Маркетинга без бюджета не существует?​

Парадоксально, но большего вреда для предпринимателей малого и среднего бизнеса чем книга «Маркетинг без бюджета» Игоря Манна не нанесла ни одна лекция, ни одна реклама (и это при том, что книга хорошая). Новоиспеченный бизнесмен загоревшись идеей, что реклама и маркетинг могут быть бесплатными начинает воплощать все прочитанное в книге и..не получает никакого результата. Разочарованный он бросает делать что-либо, решив что рынок рекламы – это лохотрон для отмывания денег.

На втором месте по вредности идет бестселлер Джея Конрада Левинсона «Партизанский маркетинг». Согласитесь, насколько симпатична идея о том, что можно паразитировать на крупных конкурентах, креативный баннер может обеспечить трафик соразмерный огромному бюджету в контексте.

Одна из самых свежих попыток «партизанить» принадлежит компании Yota, которая запустила сначала рекламу в формате баннера «Реклама Yota на фасаде/ТВ/троллейбусе», а теперь пускает в массы селфи-видео с персоналом. Выглядит креативно, а эффект какой? Нет четкого посыла для клиента, нарушены все каноны создания креатива. Углубляясь в тему, можно с натяжкой назвать рекламу Yota партизанской, так как за ней стоят огромные бюджеты.

Список можно так же продолжать такими «безбюджетными» кейсами, как PokemonGo якобы захвативший мир, всем известный бренд Apple и т.д. По факту у меня для вас две новости: хорошая и плохая.

Плохая новость: маркетинга без бюджета и партизанского маркетинга в чистом виде не существует.

Хорошая новость: маркетинг без бюджета и партизанский маркетинг в умелых руках могут принести существенную пользу компании.

Маркетинг без бюджета: сколько он реально стоит?

Представьте, что вы решили открыть свой бизнес. Например, курсы английского. Офис снят, ИП зарегистрировано, есть пара знакомых преподавателей, но нет клиентов. Сегодня самым известным и доступным инструментом бесплатной рекламы является социальная сеть. Вы потратили время и создали аккаунты, постите туда советы по изучению языков, фото друзей, которые пришли к вам учиться или вовсе фейковых людей, а клиентов так и нет. Все просто: подписчиков всего 100 и те – ваши друзья.

Нанять агентство или специалиста – это не про макетинг без бюджета. Вы изучаете книги, узнаете про таргетированную рекламу, конкурсы в соц.сетях, репосты в группах. Постепенно запускаете что-то, платите небольшие, но уже деньги. Вроде процесс пошел. Подписчиков 200. Если Вы продолжите в том, же духе, то к концу года сможете дойти до 500-600 подписчиков.

Теперь считаем Ваши временные затраты:

  • 3 часа в день на создание контента;
  • 20 часов на изучение книг;
  • 4 часа в неделю на общение с партнерами и организацию всего продвижения.

Итого Вы потратили около 156 часов в месяц на один инструмент продвижения. Это полный месяц работы, за который вы себе заплатите заработную плату. По факту Вы сами стали на место SMM специалиста и все время занимались не своей работой (согласитесь, что зарплата руководителя кратно выше оплаты фрилансера на 0,5 ставки). Добавьте к этому, что в процессе изучения вопроса Вы совершали ошибки, тратили гораздо больше времени, чем специалист.

Приведу пример из реальной жизни.

Маркетолог Елена получает заработную плату в размере 35 000 в месяц. Ежемесячно она изготавливает металлические бейджи для сотрудников.

Бейдж «под ключ» с ФИО сотрудника стоит: 250 р.

Заготовка без ФИО: 150 р.

Решив сэкономить Елена заказывает заготовку и самостоятельно изготавливает наклейку на бейдж:

1. Ставит задачу дизайнеру – 10 мин.

2. Дизайнер делает макет – 10 мин.

3. Загрузка и скачивание макета – 10 мин.

4. Распечатка наклейки и вырезание ее ножницами – 10 мин.

5. Передача корпоративному курьеру и отвоз бейджа в удаленный офис – 10 мин.

Итого на бейдж потрачено Еленой 50 мин. В деньгах это 182,3 руб. Не стоит забывать, что с этой оплаты предприятие еще заплатит 30% страховых взносов и она возрастет до 237 руб. В этом время Елена не делала более важные задачи, а бейдж «под ключ» стал стоить 387 руб. Иллюзия «безбюджетности» налицо.

Маркетинг без бюджета в компании необходимо заменить на эффективный маркетинг. В рамках эффективного маркетинга:

  • Задачи должны быть распределены на тех специалистов, которые с ними справятся быстрее и лучшего всего;
  • Руководитель должен просчитывать не только факт оплаты товара или услуги, но и временные затраты сотрудников на экономию;
  • Выбор в пользу самостоятельного изготовления или продвижения должен основываться на просчетах рабочего времени, которое будет необходимо потратить на исполнение задачи;
  • Рекламные инструменты выбираются исходя из их эффективности, а не того, как часто видит их коллега/сотрудник.
33
6 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Завуалированная реклама Манна.))
В итоге статья без полезной информации с призывом читайте книги Манна, если хотите правильный маркетинг, однако предыдущая книга принесла больше вреда, чем пользы для новичка, а эта книга точно поможет.))
Теперь так делают скрытую рекламу?

1
Ответить

Меня не устроил контент данной книги. Много банального и быстро нельзя применить идеи. Максимум 5 шт. особо заинтересовали.
Поэтому решил собирать свои идеи маркетинга без бюджета -http://kurmanov.com/

Причем я все тестирую у себя в отделе маркетинга! Пишите свои идеи, я проверю и напишу результат внедрения!

Ответить

Хорошая статья. Честная. Рекламу может усмотреть только тот, кто без оплаты ни одного бренда не упомянет :)

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

А зачем в заголовке кричать?

Ответить