («А вы знали, что 97%...»), псевдотренд («В 2024 году никто не сможет купить квартиру...») или провокационный вопрос («Считаете себя грамотным человеком?...»).
  • Быть насмотренным. Очень важно наблюдать за конкурентами и анализировать их успешные креативы.

Учитывая все это, вы можете подумать, что лучше отдавать разработку креативов профи-копирайтеру. Но на самом деле это не совсем так: «залететь» может случайная идея, которую владелец канала придумал сам, а креативы от опытных авторов могут показаться аудитории скучными и непривлекательными.

Универсального рецепта успеха не существует. Оптимальный алгоритм действий — создать несколько вариантов креативов, разместить в разных каналах и замерить эффективность каждого. Причем один и тот же креатив в разных каналах может давать разную стоимость подписчика. И точно также, разные креативы в одном канале могут сработать совершенно по-разному.

Чтобы понять, какой креатив работает лучше других, что мы считаем не «среднее арифметическое», а используем формулу:

сумма закупки (на конкретный креатив) / пришло всего подписчиков (с того же креатива).

То есть если закупили рекламы в разных каналах на 10000 рублей, получили со всех каналов 280 подписчиков, то реальная средняя цена подписчика будет почти 36 рублей (даже если с одного канала подписчики пришли по 100 рублей, а с другого - по 15 рублей)

А еще конкуренты могут украсть у вас успешные креативы. С этим надо смириться :)

Как зарабатывать на продаже рекламы

Все описанное выше — про вложение сил и денег в раскрутку канала. А вот чтобы начать зарабатывать в Телеграме, вам нужно будет продавать рекламу самому. Хорошая новость состоит в том, что ядро аудитории этой сети— платежеспособные взрослые люди, в отличие, например, от TikTok. Это одна из причин, почему реклама на этой площадке стоит дороже, чем на остальных. Но это же говорит и о том, что рекламодатели получают хорошую отдачу от рекламы, иначе никто не возвращался бы за повторным размещением.

Я использую три способа продажи рекламы:

1) Прямые продажи, то есть личное общение с админами других каналов.

2) Чаты и группы, где публикуют объявления о рекламе. Для каждой тематики есть свои чаты, в том числе закрытые - общайтесь с админами других каналов, чтобы узнать о них

3) Внешние биржи. Telega.in и Яндекс.РСЯ.

Также возможен взаимный пиар (ВП), то есть размещение рекламы двумя каналами друг у друга. Если каналы равнозначны по количеству просмотров и цене рекламы, взаимный пиар может быть бесплатным. В противном случае админ меньшего канала доплачивает админу большего. Если рекламное место не закрыто, всегда лучше сделать ВП и получить новых подписчиков бесплатно.К примеру, я не закупала рекламу для одного из моих каналов несколько месяцев, только использовала ВП — и получала стабильные охваты и новых подписчиков без вложений.

Продавая рекламу на своем канале, надо уметь аргументировать ее стоимость. Желательно показывать положительную динамику подписчиков, для этого надо вести регулярные рекламные закупки. Рекламодатели будут к вам возвращаться, если с вашего канала к ним начнут приходить клиенты или подписчики по недорогой цене.

У меня, например, среди постоянных внешних рекламодателей есть агентства недвижимости и онлайн-школы. Они покупают рекламу в моих каналах каждый месяц уже более полугода, потому что знают — это хороший источник клиентов. То же самое касается и внутренних рекламодателей: в хороших сетках рекламу закупают стабильно раз в 1,5–2 месяца, по мере обновления и прироста аудитории.

Отдельно следует сказать про относительно новый способ заработка на рекламе — использование Рекламной сети Яндекса (РСЯ).
Если вашему каналу уже исполнилось три месяца, вы можете добавить его в РСЯ. В личном кабинете получаете ссылку на бота и добавляете бота в администраторы своего канала с правами на публикацию постов. Указываете в личном кабинете допустимые категории рекламных объявлений и диапазоны времени для размещения. Бот Яндекса будет автоматически публиковать рекламу и перечислять вам оплату по итогам месяца. Через двое суток бот автоматически удалит рекламный пост.
Это полностью пассивный способ продажи рекламы.
Я использую его в качестве дополнительного к прямым продажам, чтобы обеспечить полное закрытие рекламных мест.
Обычно доход от рекламы через бот Яндекса ниже, чем от прямых продаж. Но каждый случай индивидуален, и есть исключения.

Как автоматизировать процессы

Не все процессы в Телеграме нужно выполнять вручную. Многие можно автоматизировать с помощью ботов. Вот самые полезные:

  • @notepostbot и @posted для отложенного постинга
  • @Rekla для организации закупки рекламы
  • @telemetrmebot и @TGStat_Bot для быстрой статистики
  • @LivegramBot для получения предложений от подписчиков, а также для поддержки пользователей
  • @INOTAROBOT и @crosser_bot для защиты канала от накрутки

Последний пункт следует прояснить.
Недобросовестные конкуренты могут "налить" вам ботов в подписчики, чтоб испортить вам репутацию и статистику канала.
Но эти боты, стоящие на страже канала, удалят подозрительных подписчиков.

Самые частые ошибки, которые совершают почти все новички в Телеграме

Неопытные админы часто совершают промахи при запуске ТГ-канала, теряя на этом деньги и мотивацию. Вот шесть распространенных ошибок, от которых я бы хотела вас предостеречь:

  • Смешивать темы. По моему опыту каналы, в которых авторы пишут обо всем подряд, не слишком интересны рекламодателям. Если вы пишете то о книгах, то о машинах, то о детях, то ваш блог рано или поздно перейдет в категория "лайфстайл". На таких каналах тоже можно зарабатывать, но для этого вам придется стать инфлюенсером и создать личный бренд. В целом, такие блоги лучше работают на других площадках, например, в «Нельзяграме».
  • Создавать канал на заемные средства. Если админ — новичок без опыта, гарантий успеха нет. На рынке есть примеры успешных запусков «в кредит», но на поверку оказывается, что владелец стартует не совсем с нуля: уже запускал десяток крупных каналов, хорошо разбирается в нише и прекрасно понимает, что и зачем он делает. Если же вы только пробуете свои силы в Телеграме, делайте это на свои деньги и желательно под руководством опытных наставников.
  • Переливать аудиторию с других площадок. Если все подписчики вашего нового канала придут, например, из Инстаграма, админы других каналов увидят это через сервисы аналитики и решат, что это боты. Ваша реклама не будет продаваться. Есть способы безопасного привлечения условно-бесплатного трафика как дополнения к платным способам, но это отдельная тема.
  • Закупать ботов. Это легко отследить через сервисы аналитики, доверие рекламодателей к вашему каналу будет подорвано. Факт закупки ботов навсегда останется в истории вашего канала, его не получится оттуда удалить. Боты могут в любой момент от вас отписаться, причем даже все одновременно, деньги будут потрачены зря. Большой соблазн купить ботов возникает в самом начале, когда на канал подписано всего десяток человек. По моему опыту могу вас успокоить: если ваш канал интересный, на него будут подписываться независимо от численности его аудитории на старте.
  • Игнорировать статистику. Надо отслеживать охваты постов и реакции пользователей, чтобы понимать, какой контент публиковать.
  • Делегировать задачи с самого начала. Пока канал растет, владелец должен сам и полностью его контролировать. Нанимать команду имеет смысл, когда канал стабильно приносит доход.
  • Пренебрегать правилами безопасности. В Telegram много мошенников. Чтобы защититься от неприятностей, нужно включить двухфакторную аутентификацию в настройках мессенджера. Второй момент: SIM-карта владельца канала должна быть оформлена на ваше имя. Аккаунт в Telegram привязан к номеру телефона, а ваш канал будет привязан к вашему аккаунту. О разных мошеннических схемах я подробно рассказываю в своем блоге.

Стоит ли покупать ТГ-канал?

Я бы не рекомендовала покупать чужой раскрученный канал. Проще и дешевле создать свой с нуля. По моему опыту, большинство выставленных на продажу каналов набрали аудиторию за счет ботов. Это мошенничество, которое легко выявить за пару минут через сервисы аналитики. Но неопытные пользователи этого не понимают и тратят деньги на скам.

По-настоящему хорошие каналы с живой качественной аудиторией покупают быстро. Обычно - через знакомых админов, а не с открытых площадок. Их цена часто выше, чем стоимость создания и раскрутки нового канала с нуля. Если вы купите чужой успешный бизнес в Телеграме, нет гарантий того, что он будет приносить вам стабильный доход. Важно не только владеть каналом, но и понимать процессы.

Можно ли раскрутить бизнес в Telegram в 2024 году?

Часто приходится слышать: «Вот заблокируют Телеграм, и конец вашему бизнесу на каналах». Однако цифры говорят об обратном. У мессенджера уже 950 млн активных пользователей. Это одно из пяти самых популярных мобильных приложений в мире. 50% россиян заходят в него ежедневно.

Телеграм и Ютуб — лидеры по среднесуточному охвату в России. Но в Ютуб самые популярные каналы — развлекательные. Телеграм же — информационная платформа, 58% популярных каналов на ней — новостные и политические. Поэтому ТГ-каналы — хороший источник качественных лидов для бизнеса, и стоимость рекламы в них высокая.

Уже появились досадные новости насчет других площадок. Например, планируется запретить рекламу в «Нельзяграм» на законодательном уровне. Тогда цены на размещение рекламы в Telegram неизбежно вырастут, как и количество рекламодателей.

Когда я опубликовала свою первую статью о бизнесе в Telegram год назад, нашлось немало скептиков, которые не поверили в мой успех в долгосроке. Но в итоге все отлично, каналы и выручка только растут.

Я искренне советую не тормозить и заходить в Telegram как можно раньше. Ведь с каждым годом порог входа и цена подписчика растут. На этой платформе не нужно «быть звездой» или в принципе иметь личный бренд, чтобы зарабатывать. Механизм развития бизнеса здесь четкий и предсказуемый.

Подписывайтесь на мой канал О бизнесе в Telegram

Там я отвечаю на вопросы подписчиков, рассказываю о способах монетизации на платформе и делюсь важными новостями.
А в закрепленном посте - целая Энциклопедия по Telegram :)

9898
66
22
22
39 комментариев

Почему уважаемая авторка стесняется выложить в статью названия своих 8 "успешных каналов", чтобы любой Фома Неверующий мог проверить их через сервис ТГстат ?

7

аудитории vc не угодишь)) в первой статье я разместила ссылки на каналы - в итоге мне написали «статья чтобы прорекламировать свои каналы» :)))

https://t.me/sila_v_telegram/12 вот здесь список каналов ;)

4

Мне кажется, что феминитив здесь использован что бы подчеркнуть свое сомнение в словах автора 🕵️‍♀️

2

Сходила на канал про Питер. Подписалась на один из комментариев )
Там фотки хорошие.

1

Почему 99.9% комментариев заказные?

5

Не порть статистику… пусть будет 100

Было бы интересно почитать как обезопасить свой канал и изначально подойти к его регистрации, чтобы было по минимуму возможностей украсть его.
Как и на кого оформляются реквизиты, как распределяются должности и админки.

1