Аналитика. Пример SWOT-анализа ИТ-компании

Аналитика. Пример SWOT-анализа ИТ-компании

Для наглядности применения проведем SWOT-анализ российского производителя ИТ-инфраструктуры.

Компания на рынке с 2015 года. До 2022 года выпускала сетевое оборудование, ноутбуки, моноблоки и мобильные устройства для решения задач госсектора, образования и здравоохранения. Во второй половине 2022 года изменила курс в сторону корпоративного и массового сектора. Производство осуществляется на собственных площадках в России. Сырье для производства ввозится в основном из Китая, но идет активная работа по поиску российских поставщиков.

Компания сотрудничает с отечественными разработчиками ПО, чтобы поставлять на рынок программно-аппаратные комплексы российского производства.

Входит в крупный российский ИТ-холдинг под отдельным брендом.

Внутреннее состояние компании (SWOT)

Аналитика. Пример SWOT-анализа ИТ-компании

Сильные стороны

1. Product

  • широкий продуктовый портфель для комплексной работы с заказчиком;
  • возможность кастомизации продукции под запросы заказчика;
  • комплексные решения с российским софтом;
  • продукты в реестре МПТ.

2. Price

  • доступная цена для корпоративного сектора;
  • бесплатные устройства в тест.

3. Promotion

  • широкая известность управляющего холдинга на рынке;
  • налаженные контакты со многими отраслевыми журналистами, изданиями;
  • продукты на собственном маркетплейсе для быстрой покупки;
  • отсутствие негативного контекста у бренда и руководства компании.

4. Place

  • развитые коммерческие партнерства управляющего холдинга в мире;
  • налаженные логистические каналы управляющего холдинга;
  • наличие широкой сбытовой сети;
  • наличие складов для хранения продукции по России;
  • налаженные каналы продаж в странах СНГ.

5. Personnel

  • опытная управленческая команда;
  • доступ к ресурсам управляющего холдинга (IT, HR, маркетинг, логистика).

6. Production

  • собственные производственные мощности.

Слабые стороны

1. Product

  • высокая конкуренция среди российских продуктов с идентичными параметрами;
  • ограниченное количество продуктов в каждой линейке;
  • низкий уровень знания и пользовательского опыта у продуктов;
  • отсутствие очевидного и понятного сервиса;
  • высокая продуктовая диверсификация затрудняет управление отдельными продуктам.

2. Price

  • завышенная стоимость продукта для b2b относительно близких продуктов b2c без явного дополнительного сервиса;
  • отсутствие РРЦ в открытом доступе;
  • отсутствие партнерских программ;
  • отсутствие пакетного ценообразования.

3. Promotion

  • новый бренд на массовом рынке;
  • недостаточная информационная поддержка бизнес-решений в сфере распределения;
  • маркетинг и PR работают на весь управляющий холдинг;
  • малое количество инфоповодов;
  • необходимость продвигать софтверные решения партнеров кроме собственных продуктов;
  • внутренние и внешние барьеры для коммуникации (массовый NDA у заказчиков).

4. Place

  • зависимость от дистрибьюторской сети, слабая связь с конечным потребителем;
  • сильная зависимость от ресурсов управляющего холдинга;
  • собственная партнерская сеть только по сетевому оборудованию.

5. Personnel

  • недоукомплектованный штат → высокая нагрузка на сотрудников → истощение моральных и физических ресурсов;
  • низкая инициативность в виду отсутствия понятной мотивационной системы и чрезмерного количества задач;
  • неочевидные перспективы карьерного роста, что приводит к дефициту лидеров для реализации новых проектов развития;
  • большое количество продуктовых линеек требует большого количества технических специалистов с разными навыками;
  • внутренняя борьба за власть;
  • ТОП-менеджеры из крупных компаний с устоявшимися бизнес-процессами → сложный переход в новую систему.

6. Production

  • длинный логистический цикл (несколько месяцев от оформления заявки до доставки), недостаточная гибкость в планировании;
  • зависимость от поставщиков.

Возможности

1. Product

  • развитие существующих линеек продуктов;
  • вход новых продуктов в реестр МПТ → доступ к новой группе заказчиков;
  • новые ограничения (угрозы ограничений) → доступ к новой группе заказчиков;
  • новые освободившиеся ниши после ухода иностранных производителей и разработчиков;
  • партнерство с разработчиками софта для формирования добавочной стоимости;
  • поглощение мелких конкурентов, поставщиков для расширения портфеля;
  • наличие смежных продуктовых ниш;
  • Минцифры – перспективы регулирования в b2c;
  • повышение качества сервиса.

2. Price

  • пакетное ценообразование;
  • выход на новые рынки → ценовая диверсификация;

3. Place

  • старение парка оборудования потребителей → замена ИТ-инфраструктуры на предприятиях;
  • поставка оборудования в компанию через «одно окно»;
  • развитие российских маркетплейсов для усиления позиций персональных устройств;
  • амбиции в соответствии с возможностями для сбалансированного развития.

4. Promotion

  • развитие имиджа российского производителя;
  • новые каналы продвижения;
  • работа в рамках маркетинговой стратегии с опорой на стратегию бизнеса.

5. Personnel

  • мобильность персонала, возможность проектов и аутсорсинга;
  • работа со студентами, развитие собственного инженерного и ИТ-персонала.

6. Production

  • расширение производственных линий → снижение издержек;
  • цель – сделать приобретение и пользование товаров и услуг максимально комфортными для потребителя.

Угрозы

1. Product

  • изменение налоговых послаблений для знакомых брендов по параллельному импорту;
  • возвращение А-брендов в случае снятий санкций;
  • слабое развитие российских ОС и устанавливаемых на них приложений;
  • малая востребованность у заказчиков;
  • преданность любимым брендам.

2. Price

  • рост цен на ввозимое сырье из-за вторичных санкций;
  • барьеры с оплатой ввозимого сырья;
  • низкая платежеспособность покупателей → поиск более дешевых решений с низким качеством;

3. Promotion

  • имидж «переклейщиков»;
  • размытая ЦА.

4. Place

  • партнеры и реселлеры ищут краткосрочную финансовую выгоду;
  • приход параллельных продуктов для компаний, не обязанных закупаться по 223 и 44 ФЗ;
  • появление контрафакта с низкой ценой;
  • утеря страной статуса рыночной экономики.

5. Personnel

  • общий дефицит кадров + высокий спрос на ИТ-специалистов на рынке;
  • конфликтные увольнения, люди могут уносить проблемную внутреннюю информацию;
  • место, пересидеть трудные времена;
  • в бизнесе растем быстрее, чем в компетенциях, при этом мало вкладываемся в обучение.

6. Production

  • приход «китайских производителей»;
  • русификация китайских ОС и развитие HUAWEI Mobile Services;
  • снижение инвестиционного интереса у акционеров;
  • мировой дефицит необходимых электронных компонентов.

Трансформационная SWOT матрица

Аналитика. Пример SWOT-анализа ИТ-компании

Сильные стороны - Возможности

  1. Наработанные контакты с производителями и налаженная логистика управляющего холдинга дает возможность предлагать рынку up-to-date решения.
  2. Опыт локализации и разработки продуктов в сочетании с существующим неудовлетворенным спросом на ИТ-продукцию способствует укреплению положения на рынке и повышению продаж.
  3. Широкий продуктовый портфель позволит нивелировать в глазах потребителя разрывы поставок разных линеек оборудования.
  4. Образ экспертов + создание единой ИТ-инфраструктуры на своем «железе» покажет потребителю жизнеспособность и перспективность продуктов.

Сильные стороны - Угрозы

  1. Разработка собственных конкурентоспособных (цена + качество) продуктов и продуктов, на 100% удовлетворяющих потребности заказчиков, снизит риски возвращения ушедших брендов.
  2. Маркетинговая политика, направленная на популяризацию Российского мобильного и десктопного софта, позволит повысить привлекательность устройств на российских ОС у потребителей и стимулировать разработчиков на разработку собственных приложений.
  3. Управленческий опыт в крупных производственных компаниях позволит наладить значительные объемы производства и сбыта для снижения стоимости единицы продукции.

Слабые стороны - Возможности

  1. Собственная производственная база совместно с неотвратимостью импортозамещения в разных отраслях дает возможность занять смежные продуктовые ниши и создать новые партнерства.
  2. Повышение качества сервиса до уровня А-брендов создаст добавочную стоимость продуктам и снизит количество отрицательных отзывов. Шанс появления адвокатов бренда.
  3. Установление контактов с российскими поставщиками ресурсов в сочетании с собственным производством существенно повысит сроки производства/кастомизации и реализации продукции.

Слабые стороны - Угрозы

  1. Активная работа по удержанию сотрудников (оптимальные условия труда, конкурентная заработная плата, развитие внутренних коммуникаций) поможет повысить лояльность сотрудников к компании.
  2. Для укрепления репутации производителя и уменьшения зависимости от дистрибьюторской сети в случае возвращения на рынке мировых гигантов с демпинговыми ценами необходимо налаживать связи с конечным пользователем путем рекламных компаний, личных встреч и целевых мероприятий.

Задачи по результатам анализа

1. Product

  • Формирование потенциального сбалансированного портфеля продуктов на ближайшее 5 лет. Определение ресурсов и стратегии превращения этого портфеля в реальный.
  • Формирование дорожной карты для существующих и перспективных продуктов.
  • Менеджмент каждого из продуктов. Формирование истории продукта (жизненный цикл), риски (в т.ч. контрафакт), достоинства, потенциал.
  • Развитие портфеля за счет внешних источников.
  • Мониторинг технологического развития отрасли / проблем потребителей / действий конкурентов.

2. Price

  • Ценовая политика для разработчиков ПО.
  • Ценовая политика/продуктовая стратегия для разных регионов/дистрибьюторов/конечных пользователей.
  • Понимание соотношения для фокусных рынков: покупательская способность и себестоимость + логистика + % посредника + маржа.
  • Вариативный сервис — услуги / стоимость.
  • Менеджмент бюджетов, в т.ч. на инновационное развитие.

3. Place

  • Отстройка от конкурентов (акционеров) по всем возможным каналам.
  • Создание рейтинга целевых рынков: какой рынок принесет максимальную прибыль. Кастомизация продуктов/услуг/компании под эти рынки.
  • Разработка стратегии поставок продукта на удаленные рынки/дешевые рынки.
  • Определение наиболее выгодных ниш, дополняющих продуктов.
  • Менеджмент дистрибьюторов. Выбор оптимального количества дистрибьюторов. Построение тесных отношений с ключевыми дистрибьюторами / потребителями. Управление рисками дебиторской задолженности.

4. Promotion

  • Понимание: КФУ (ключевой фактор успеха) на целевых рынках (например, сертификаты, автоматизация производства, отзывы, опыт, статистика, имидж) - формирование, как минимум, видимости наличия этих КФУ.
  • Ответ на вопрос: какая компания/продукт необходима дистрибьюторам/заказчикам/поставщикам?
  • Построение системы взаимоотношений с ЛПР в отрасли.

5. Personnel

  • Создание проектных групп не только на базе ресурсов внутри компании.
  • Поиск «умных голов» в ИТ, возможно, близких областей: на конференциях, проектах и т.п., создание базы персонала для проектов.
  • Формирование системы эффективного менеджмента.

6. Production

  • Определение рынков: поставки с локальных заводов.
  • Формирование стратегии защиты ноу-хау, в т.ч. при производстве на чужих площадках.
  • Влияние объема производства на себестоимость. При каких реальных объемах себестоимость оптимальна. Определение вех для расширения производства.

SWOT анализ, будучи одним из самых эффективных инструментов в стратегическом менеджменте, позволяет выявить внутренние сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы, и установить связь между ними. Тем не менее анализ не является всесторонним и его эффективность во многом зависит от внутренней честности команды, чтобы показать в нем собственнику или акционерам реальную, а не желаемую ситуацию. Поэтому не лишними будут и другие исследования, например, PEST анализ (политической, экономической, технологической, и социальной сфер).

#маркетинговаястратегия, #маркетинговая_стратегия, #marketing, #маркетинг, #маркетинговые_исследования, #стратегия_маркетинга, #marketingstrategy, #marketingresearch

11
1 комментарий

Анализ охватывает аспекты продукции, ценовой политики, продвижения и размещения