Охота за единорогами: Секреты успеха бизнес-ангела Оскара Хартманна

Охота за единорогами: Секреты успеха бизнес-ангела Оскара Хартманна

Основные идеи и инсайты об индустрии бизнес-ангелов от серийного предпринимателя и инвестора, основатель KupiVIP и CarPrice, создателя сообщества бизнес-ангелов Оскара Хартманна ведущему подкаста - Михаилу Кучменту, сооснователю сети Hoff.

1. Масштабы и значимость индустрии

  • Бизнес-ангелы инвестируют в мире 50 млрд долларов в год.
  • Это 75% всех инвестиций на ранней стадии, в 3 раза больше, чем все венчурные фонды.
  • Примерно 1 миллион раз в год бизнес-ангелы говорят предпринимателям "да".
  • Бизнес-ангелы - основной драйвер предпринимательства во всем мире.

2. Личный опыт Оскара Хартманна

  • Сделал 130 инвестиций, из них 100 коммерческих.
  • Средний чек за последние 7 лет - около $350,000.
  • Из 100 коммерческих инвестиций: 2 стали "декакорнами" (оценка $10+ млрд), 12 - "единорогами" ($1+ млрд).
  • Около 30 инвестиций закончились полным банкротством.
  • Общая доходность портфеля - около 25% годовых.

3. Стратегия и подход к инвестированию

  • Фокус на поиск "единорогов" - компаний с потенциалом стать миллиардными.
  • Важен "Power Law" - очень маленький процент инвестиций делает очень большие иксы возврата.
  • Минимальный портфель для бизнес-ангела - 30 компаний.
  • Оскар делит инвестиции на "для ширины" и "для глубины" (стратегические). "Для ширины" - это инвестиции в различные сферы, где он не обязательно глубоко разбирается, но видит потенциал. Например, инвестиции в фонды, специализирующиеся на конкретных технологиях. "Для глубины" - это стратегические инвестиции в области, где у Оскара есть экспертиза. Здесь он глубоко вовлекается в проекты и может принести значительную пользу своим опытом.
  • Скорость принятия решений - ключевое преимущество перед фондами. Может принять решение и перевести деньги в тот же день.

4. Критерии отбора проектов

  • Потенциал стать миллиардной компанией.
  • "Поезд должен уже ехать" - наличие выручки, клиентов, команды.
  • Важна "логика историй" основателя - насколько он мотивирован и готов преодолевать трудности.

5. Работа с портфельными компаниями

  • Стремится быть "founder-friendly", не создавать искусственных препятствий.
  • Не фокусируется на защите от рисков через сложные юридические конструкции.
  • Готов терять в 5% случаев, чтобы не усложнять жизнь остальным 95%.

6. Выходы из инвестиций

  • У Оскара было 37 выходов за карьеру.
  • Сейчас в портфеле около 75 компаний.
  • Главный KPI - количество лет в игре, а не быстрая доходность.

7. Ошибки и уроки

  • Главная ошибка - продажа доли в Ozon за $3 млн (сейчас стоила бы $300+ млн).
  • Важно не поддаваться FOMO (страху упущенных возможностей).
  • Нужно учиться на ошибках и постоянно улучшать качество решений.

8. Сообщество бизнес-ангелов

  • Оскар создал глобальное сообщество топовых бизнес-ангелов.
  • Участники "скидываются" акциями единорогов в общий пул.
  • Это повышает ликвидность, так как инвесторы получают доступ к частичной доле во множестве компаний, а не только в тех, где они напрямую инвестировали.Снижает риски для каждого участника за счет диверсификации портфеля.Позволяет бизнес-ангелам "усреднить" свои успехи и неудачи, что особенно важно в мире, где успех часто определяется несколькими "выстрелившими" компаниями.

9. Тренды в индустрии

  • Компании дольше остаются частными, позже выходят на IPO.
  • Это создает проблему ликвидности для ранних инвесторов.
  • Растет значимость вторичного рынка для продажи долей

10. Советы начинающим

  • Изучить 200 когнитивных искажений, чтобы принимать более рациональные решения. Это помогает избежать типичных ошибок в инвестировании, связанных с психологическими факторами. Например, "confirmation bias" (склонность искать подтверждение своим идеям) может привести к неверной оценке потенциала стартапа. Понимание этих искажений помогает инвестору быть более объективным и принимать решения на основе фактов, а не эмоций. Это особенно важно в мире стартапов, где часто приходится действовать в условиях неопределенности и ограниченной информации
  • Важно регулярно инвестировать, а не пытаться угадать рынок.
  • Фокусироваться на своих сильных сторонах и зонах компетенции.

11. Личная философия

  • Стремление создать 50 "бизнес-единорогов" и 50 "жизненных единорогов" (уникальных опытов).
  • Важность оптимизма и сторителлинга в бизнесе. Оскар утверждает, что наша жизнь сильно зависит от историй, которые мы рассказываем и как мы их рассказываем. Сторителлинг важен во всех аспектах бизнеса: от презентации идеи инвесторам до мотивации команды и общения с клиентами. Хорошие истории работают лучше, чем сухие факты и статистика, так как люди лучше воспринимают и запоминают информацию через истории. Умение рассказывать истории помогает создавать эмоциональную связь с аудиторией, что критически важно для привлечения инвестиций, партнеров и клиентов. При оценке стартапов Оскар обращает внимание на то, как основатели рассказывают свою историю и историю компании. Он ищет предпринимателей, которые могут убедительно и оптимистично представить свое видение будущего.
  • Постоянное обучение и расширение кругозора

Цитаты Оскара Хартманна

"Если у тебя нет единорога, всё остальное не имеет значения."

"Быть инвестором-параноиком - это плохая идея."

"Я наделал все ошибки, которые можно. Моя зона гения она вот такая узкая, а мир такой широкий."

"Скорость - мое единственное конкурентное преимущество."

"Лучше 100 раз доверить и 100 раз ошибиться, чем быть недоверчивым человеком."

"Я архитектор сообщества, в котором я буду жить и делать инвестиции."

***

Надеюсь, данная выжимка была Вам полезна!

Подписывайтесь на наш канал, если хотите получать выжимки из бизнес-разборов предпринимателей нового поколения).

66
1 комментарий

Оскар Хартманн просто потрясающий! Его нестандартный подход к поиску перспективных стартапов и стратегическая поддержка основателей впечатляют. Вдохновляюще и познавательно!

Ответить