Как замотивировать людей и развить IT-компанию в России

Идея возникает за считаные минуты. И кажется, что она изменит мир к лучшему. Но реализация идеи зачастую требует много сил, времени, нервов, денег, ресурсов и т. д. А это сложно. Однако других способов создать что-то великое просто нет.

Игорь Александрович Лушкин мечтал создать идеальное приложение для знакомств. Постепенно появилось желание сделать нечто большее — что-то, удовлетворяющее всем потребностям человека. Так появилась идея проекта SFERA — платформы, которая объединяет десятки различных уникальных сервисов (от мессенджера до приложений для знакомств, поиска работы, занятия спортом и опросников).

Игорь Лушкин рассказывает, как развить российский IT-стартап, собрать коллектив и привлечь инвесторов.

Люди

Силами одного человека не создать приложение. Необходимо нанять разработчиков, пиарщиков, дизайнеров и многих других специалистов. У создателя SFERA уникальный подход к этому вопросу. Помимо сотрудников, он привлекает волонтёров:

Есть 2 варианта привлечения сотрудников:

Нанимать готовых специалистов. Здесь хорошо работает сайт Linked.In и тот же HeadHunter. Но если вы берёте такого специалиста, то нужно понимать, что он обходится дороже, чем стоит на самом деле. Вы его переманиваете, соответственно, завышаете стоимость его работы. Есть откровенные фрилансеры и те, кто хотят ходить в офис. Не знаю, кто из них лучше, кто хуже, потому что тех, кто ходит регулярно и постоянно, сложно заставить работать сверх нормы. Они считают часы, больничные, отпускные и т.д. А фрилансеры, с одной стороны, работают ненормированно, а с другой — слабо контролируемы.

Нанимать новичков. Вы, конечно, получаете неопытного низкоквалифицированного сотрудника, но это даёт возможность "вырастить" идейного, преданного компании человека, который будет понимать её механизмы».

Поощрение

Сотрудник, будь он специалистом или новичком, не станет работать за "спасибо":

«Основная трудность заключается в том, что у тебя нет стабильности и инструментов влияния на людей. Когда ты платишь зарплату, всё очень просто: пока у человека есть заинтересованность, он будет что-то делать. Но тебе нужно не просто "что-то", а выполнение на качественном уровне. И здесь играют роль 3 вещи:

идея,

основатель,

атмосфера в коллективе.

Ну и конечно, это вопрос перспективы. Человек может выполнять свою работу бесплатно, но только какое-то время. В конечном счете он должен что-то получить. И это нормально».

Мотивация

Человек не будет трудиться даже за деньги, если есть сомнение в личности руководителя. Вдохновить сотрудников и волонтёров необходимо прежде всего своим примером:

«Руководитель должен работать больше, чем любой его подчинённый. Это может выражаться либо в трудочасах, либо в степени ответственности. Если сотрудник или волонтёр считает, что он делает много, а его начальник не делает ничего, то очень быстро теряет мотивацию. Возникает ощущение, что сотруднику это нужно больше. Руководитель должен замотивировать личным примером, и это для него большая нагрузка. Также важна и идея. Люди сплачиваются вокруг неё. Вопрос в том, как не потерять настрой. Здесь значительную роль играет командный дух. Если ты видишь, что человек слева работает по 12 часов, человек справа — по 13 часов, то работать 10 часов не хочется. И это начинается с лидера».

Инвестиции

На зарплаты сотрудникам и дивиденды волонтёрам нужны деньги, впрочем, как и на всё остальное. Стартап предполагает инвестиции:

«Способы привлечения инвестиций могут быть разными. Если вы уже не новичок, у вас есть какой-то опыт в бизнесе, предполагается некий круг знакомств, людей с деньгами. Соответственно, вы всегда можете предложить этим людям свою идею, свою концепцию. Это не означает, что нужно быть руководителем бизнеса: можно осуществлять продажи. Я занимался продажей строительного оборудования, был техническим консультантом и просто хорошо выполнял свою работу. Обзавёлся множеством знакомств среди руководителей строительных компаний. Прийти и попросить подрядную работу в принципе не составляло никакого труда. Второй вариант — это существующие стандартные механизмы привлечения инвестиций. Изначально, если у вас совсем нет денег, это краудфандинг, потом всякие IPO и т. д. И третий, банальный, способ — использовать банковские инструменты. Нужно понимать, что у вас должен быть чёткий, проработанный и понятный план, залог и обеспечительная база. Например, ваша квартира. Если вы не готовы рискнуть ей ради стартапа, то вам незачем в принципе идти в этот бизнес. Стартап — это риски. Вам должно нравиться жить в стрессе и кризисе».

Это лишь немногие механизмы управления, которые Игорь Лушкин использует для разработки и продвижения своего проекта. У него совершенно уникальный взгляд на работу IT-компании. Это позволяет ему успешно развивать и дополнять своё детище. На данный момент приложение SFERA находится в активной разработке. Релиз состоится в августе 2020 года.

1313
28 комментариев

Силами одного человека не создать приложениевсе сообщество indiehackers сейчас икнуло

10

Создать то, конечно,  можно, и одному, просто времени это займет гораздо больше. Идея проекта родилась в июле того года и только в августе 2020 года будет частичный релиз пре альфа версии. На данный момент команда включает в себя около 600 человек, которые в той или иной степени вовлечены в проект, на ранних стадиях эта цифра, конечно, была значительно ниже. Проект можно было бы и создать одному, конечно, но просто это заняло бы гораздо больше времени и еще меньше помощи от инвесторов, потому что им, как правило, нужен быстрый возврат вложений, а если бы проект растягивался на лет 5, то не думаю, что многие бы решились вкладываться. 

4

"Дивиденды волонтерам" - это действительно новое слово в практике трудовых отношений))
Увы, тема уникальности фаундера не раскрыта, но зато всем читателям понятно, что денег у проекта нет.
Тем не менее - удачи!)

5

С деньгами все гораздо быстрее делается! 
Этот проект будет отличным примером, как можно сделать крутой продукт с ограниченными ресурсами! 

5

Спасибо за вашу поддержку, Иван! Приятно, когда верят в проект! 

4

Мотивация и атмосфера в коллективе для меня на первом месте. Не смогу работать, если эмоциональная обстановка мешает основным обязанностям.

4

Полостью с вами согласны, Алена! Не зря в Европе очень большое внимание удаляется атмосфере в коллективе, Тим билдинги и все в этом роде. Это постепенно приходит и в Россию, но к сожалению еще не все осознают важность положительной атмосферы в коллективе.

3