SQL Academy — тренажёр по написанию SQL-запросов, которым приятно пользоваться

Проект появился из-за отсутствия удобного сервиса для совершенствования навыков составления SQL-запросов и нацеливался восполнить данный вакуум. В этой статье я хочу поделиться историей его развития — от зарождения идеи до будущих планов.

Идея

Первые мысли о создании данного сервиса появились на студенческой скамье, с курса по SQL — обязательного элемента всех образовательных программ, хоть как-то связанных с информационными технологиями.

На нашей кафедре для практики SQL-запросов использовалась кривоватая реализация на Delphi, сделанная еще в эпоху динозавров. Она откровенно выглядела устаревшей и с переменным успехом проверяла запросы. Поиск хороших альтернатив не увенчался успехом.

Вот что тогда я нашел из более-менее подходящего.

Абсолютный лидер по посещаемости среди SQL-тренажеров. Имеет большую базу заданий и десятилетнюю историю. Но качество используемых баз данных, вырвиглазный интерфейс и море рекламы вынуждают от него отказаться.

Пошаговый интерактивный учебник. Для самых-самых начинающих, один из лучших, которые я видел. Но для ребят посильнее хочется видеть задачи, более приближенные к реальным и не привязанные к конкретной теме. А такого сервис предоставить, к сожалению, не может.

К слову, есть очень похожий проект от русских ребят — learnDB. К моменту возникновения идеи он не был виден на горизонте. Что, наверное, хорошо, иначе бы я не стал развивать идею дальше. Но все же это другой сегмент, сегмент пошаговых инструкций для знакомства с SQL. Отточить навык составления запросов на такого рода ресурсе невозможно.

Крупная платформа для практики и изучения языков программирования, решения алгоритмических задач. Есть блок, посвященный SQL. У них прекрасный тренажер с технической точки зрения. Но какая-то разрозненная база заданий, мне совсем не понравилась.

Итого, перебрав конкурентов и не найдя чего-либо сносного, закатал рукава и сел разрабатывать свой взгляд на данный продукт.

Первый прототип

Запуск первой версии состоялся 24 июля 2019 года.

Тогда сайт представлял собой главную страницу в виде корявой заглушки (дизайнеров в команде никогда не было). И, пожалуй, самого главного элемента — онлайн-тренажера.

Было мало вопросов, только две самые простые базы данных, но уже тогда тренажер был лучше большинства решений: в нем были внятные задания, удобный текстовый редактор с автодополнением и работой с несколькими вкладками.

Первая запущенная версия тренажера
Первая запущенная версия тренажера
Первая запущенная версия тренажера
Первая запущенная версия тренажера

С запуском встала задача привлечения первой аудитории. Получить ее я планировал путем добавления статей по SQL в учебник.

P. S. Статья ведется от первого лица, но за проектом стою не только я. За разработку, помимо меня, отвечает еще один разработчик, а за идеи для фич, наполнение материала и подметки технических ошибок — десятки других лиц. Всем огромное спасибо!

Развитие и рост аудитории

Статьи росли, добавлялись новые задания, но аудитории не было. А без аудитории кажется, что ты в пустую тратишь время и силы. Тогда, пытаясь рассказать людям о сервисе, я нашел возможность опубликовать статью в proglib.io, у них огромная аудитория начинающих разработчиков или тех, кто хочет им стать.

Кроме того, у них есть возможность написать статью, и после модерации она окажется доступной на сайте, в пабликах социальных сетей и будет перепечатана другими изданиями.

И это был успех!

За пару недель число ежедневных посетителей увеличилось с 15–20 до 100. Когда появилась аудитория, проект начал активный рост.

За октябрь — ноябрь 2019 года:

  • Появляется система профилей.
  • Появляется рейтинговая система для создания соревновательного эффекта.
  • Значительно расширяется количество учебного материала.
  • Происходит редизайн в первую очередь лендинга.
Новый вид лендинга, который до сих пор актуален
Новый вид лендинга, который до сих пор актуален
Страница профиля
Страница профиля
Рейтинговая система
Рейтинговая система

За два месяца на сервисе регистрируются более 450 пользователей, хотя большая часть функциональности доступна без регистрации. Со средним показателем аудитории в 150 человек в день заканчивается 2019 год.

Попытки коммерциализации

В самом начале проекта не было мыслей о том, чтобы на нем заработать. Хотелось просто сделать хороший продукт для тех, кому нужно отточить свои навыки в SQL. Но по мере развития, когда я все больше уделял внимание проекту, стали возникать мысли о дальнейшей монетизации.

Первая попытка

Когда сервисом пользовались порядка 100 человек в день и уже был разработан профиль и система рейтинга, возникла идея в выдаче сертификатов для тех, кто смог решить все или почти все задания с тренажера. Ну как возникла: sql-ex же выдает, чем мы хуже?

Понятно, что этот сертификат ничего не значит и никак не подтверждает навыки сдающего, но для самых начинающих аналитиков и разработчиков это возможность хоть что-то добавить в свое резюме. Это может послужить некоей наградой для самого себя, отметкой, что ты смог прорешать все задания.

Пример выдаваемого сертификата
Пример выдаваемого сертификата

За получение сертификата была назначена символичная сумма — 249 рублей. Но за пять месяцев его приобрели всего шесть раз.

Вторая попытка

Почему бы не попробовать поставить рекламные баннеры? Сейчас те, кто хоть немного разбирается в доходах на рекламных баннерах, должны ухмыльнуться. Поймите меня правильно: для меня это был первый опыт размещения рекламы. Реклама провисела месяц, вот статистика по доходам.

За март доход составил 350 рублей
За март доход составил 350 рублей

Статистика по посещаемости за данный период

Посещаемость за март 2020 года
Посещаемость за март 2020 года

После месяца размещения рекламы я ее прикрыл. Толку от нее нет, только портит впечатления.

Третья попытка

В SQL-тренажере с самого начала были недоступны ответы к предлагаемым заданиям. В этом была суть: какой смысл показывать пользователю сразу правильный ответ, пусть подумает, а если вообще нет идей, у нас для этого был специальный чат в группе. Можно было спросить, что не так с его ответом. Мы пытались оперативно отвечать и пояснять решения.

Ответов не было в публичном доступе. Но была большая доля пользователей, желающих получить ответы к заданиям. Некоторые спрашивали в личных сообщениях о возможности покупки ответов.

Так зародилась идея о создании премиум-аккаунтов, предоставляющих дополнительные возможности, в том числе доступ к решениям. Кроме того, премиумы получат сертификат об окончании, а также будут выделяться специальным образом в знак благодарности материальной поддержки проекта.

Как выглядят премиумы
Как выглядят премиумы

Премиум-аккаунты появились относительно недавно — 22 мая, поэтому сложно говорить об эффективности данного способа монетизации. Но что уже точно понятно — это пока самый эффективный из ранее опробованных методов.

Цена такого премиум-аккаунта — 600 рублей.

Вот некоторая статистика: за 18 дней — около 6000 рублей
Вот некоторая статистика: за 18 дней — около 6000 рублей

Кажется, выглядит неплохо, но такой рост значительно замедляется. Пока нет объяснений, с чем это связано и насколько эффективным окажется третья попытка. Но мы продолжим развивать идею с премиум-аккаунтами.

Заключение

Спасибо большое, что дочитали! Я рад тому, что есть сейчас, но пока у нас по-прежнему очень маленькая аудитория (разница с тем же sql-ex.ru раз в десять).

SQL Academy определено есть куда расти, но мы должны создавать эту почву для роста. Проект однозначно ждет продолжение, поэтому я был бы рад, если бы вы поделились идеями для дальнейшего развития продукта. Для меня пока — будущее в создании на базе тренажера системы пользовательских тестов по SQL.

Update:
Продолжение истории развития сервиса

109109
84 комментария

Лучший тренажер - реальная потребность.

Базовый SQL - учится за вечер, а дальше идешь решаешь задачи, для которых учил.

Смысл тренажера - непонятен.

18
Ответить

Написать SELECT * FROM X или научиться просто вставлять новую запись в БД, действительно, занимает немого времени. Но как показывают отзывы, обратная связь и мой опыт, чтобы разобраться с агрегацией, группировками, слиянием и преобразованием неких бизнес-требований вида "Какой(ие) кабинет(ы) пользуются самым больших спросом ?" в структурированный запрос требуется 1-3 недели в зависимости от способностей учащегося.

19
Ответить
Комментарий удалён модератором

Полагаю, чтобы стартовать. Реальная потребность это хорошо, только как ты ее создашь? Pet project'ы?

1
Ответить

Тут проблема кроется в том что не всегда можно найти реальные задачи.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить