SQL Academy — тренажёр по написанию SQL-запросов, которым приятно пользоваться
Проект появился из-за отсутствия удобного сервиса для совершенствования навыков составления SQL-запросов и нацеливался восполнить данный вакуум. В этой статье я хочу поделиться историей его развития — от зарождения идеи до будущих планов.
Идея
Первые мысли о создании данного сервиса появились на студенческой скамье, с курса по SQL — обязательного элемента всех образовательных программ, хоть как-то связанных с информационными технологиями.
На нашей кафедре для практики SQL-запросов использовалась кривоватая реализация на Delphi, сделанная еще в эпоху динозавров. Она откровенно выглядела устаревшей и с переменным успехом проверяла запросы. Поиск хороших альтернатив не увенчался успехом.
Вот что тогда я нашел из более-менее подходящего.
Абсолютный лидер по посещаемости среди SQL-тренажеров. Имеет большую базу заданий и десятилетнюю историю. Но качество используемых баз данных, вырвиглазный интерфейс и море рекламы вынуждают от него отказаться.
Пошаговый интерактивный учебник. Для самых-самых начинающих, один из лучших, которые я видел. Но для ребят посильнее хочется видеть задачи, более приближенные к реальным и не привязанные к конкретной теме. А такого сервис предоставить, к сожалению, не может.
К слову, есть очень похожий проект от русских ребят — learnDB. К моменту возникновения идеи он не был виден на горизонте. Что, наверное, хорошо, иначе бы я не стал развивать идею дальше. Но все же это другой сегмент, сегмент пошаговых инструкций для знакомства с SQL. Отточить навык составления запросов на такого рода ресурсе невозможно.
Крупная платформа для практики и изучения языков программирования, решения алгоритмических задач. Есть блок, посвященный SQL. У них прекрасный тренажер с технической точки зрения. Но какая-то разрозненная база заданий, мне совсем не понравилась.
Итого, перебрав конкурентов и не найдя чего-либо сносного, закатал рукава и сел разрабатывать свой взгляд на данный продукт.
Первый прототип
Запуск первой версии состоялся 24 июля 2019 года.
Тогда сайт представлял собой главную страницу в виде корявой заглушки (дизайнеров в команде никогда не было). И, пожалуй, самого главного элемента — онлайн-тренажера.
Было мало вопросов, только две самые простые базы данных, но уже тогда тренажер был лучше большинства решений: в нем были внятные задания, удобный текстовый редактор с автодополнением и работой с несколькими вкладками.
С запуском встала задача привлечения первой аудитории. Получить ее я планировал путем добавления статей по SQL в учебник.
P. S. Статья ведется от первого лица, но за проектом стою не только я. За разработку, помимо меня, отвечает еще один разработчик, а за идеи для фич, наполнение материала и подметки технических ошибок — десятки других лиц. Всем огромное спасибо!
Развитие и рост аудитории
Статьи росли, добавлялись новые задания, но аудитории не было. А без аудитории кажется, что ты в пустую тратишь время и силы. Тогда, пытаясь рассказать людям о сервисе, я нашел возможность опубликовать статью в proglib.io, у них огромная аудитория начинающих разработчиков или тех, кто хочет им стать.
Кроме того, у них есть возможность написать статью, и после модерации она окажется доступной на сайте, в пабликах социальных сетей и будет перепечатана другими изданиями.
И это был успех!
За пару недель число ежедневных посетителей увеличилось с 15–20 до 100. Когда появилась аудитория, проект начал активный рост.
За октябрь — ноябрь 2019 года:
- Появляется система профилей.
- Появляется рейтинговая система для создания соревновательного эффекта.
- Значительно расширяется количество учебного материала.
- Происходит редизайн в первую очередь лендинга.
За два месяца на сервисе регистрируются более 450 пользователей, хотя большая часть функциональности доступна без регистрации. Со средним показателем аудитории в 150 человек в день заканчивается 2019 год.
Попытки коммерциализации
В самом начале проекта не было мыслей о том, чтобы на нем заработать. Хотелось просто сделать хороший продукт для тех, кому нужно отточить свои навыки в SQL. Но по мере развития, когда я все больше уделял внимание проекту, стали возникать мысли о дальнейшей монетизации.
Первая попытка
Когда сервисом пользовались порядка 100 человек в день и уже был разработан профиль и система рейтинга, возникла идея в выдаче сертификатов для тех, кто смог решить все или почти все задания с тренажера. Ну как возникла: sql-ex же выдает, чем мы хуже?
Понятно, что этот сертификат ничего не значит и никак не подтверждает навыки сдающего, но для самых начинающих аналитиков и разработчиков это возможность хоть что-то добавить в свое резюме. Это может послужить некоей наградой для самого себя, отметкой, что ты смог прорешать все задания.
За получение сертификата была назначена символичная сумма — 249 рублей. Но за пять месяцев его приобрели всего шесть раз.
Вторая попытка
Почему бы не попробовать поставить рекламные баннеры? Сейчас те, кто хоть немного разбирается в доходах на рекламных баннерах, должны ухмыльнуться. Поймите меня правильно: для меня это был первый опыт размещения рекламы. Реклама провисела месяц, вот статистика по доходам.
Статистика по посещаемости за данный период
После месяца размещения рекламы я ее прикрыл. Толку от нее нет, только портит впечатления.
Третья попытка
В SQL-тренажере с самого начала были недоступны ответы к предлагаемым заданиям. В этом была суть: какой смысл показывать пользователю сразу правильный ответ, пусть подумает, а если вообще нет идей, у нас для этого был специальный чат в группе. Можно было спросить, что не так с его ответом. Мы пытались оперативно отвечать и пояснять решения.
Ответов не было в публичном доступе. Но была большая доля пользователей, желающих получить ответы к заданиям. Некоторые спрашивали в личных сообщениях о возможности покупки ответов.
Так зародилась идея о создании премиум-аккаунтов, предоставляющих дополнительные возможности, в том числе доступ к решениям. Кроме того, премиумы получат сертификат об окончании, а также будут выделяться специальным образом в знак благодарности материальной поддержки проекта.
Премиум-аккаунты появились относительно недавно — 22 мая, поэтому сложно говорить об эффективности данного способа монетизации. Но что уже точно понятно — это пока самый эффективный из ранее опробованных методов.
Цена такого премиум-аккаунта — 600 рублей.
Кажется, выглядит неплохо, но такой рост значительно замедляется. Пока нет объяснений, с чем это связано и насколько эффективным окажется третья попытка. Но мы продолжим развивать идею с премиум-аккаунтами.
Заключение
Спасибо большое, что дочитали! Я рад тому, что есть сейчас, но пока у нас по-прежнему очень маленькая аудитория (разница с тем же sql-ex.ru раз в десять).
SQL Academy определено есть куда расти, но мы должны создавать эту почву для роста. Проект однозначно ждет продолжение, поэтому я был бы рад, если бы вы поделились идеями для дальнейшего развития продукта. Для меня пока — будущее в создании на базе тренажера системы пользовательских тестов по SQL.
Update:
Продолжение истории развития сервиса
Лучший тренажер - реальная потребность.
Базовый SQL - учится за вечер, а дальше идешь решаешь задачи, для которых учил.
Смысл тренажера - непонятен.
Написать SELECT * FROM X или научиться просто вставлять новую запись в БД, действительно, занимает немого времени. Но как показывают отзывы, обратная связь и мой опыт, чтобы разобраться с агрегацией, группировками, слиянием и преобразованием неких бизнес-требований вида "Какой(ие) кабинет(ы) пользуются самым больших спросом ?" в структурированный запрос требуется 1-3 недели в зависимости от способностей учащегося.
Комментарий удалён модератором
Полагаю, чтобы стартовать. Реальная потребность это хорошо, только как ты ее создашь? Pet project'ы?
Тут проблема кроется в том что не всегда можно найти реальные задачи.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен