3 причины проблем с деловой репутацией: соблазн

Почему за шаг до обрушения деловой репутации вы сталкиваетесь с соблазном?

Это вторая по распространенности причина, толкающая бизнесмена в яму, из которой сложно воскресить доброе имя. О первой же причине – гиперреальности – мы поговорим отдельно.

Соблазн подстерегает повсюду, и речь не только о коварных женщинах. Хотя именно из-за женщины Майк Тайсон потерял миллиард долларов.

3 причины проблем с деловой репутацией: соблазн

Давайте разбираться.

Я Юлия Кондратова, в научной статье (ссылка в конце публикации) я уже рассказала о том, что:
1) существуют методики для решения проблем в деловой репутации;
2) обнаружила неочевидные причинно-следственные связи между репутацией и такими явлениями, как соблазн, гиперреальность, и фрагмент времени.

С термином “соблазн” работал французский философ Ж.Бодрийяр. Неожиданно, но факт: по мотивам трудов философа был снят фильм “Матрица” (тогда еще) братьями Вачовски. Фильм оказался пророческим, похожие события мы чаще и чаще наблюдаем в жизни. Бодрийяр как маэстро, описал правила матрицы, стал проводником в этот мир. Потому, чтобы понимать логику нашей фактической матрицы больше, чем среднестатистический человек, мы пойдем к первоисточнику. Нам предстоит погрузиться в эту логику.

Так вот. Под соблазном Бодрийяр понимал не столько привычную нашему глазу рекламу или оголенное тело. В его трудах соблазн – это прельщение вещами, видимым, материальным.

То есть новый телефон, машина, билет на самолет в бизнес-класс – могут быть соблазном.

А соблазн – такая форма отношений с миром, когда мир распоряжается тобой так, как хочет. И ты не знаешь, как он тобой распорядится. Если это объяснить очень просто, то это такое положение дел, когда объекты (вещи) начинают создавать вместо человека его жизнь.

Например, «моя жизнь закончилась, потому что я потерял свой телефон» (то есть его жизнь = его телефон).

Другой подобный пример: у человека блокируют аккаунт в соцсети. И человек искренне считает: его жизнь на этом закончилась, поскольку аккаунт заблокировали, и теперь жить просто нет смысла. Реклама прекратилась, поступление денег остановилось, бизнес рухнул, жизнь прожита зря.

Третий: сколько шума возникло вокруг предложений снижения скорости Youtube! Почему шум? Не только из-за прекращения рекламы, что, конечно, удар для бизнеса, сколько из-за того, что привычные вещи – разборы с авторитетными спикерами, отслеживание конкурентов на Youtube – могут исчезнуть и отнять привычную жизнь.

Всмотримся в человека, как в участника системы.

У Жана Бодрийяра описана очень интересная форма: при всем многообразии возможностей, предоставляемых миром гиперреальности (читай = матрицей), у человека в этом мире… нет места. Человек как бы постоянно стоит на ногах, и ему некуда прибиться. И самое главное, места ему не принадлежат.

По сути, человеку везде нужно спрашивать разрешение. Современный мир – это мир разрешений. Гиперреальность – это мир разрешений: везде нужны допуски, пароли, фрагменты и т.д. И отсутствие какого-либо места – первый признак этой гиперреальности. То есть человеку не принадлежит ни одно место. Он нигде не может себя чувствовать так, чтобы беспрепятственно занять «место» без каких-либо разрешительных мер.

Например, для допуска в электронный дневник ребенка нужен пароль, а для подачи декларации потребуется ваша цифровая подпись. Просто так прийти и занять место на цифровой платформе не получится.

Также, как не получится занять место в самолете в Испании или в Турции, если корпоративные компьютеры на системе Windows установили автоматическое обновление и показали синий экран. Даже если ваш статус очень высок, а сделка, ради которой вы планировали лететь самолетом очень важная, вы не получите допуск. Потому что в гиперреальности ваше место заблокировалось.

А еще не получится реализовать экспорт с партнером из другого государства, если наступят санкции. Деньги на электронном счету заморозятся или вовсе исчезнут.

Разрешением “занять место” в гиперреальности обладает объект.

То есть соблазн – это движение за объектом. Объекты определяют жизнь человека, и ссылка на тот или иной объект происходит ежесекундно. Допустим, у вас нет клиентов, потому что у вас плохой сайт. Таким образом, у человека всегда виноват тот объект, которого нет. Объект становится для человека неким поводырем в гиперреальности.

Объекты становятся соблазнительным ключом, дающим место и статус.

Бизнесмены соблазняются статусом, взятками, быстрым ростом капитала, определяют себя и свое место через объекты. Соблазн распаляет аппетит, создает иллюзию безнаказанности, в итоге человек не может остановиться и запускает виток последствий.

Например: соблазнившись выгодным тендером, предприниматель поставлял в больницы просроченные продукты питания, продолжая данную схему несколько лет, все более убеждаясь в возможности оставаться безнаказанным вследствие бюрократии и согласия принимающей стороны. Однако запущенные последствия ударили по репутации сильнее, чем ожидал адвокат предпринимателя, а ярлык “король просрочки” плотно приклеился к имени собственника бизнеса.

Вот уж действительно прочное место в гиперреальности получилось. К этому ли стремился предприниматель?

А что говорит нам серия скандалов вокруг криптовалютного кликера - Hamster Kombat? Каждый день к игре присоединяется 4-5 млн пользователей. С некоторыми из них произошли несчастные случаи, кто-то серьезно повредил психическое здоровье. Ваши сотрудники не вовлеклись в это развлечение? Что насчет их семей, детей? Вы уверены, что телефон с Хомяком в руке одного из ваших сотрудников не определит состояние вашего бизнеса?

Вернемся к предпринимателям.

Вы слышали о попытках взаимодействовать с заказчиками тендеров через взятки и “откаты”, в надежде любым путем заполучить финансирование. Даже если такой сценарий сработает и обогатит “пайщиков” один или несколько раз, последствия настигают всю цепочку заговорщиков. В гиперреальности к ним приклеивается ярлык, и устранить такой статус гораздо сложнее, чем получить его.

Как вы думаете, может ли он обойтись совсем без соблазна?

С одной стороны, от ошибок никто не застрахован. С другой, а не на соблазнах ли мы строим рекламные и пиар-компании? Не соблазн ли делают упаковку товаров привлекательной? Где грань между пользой соблазна и репутационным риском, который он несет?

Я, как кандидат педагогических наук, методолог сейчас планирую создание закрытой группы учеников, чтобы подготовить их для работы в реальном секторе экономики для разрешения проблематики деловой репутации. Попасть в группу можете здесь ⤵⤵⤵

Ознакомиться со статьей вы можете здесь:
Кондратова Ю. Е. Основные причины проблем с деловой репутацией как следствие фрактальной эры. DOI: 10.25634/MIRBIS.2024.2.24// Вестник МИРБИС. 2024. - №2. С. 206–213.

33
2 комментария

Интересно увидеть, как философские концепции могут применяться к бизнес-ситуациям

1

Юля, ты гений!! Очень интересно

1