ДНК бренда — что за зверь такой? Разбираемся с позиционированием, ищем ценности и смыслы

Что зашито в ДНК брендов и стоит ли думать об этом в 2024 году? Как глубоко нужно копать в поисках ценностей собственника, чтобы сформулировать ДНК? Меня зовут Алексей Кузнецов, я основатель и генеральный директор бренд-консалтингового агентства Kuznets, рассказываю о том, с чем работаю ежедневно уже больше 20 лет.

ДНК бренда — что за зверь такой? Разбираемся с позиционированием, ищем ценности и смыслы

Внезапно зайдем с ребрендинга

В качестве интро к теме ДНК, немного личного опыта. К нам за ребрендингом приходят компании, которым по 20-25 лет. У них есть брендинг, логотип и брендбук, которым они называют правила руководства фирменным стилем, цвета и все вот это. Когда начинаем задавать вопросы, например, что значит ваш логотип? Получаем ответ: «А, не знаем». Далее примерно такой диалог:

— Когда вы делали логотип, какими были в то время? Зачем вам ребрендинг и почему хотите переделать лого?

— Ну, мы же поменялись.

— А что мы положим в новый логотип?

— Давайте вы его как-то прикольно перерисуете…

И тут нестыковка. Вы поменялись, а что хотите отразить? Надо же показать то, кем вы стали не только в фирменном стиле, а во всем — в продукте, в коммуникации, в каналах коммуникации. Возможно, необходимо перестать ходить на какие-то мероприятия, потому что они понижают ваш статус как бренда или там нет тех, кто вам нужен. Возможно, необходим другой формат общения с аудиторией. И клиент отвечает: «Да! Мы уже ходим на другие мероприятия, а говорим с аудиторией по-старому и выглядим так же. При этом продукт у нас ультрасовременный». А вот такое частенько бывает — продукт бежит впереди бренда, только про это никто не думает.

Мы всегда задаем компании вопросы — кто ваша аудитория, кого вы хотели бы в качестве своей аудитории? Но самое интересное, когда аудитория рассказывает о бренде. Кто-то говорит, что продукт инновационный, кто-то — что застряли в десятилетней давности. А истина находится посередине: некоторые характеристики компании актуальны для рынка, а другие давно пора менять. Бывает, что компания теряет контакт с аудиторией, не осознает свое окружение. Тогда люди начинают посматривать на конкурентов и даже взаимодействовать с ними. В таких случаях перед компанией могут стоять следующие задачи:

  • выходить на новые рынки;
  • оставаться на своем месте и удерживать его;
  • завоевать свою аудиторию заново.

А можно обойтись без выделения ДНК?

Сейчас люди настолько насмотрены и восприимчивы к маркетинговым ходам, что считывают на раз наличие какого-то ключевого образа или нескольких ассоциаций с брендом, уникальным в коммуникации. Если это есть, то компания сильная, если нет — слабая. Отсутствие глубины бренда, пустой логотип — это нежизнеспособная компания. Предлагаю несколько тезисов, чтобы ответить на вопрос: «А можно ли обойтись без?».

ДНК — уникальная самоидентичность, которая сформулирована небанальными словами. «Лидеры по доступной цене», «Профи своего дела» — такие конструкции уже не работают. Необходимо найти и достать харизму, характер, самоценность, рассказать, кто вы наиболее необычным способом. Для этого нужно задавать особые вопросы особым образом. Частенько в ДНК ложатся какие-то слова, фразы собственника, которые есть только в его сознании и опыте и которые можно услышать только от него.

Пример образа бренда компании, оказывающей юридические услуги
Пример образа бренда компании, оказывающей юридические услуги

ДНК — это еще и способ выровнять осознание, понять, где ты работаешь и куда все движется. Сейчас все вращается на оси «свой-чужой». Темп изменений на рынке и в обществе такой, что можно за год потерять не просто одну ступень, а целый пролет, потом долго догонять. А можно напрячься, сделать шаг и оказаться на нужной позиции. ДНК помогает быть актуальными времени, то есть успешными.

Пример образа бренда автосалона
Пример образа бренда автосалона

ДНК работает и внутрь, в HR-бренд, помогает компании становиться более сплоченной. Грамотно сформулированная ДНК пронизывает все коммуникации, через нее сотрудникам можно и нужно транслировать ежедневные задачи, общение, строить работу целых подразделений. Когда сотрудники через ДНК вдруг понимают, что можно делать вот так, и будет вот такой результат. Особенно это видно, если человек взаимодействует с клиентами. Продажники часто говорят, что на них смотрят как на «впаривателей». Но вот, этот сотрудник по-другому рассказал о продукте, например, в «Альфа-Банке», не страховку продал, а спас семью Петровых. Клиенты видят, что им помогают и тогда спрашивают, что у вас есть еще — в таком случае выстраивается потрясающее общение. А бизнес получает дополнительный профит.

Классный продукт — колбаса «Дым Дымыч». На уровне рекламы — вареная колбаса со вкусом детства, когда вы с отцом ходили на рыбалку. И вот, ты вспоминаешь поход с отцом — чем там вообще пахло? Костер, наверное, папа какие-то травы в чай добавлял — а может гвоздики туда накинем? И вот, технологи начинают продукт придумывать, вдохновляясь ДНК бренда. Получается, ДНК работает во все стороны. Благодаря ДНК мы можем выстроить уникальную рецептуру, а потом кто-то клюнет на рекламу в телеке, на вкус детства, когда ты ходил с отцом на рыбалку. Он пришел, купил эту колбасу и почувствовал это на самом деле! Когда все коммуникации, реклама и сам продукт об одном, после такого опыта человек ни на что не променяет бренд.

Без банальностей: из чего складывается ДНК

ДНК — это белковая цепочка, предопределяющая вид, поведение, жизненный цикл, и даже то, когда должен включиться распад. Это глубинная штука, а значит, надо добираться до глубинных стратегий собственников и управленцев бизнеса, до глубинных стратегий потребителей. При этом, сама аудитория никогда это не сформулирует, для нее это будет просто базовая потребность, а нам уже надо копать — как встроен этот продукт в их жизнь, что это за люди, чем они живут.

Когда директор по маркетингу говорит, что они с собственником 20 лет бок о бок работают и он все про него, его взгляды на бизнес, цели и ценности знает и может говорить за него — нет, так не работает. Компании, наконец, начинают понимать, что есть 3 базовые вещи, которые во взаимодействии дают успех: стратегия собственника, топ-менеджеров и видение людей, работающих в полях. Мы помогаем собственнику получить инсайды, затем заземлить его видение при помощи опыта обычных сотрудников, которые мыслят другими категориями. Это сокращает разрыв между собственником и сотрудниками.

Сейчас большинство продуктов — это уже не про базовые человеческие потребности, это про ценностные вещи. То есть когда люди выбирают колбасу, они выбирают продукты питания. Но этот выбор делается исходя из очень интересных вещей:

  • какой бренд им нравится;
  • как они чувствуют себя с ним;
  • чувствуют ли они какую-то сопричастность к этому бренду;
  • какие они с этим брендом в глазах тех, кому они предложили это (на пикнике или застолье, например).

В этих нескольких пунктах скрываются цели, ценности, философия, позиционирование и даже эстетическое восприятие потребителя. Любой продукт сейчас несет социально-адаптивную или информационную функцию. Это уже не просто колбаса или йогурт, это информация о тебе, твоем окружении и твоем месте в мире. При формировании ДНК бренда важно учитывать и ментальность аудитории — не просто потребность в продукте, а то, зачем он нужен, что компенсируется этим продуктом? Скажем, бренд «Европласт» — казалось бы, очевидно, какую функцию в интерьере выполняет лепнина. Но нет, это уже не способ закрыть щель между стеной и полом. Теперь интерьерная лепнина и бренд «Европласт» — это возможность обычный ремонт превратить в способ выразить себя.

Немного про ценности и философию

Самые удобные и понятные примеры — люксовые бренды, модные дома. Chanel, Dior, Hermes, Chopard и многие другие. Они сохраняют свою аудиторию на протяжении десятилетий, несмотря на то, что меняются дизайнеры, топ-менеджеры и даже собственники. Есть что-то, что удерживает не только узкую ЦА, но и интерес широкой аудитории, которая никогда не станет потребителем этих брендов. Почему? Создатели когда-то очень точно сформулировали свои ценности и заложили их в ДНК. При этом, топ-менеджмент и состав дизайнеров меняется так, чтобы постоянно актуализировать ДНК. Эстетические ценности, которые сформулировал Кристиан Диор еще в 40-х годах прошлого века, поддерживаются и сейчас. Потребители и поклонники бренда разделяют эти же эстетические взгляды, для них важна не цена, а ценность. Они готовы переплатить за сумку не из-за функциональности, а ради эмоциональной связи, сопричастности к ценностям.

Уйдем из категории люкса и посмотрим на Adidas. Огромная аудитория бренда, которая разделяет философию и ценности создателей. Знаменитые три полоски — это не просто дизайнерское решение, а символ комфорта, свободы. Три полоски можно украсть, скопировать и перенести на другой бренд. Но скопировать ценности и философию невозможно. Спортивные брюки с лампасами любого другого бренда не будут транслировать ценности Adidas.

Пример из другого сегмента рынка — кофейни Starbucks с их концепцией третьего места. Напомню: есть дом, работа и третье место, где вы можете расслабиться, встречаться или просто заниматься тем, что любите. Все помнят, что в Starbucks мы ходили не столько ради кофе, сколько ради общения, настроения и атмосферы. Ценности, которые в случае с этим брендом всегда будут работать и привлекать аудиторию.

Стул занят, или что важно учесть при позиционировании

Интересная тема — сколько стоит позиционирование? На высококонкурентных рынках этот вопрос закрыт, вменяемые сегменты позиционирования уже разобраны. Широкий сегмент позиционирования — это выборка людей, у которых данный стереотип найдет отклик. «Бабушка в деревне с крынкой молока» — стереотип, который еще как-то работает. Это сегменты шаблонов внутри восприятия больших масс, которые формируют образы доверия. Вы просто пишете и изображаете это на этикетке, и у людей бессознательно возникают глубинные ассоциации доверия. У всех была бабушка, деревня и босоногое детство. На этикетке можно прочитать, что мы вообще-то покупаем молоко на фермах и готовим йогурты на огромном заводе. Но это настолько сильнейшая глубинная штука, что люди берут и покупают именно эту упаковку с молоком или кефиром.

Веселый молочник, бабушка в деревне, сарафаны, котики, пьющие молоко. Каждый сегмент можно измерить в деньгах, при этом, если ты пытаешься влезть в «котика, пьющего молоко», то там уже есть другой котяра, и, вот, ты уже меряешься котиками!

Сначала была конкуренция по продукту — вот, у меня мыло, а другого мыла нет. В 16-17 веках по продукту еще можно было конкурировать, например, самое лучшее мыло — вкуснее пахнет, мягкое, на руках меньше какого-нибудь осадка остается. Поконкурировали по продукту лет 300, потом все научились делать его круто и недорого. В 20 веке поняли, что надо конкурировать по сервису — маркетинг 4Р, потом 4С, сейчас уже 7P, дальше будет 8з… Котлеровская история. Тут вдруг появляются маркетплейсы, когда все приедет к тебе домой через 15 минут, причем не дороже. По цене конкурировать — тупик.

Теперь начинается: «Кто я с этим продуктом?». Coca-Cola с Pepsi давно влетели в такую конкуренцию:

  • мы одинаково стоим;
  • одинаково выглядим;
  • почти одинаковые на вкус.

Но почему я должен взять то или другое? Ты кто — Рождество или generation next? Они уже седлали разные образы позиционирования. История их соперничества — это яркие кейсы надпродуктового и надсервисного преимущества. Кстати, недавно зарубались с партнерским агентством на тему: «Что отражать в потребительской упаковке?». Они — дифференцироваться и все! Но как? Наш ответ — дифференцироваться в себя, в свою уникальную идентичность, в ДНК, найти ответ, кто вы вообще?

Пример «Карты карт», включает: карту видения компании, карту потребностей и жизни аудитории, карту конкурентного окружения и тренды
Пример «Карты карт», включает: карту видения компании, карту потребностей и жизни аудитории, карту конкурентного окружения и тренды
  • Достать стратегию собственников и не забыть про людей внутри компании.
  • Ни в коем случае нельзя полностью растворяться под запрос аудитории — можно потерять себя и вляпаться в чужое позиционирование.
  • Нельзя полностью строить все на дифференциации. Просто «я не такой» не дает понимания, что делать дальше.
  • ДНК — такой сложный интеллектуальный продукт, в котором при позиционировании важно учесть 4 карты: карта видения компании, карта потребностей и жизни аудитории, карта конкурентного окружения и тренды — куда движется отрасль и коммуникации. Если собрать все 4, то это позволяет объективировать реальность и перейти на следующий уровень. Чем дальше компания от объективизации, тем больше иллюзий, которые мешают развитию.

Вместо выводов еще раз про ребрендинг

Короткая история про важность ДНК. Правильный ребрендинг не пустышка, если он основан на фактах изменений в компании и отражает их. Крутой кейс — Pfizer. Раньше на их логотипе была таблетка, потом появилась спираль ДНК. Как компания сформулировала перемены на самом глубоком уровне? Теперь Pfizer — фармацевтическая наукоемкая компания, которая спасает миллионы жизней, отвечает на вызовы среды, а не шлепает таблетки. В ответ на мировые скандалы о том, что фармацевты на таблетках наживают прибыли, еще и вгоняя в зависимость людей, они сделали вакцину против ковида, одну из нескольких в мире. «Мы не торгуем таблетками, мы спасаем жизни, находя лучшие решения», — так компания транслирует свои цели и ценности. А еще, они оставили некую преемственность при смене логотипа и сделали классный ролик по изменениям в компании через новую айдентику и смысловые слоганы.

77
реклама
разместить
8 комментариев

Пфайзер спасает жизни... ради того, чтобы обезпечить себе прибыль на всё время жизни спасённого. Посадить его на свои таблетки. Ну это я так вижу.

1

Это ваше мнение, спасибо, что прочитали всю статью.

1

ДНК вообще тема интересная, пишите еще)

1

Спасибо, все по делу и без воды)

1

Не знал, что у Pfizer такой классный ребрендинг был!

1