Приходите в онлайн-банк: как мы адаптировали цифровые сервисы к условиям пандемии

От изменения запросов клиентов до полного пересмотра бэклога. Руководитель управления развития розничных платформ Райффайзенбанка Виталий Лавринец рассказывает о том, как изменилось дистанционное облуживание клиентов в период самоизоляции.

Приходите в онлайн-банк: как мы адаптировали цифровые сервисы к условиям пандемии
Виталий Лавринец
Руководитель управления развития розничных платформ Райффайзенбанка

Разве что-то могло измениться?

То, что нам вообще предстоит к чему-то адаптироваться, мы поняли не сразу. Когда коронавирус появился в Азии и еще не коснулся Европы, мы продолжали жить в обычном ритме. Первыми «звоночками» стала отмена командировок в страны Азии. Потом начались отмены командировок в Европу для команды, и тогда мы осознали, что у нас тоже что-то грядёт.

Когда мы посмотрели на бэклог нашей команды в первый раз в этот момент, нам показалось, что в целом все хорошо и ничего менять не нужно. У нас были планы по улучшению клиентского опыта, по развитию технологий продаж, наращиванию активной аудитории – казалось бы, даже если всем придётся уйти на самоизоляцию, мы в любом случае не перестанем работать над этими вещами. Но вскоре стало понятно, что это не совсем так.

Информация – новый сервис

С развитием ситуации с коронавирусом у клиентов изменились потребности: на первое место встали вопросы о работе отделений, банкоматов и банка в целом, повседневные запросы отошли на второй план. В условиях общей неопределенности клиентам в первую очередь хотелось понимать, что будет с их деньгами и как получить к ним доступ.

Предполагая, что в России могут ввести режим самоизоляции, мы заранее начали подготовку – создали специальную страницу на сайте с ответами на наиболее вероятные вопросы.

Когда ситуация начала развиваться, мы наблюдали за обращениями в контактный центр на живых данных – отслеживали дэш-борды, загрузку контактного центра и чата, ежедневно анализировали поступающие вопросы и видели всплески некоторых тем.

Например, резко повысилась доля вопросов о реструктуризации кредита, которая раньше была очень мала. Мы хотели, чтобы на эти вопросы наши цифровые каналы могли отвечать мгновенно, чтобы клиенты могли легко разобраться, не загружая горячую линию и не тратя своё время на ожидание в ней.

Здесь пригодилась заготовленная страница на сайте – на ней в режиме реального времени мы информировали, как работает наш банк и что делать, если у человека вопрос по кредитным каникулам. Вторым этапом мы запустили FAQ в мобильном приложении: сначала, чтобы мгновенно проинформировать клиентов, сделали рассылку через пуши, которая вела на лендинг. Позже подготовили новый релиз приложения и сделали более качественную версию – баннер на главном экране, который вёл на страницу с подробными ответами на все возможные темы: изменение режима работы отделений, оплата кредитов, продление банковских карт, доступность сейфовых ячеек, условия по вкладам и накопительным счетам, банковские операции, страхование и прочее.

Мы давно развиваем неголосовые каналы поддержки – чаты и чат-бот в Райффайзен-Онлайн, на сайте и в мессенджерах. Они нам очень помогли справиться с ростом нагрузки в контактном центре, когда обращений стало на треть больше, чем обычно. Мы создали специальную «аварийную» версию чат-бота с ответами на наиболее популярные вопросы.

Всего в апреле через чаты было закрыто 40% обращений, при этом бот принял участие почти в половине из них, и каждое третье было завершено полностью автоматически.

В качестве дополнительной помощи контактному центру мы обучили почти 140 сотрудников отделений – два часа в свою рабочую смену в отделении они принимали входящие звонки, помогая разгрузить операторов. В случае критичной ситуации в контактном центре они могли бы полностью перейти на прием входящих звонков – к счастью, это не понадобилось, и число обращений постепенно вернулось в норму.

Удаленка и чего от нее ожидать

Параллельно со всеми этими изменениями мы уходили работать удаленно. Ещё за две недели до объявления периода самоизоляции властями команды банка начали переходить на работу из дома и тестировать этот формат. Нам нужно было полностью изменить привычный режим работы и при этом не потерять в продуктивности, чтобы сохранить качество сервиса для наших клиентов. Это была, наверное, самая сложная часть.

Хотя в банке и раньше была разрешена работа из дома, а техническая инфраструктура для нее существует с 2018 года, нам ещё никогда не приходилось работать удалённо full-time, одновременно всей командой и всем офисом, так что было трудно предсказать, получится ли у нас это хорошо.

На первой неделе удаленной работы у всех команд банка была принята заморозка кода – запрет на релизы любых систем. Это была подстраховка, на случай если при удаленной работе что-то пойдет не так – чтобы не допустить непредвиденных ошибок, которые нельзя будет быстро исправить. Это добавляло нам оперативности в работе.

Опасений было много – мы даже планировали сценарий, на каких вещах сосредоточимся, если упадем в производстве на 30%. Но ничего подобного не произошло. Адаптация к новому формату заняла примерно неделю, затем мы начали работать из дома так же эффективно, как и в офисе.

Новые рекорды посещаемости

Просто дать информацию недостаточно – нужно, чтобы пользователь её увидел. Поэтому отдельным нашим направлением было привлечение клиентов в Райффайзен-Онлайн.

Мы запустили различные рассылки: тем, у кого не было мобильного приложения, отправляли смс со ссылкой на лендинг, где рассказывалось о возможностях Райффайзен-Онлайн: через него можно осуществлять все денежные операции и оформлять новые продукты, не посещая отделение и не рискуя здоровьем. На время самоизоляции мы отказались от продаж по дистанционным каналам. Вместо этого мы предлагали клиентам установить приложение и подсказывали, как это сделать.

Обучить клиентов работе с мобильным банком стало ключевой задачей для всех в этот период. Все менеджеры активно работали над ней в офлайн-каналах. Мы смогли дотянуться практически до каждого клиента, кто ещё не был пользователем Райффайзен-Онлайн. Широкая доступность сервисов в мобильном приложении позволила бесконтактно, а значит более безопасно проводить часть операций в офисах в момент обращения клиента. Произошла хорошая синергия цифровых каналов и офлайн-обслуживания, от которой выиграли все наши клиенты.

Мария Магдеева, Руководитель управления каналов продаж дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка

Интересно, что каждое выступление президента вызывало всплеск активности в онлайн-банке – в Райффайзен-Онлайн за день заходило 50% всей активной аудитории, что в целом считается фантастическим показателем для приложения и стало нашим рекордом по дневным посещениям.

Работа с кредитами переходит в онлайн

Закрыв стрим с информированием клиентов, мы сосредоточились на второй большой задаче, связанной с потребностями клиентов в части кредитования. Многие столкнулись с трудностями в выплате кредитов, кто-то хотел сделать реструктуризацию, кто-то – получить отсрочку по платежу, у кого-то упали доходы. Совместно с командой кредитования физических лиц мы перенесли все платежи по кредитам на один месяц для наших клиентов. Также мы добавили возможность подать заявку на реструктуризацию через сайт raif.ru.

За этот период у нас сильно увеличилась доля потребительских кредитов, выданных онлайн – в мае их доля составила 87%, в два раза больше, чем в мае прошлого года.

Дистанционная выдача кредитов действует у нас с 2017 года, но раньше многие всё равно предпочитали оформлять продукты в отделении. Сейчас этот тренд меняется, поэтому мы рады, что клиенты предпочитают более безопасный цифровой формат, и что им комфортно взаимодействовать с нами таким образом.

Чем ещё поддержать клиентов

Помимо работы непосредственно над услугами банка нам хотелось проявить заботу о клиентах и поддержать их чем-то, что просто подняло бы их настроение. Команда «Скидки для вас» оперативно подготовила для клиентов набор скидок и предложений, которые могут понадобиться в период самоизоляции. Это было не так просто, как может показаться – у всех сервисов доставки в это время возросла нагрузка, некоторые выросли в объеме в 13 раз.

Мы запустили «Финансовую йогу» в приложении. Это цикл из нескольких коротких занятий по йоге, записанных с профессиональным инструктором. Асаны получили новые забавные названия на финансовую тематику. Таким образом мы хотели немного порадовать наших пользователей и поддержать во время, когда всем очень не хватает спортзалов и физических нагрузок.

Приходите в онлайн-банк: как мы адаптировали цифровые сервисы к условиям пандемии

Продолжение следует

За эти два месяца реальность очень изменилась, но мы сумели к ней адаптироваться, иногда даже опережая события. А это значит, что гибкий подход к созданию продуктов действительно стал нашей философией, которая теперь помогает нам отвечать ожиданиям клиентов даже в самых непредвиденных обстоятельствах.

Этот период укрепил нашу команду, мы убедились, что способны оставаться ею без регулярных встреч, походов за кофе и рабочей атмосферы офиса, а наша продуктивность действительно зависит только от нас. Вынужденный эксперимент с переходом на удаленку оказался более чем удачным, так что мы возьмем лучшее из этого опыта и продолжим развивать такой формат после окончания изоляции.

Дистанционные каналы обслуживания остаются нашим приоритетом, и в ближайших планах много интересных разработок, благодаря которым цифровое обслуживание станет ещё удобней и привлекательней для пользователя.

55
35 комментариев

Комментарий недоступен

26

Laugh, добрый день. Дело в том, что пуши, которые информируют о транзакциях приравниваются к смс-уведомлениям. 

1

Виртуальную карту бы еще сделали. 2020 год, в банке нет виртуальных карт. Стыдоба!

7

Павел, добрый день. Мы ведем работу в данном направлении, следите за новостями ;) 

2

Делать авторизацию в мобильном приложении через веб-версию в 2020 году. Ребят, у Вас все в порядке? 3 года не можете сделать нормальную форму авторизации. Из-за этого приходится 2 (!) раза вводить логин и пароль в форме входа. Вы о чем?

5

Приходи в онлайн-банк
Наши двери открыты
Будем кредит давать
И проценты взимать

5