Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

И не нашёл. Зато вместо маркетологов мы встретили «маркетологов», негативным опытом работы с которыми и хотим поделиться с помощью этой статьи. Не наступайте на наши грабли.

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

Меня зовут Евгений Архипов, и я сооснователь клинингового сервиса Qweep. У истории, которую вы прочитаете ниже, есть две цели: поделиться опытом из категории «как делать не надо» и… впрочем, обо всем по порядку.

В перспективный стартап требуется маркетолог

Дано: компания, которая хочет продвигать свои услуги на рынке Москвы (первый этап). Специфика — продвижение в онлайне.

Задачи, которые «горели» на тот момент:

  • Провести первичный анализ рынка на предмет списка компаний в этой сфере услуг, изучить их ценовую политику, наборы опций, конкурентные преимущества, лояльность и так далее. Одним словом, полноценный аудит с последующими рекомендациями.
  • Провести полный аудит сайта. Ведь маркетинг — это про продажу в целом, а на этот процесс влияет целый ряд факторов, в том числе наличие определенных страниц, кнопок и прочее. Вплоть до цветовой палитры, которая может как вызывать отторжение, так и, наоборот, создавать приятное впечатление у посетителя.

После получения результатов от вышеуказанных действий мы планировали внести необходимые правки на сайте, а уже после этого начать полноценную работу с SMM.

Примечание для маркетологов, которые читают эту статью. Я считаю, что перед вами — идеальная задача. Дается возможность с «чистого листа» зайти в проект (ничего ни за кем не переделывать, Карл!), провести анализ, построить стратегию и показать свой реальный уровень профессионализма в виде хороших результатов. Это, блин, прекрасный кейс в свое портфолио!

В теории все было просто и понятно: найти специалиста — заплатить ему — получить результат — начать плодотворное сотрудничество, которое будет длиться столько, сколько будет существовать наша компания. Но наши «влажные фантазии» были разбиты о быт сурового маркетингового ***изма (реализма, конечно же, а вы что подумали?)

Как мы сменили несколько подрядчиков и что из этого вышло

Оставим в стороне огромное количество безрезультатных собеседований («специалистов» мы увидели столько, что вспоминать это не хочется). Перейдем к тем, кто прошел этот поистине печальный этап и попал в тройку лидеров.

Одинокий волк

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

Под номером один у нас идет специалист, который был найден на hh.ru, — единственный из всех соискателей, который попытался провести хоть какой-то анализ исследования рынка (правда, довольно поверхностно). Мы предложили ему работу в штате компании, но получили отказ: его не устроила ни зарплата, ни то, что за результат надо было отвечать перед руководством ежемесячно. Фриланс такой фриланс.

Примечание. Сразу уточню, что размер платы за труд был вполне «в рынке», купить за три копейки специалиста экстра-класса мы не пытаемся и отлично пониманием, что опыт стоит денег.

Один в поле не воин? Ладно, поищем команду!

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

И она нашлась — молодая команда из Минска, которая сильно запала нам в душу на начальном этапе работы. В качестве теста ребята самостоятельно предложили использовать квиз, мы согласились, и… начали появляться клиенты! Правда, совсем немного.

И буквально сразу же эти «специалисты» забили на все остальные наши запросы и перестали предлагать варианты продвижения. Результат — поток клиентов начал иссякать, новых решений не было, но фиксированная оплата за услуги команды маркетологов оставалась. Наши просьбы проявить какую-либо активность результатов не принесли, а попытка доказать, что не квизом единым (тем более, это все же точно не целевая модель нашей работы), была проигнорирована.

— Эй, парни, результаты вашей работы все хуже, и вы не делаете то, о чем мы договаривались!

— Но мы же стараемся (на самом деле нет), платите нам деньги!

Главное — продать свои услуги, а что будет потом — дело десятое!

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

Третья попытка, финальная на этот момент. Последняя команда поражала воображение, сразу формируя мнение — вот же они, профи!

Яркое портфолио, красивая легенда, специалисты разных направлений и уровней компетенции. О, эти ребята умели «вешать лапшу» клиентам, с ходу предложив нам необычный (для нас) канал привлечения клиентов с использованием соцсетей. К сожалению, все остальное пошло по накатанному сценарию — типовые неработающие инструменты, отсутствие желания отрабатывать полученные деньги… Короче, типичное «Утром деньги — вечером стулья!»

Маркетологи «на час»

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

Точнее, на пару месяцев — вот к какому выводу мы пришли на базе наших эпикфейлов с парнями из мира маркетинга.

У всех одна и та же легенда, одни и те же фразы про воронки и тестовый период… Они показывают свои «работы», где лиды стоят копейки, где работа велась с самыми крупными мировыми брендами и звездами…

Но на практике в лучшем случае есть одно (если повезет) «нестандартное» решение и много шаблонных инструментов, которые позволяют работать по технике ИМБУРДЭ* не покладая рук, точнее, не вынимая их из кошелька заказчиков.

*ИМБУРДЭ — имитация бурной деятельности, популярный инструмент социальной инженерии, с помощью которого дилетанты от маркетинга пытаются доказать заказчику, что они профессионалы высокого уровня. В зависимости от опыта использования и доверчивости клиента, «вешать лапшу» можно от одного до нескольких месяцев.

Но ведь мы хотим купить результат и готовы платить за него и сотрудничать долго, а не разово! А именно на это — на результат — всем глубоко наплевать. «Пусть работают с KPI, и пусть от этого будет зависеть их оплата» — этот совет от наших более опытных товарищей тоже не очень работает. Почему?

Многие из соискателей были готовы работать с KPI, но, конечно же, только после «тестового» этапа длиной в пару месяцев, естественно, с фиксированной оплатой. За эти 60 дней снимаются сливки, после чего клиенту можно махнуть рукой и пойти искать следующего. Компаний в России много — схема работать будет долго.

Никто из тех «специалистов», с которыми мы общались, не горел желанием работать вдолгую. Все хотели получить аванс здесь и сейчас, а дальше — «проблемы индейцев шерифа не волнуют». Мы же привыкли работать по другому принципу, выстраивая долгие и порядочные отношения с нашими клиентами (кстати, об этом можно почитать в статье «Как мы запустили клининговый бизнес перед началом пандемии, и что из этого вышло»).

Зачем этот текст на vc.ru?

Как я писал в начале статьи, задачи у этой статьи две. Первая — поделиться негативным опытом. Названия компаний писать смысла нет, потому что имя им легион, главное — понять, как именно вам будут вешать лапшу на уши и избежать этого на старте.

Вторая — мы все еще ищем маркетологов, которые помогут продвижению клинингового осервиса qweep.ru. Только — реальных маркетологов, парни. Если вы в строках выше нашли какие-то элементы описания собственных методов работы — просто нам не пишите, ок?

А вот письма от специалистов, которые действительно смогут помочь, смело бросайте прямо в office@qweep.ru.

1010
36 комментариев

Успехов с поиском спеца! Сам часто с псевдомастерами сталкивался, бесят

5
Ответить

Спасибо! Это действительно частая ситуация, как я понимаю.

Ответить

Хочешь сделать хорошо, сделай сам. 

3
Ответить

Я тоже очень люблю это выражение, и долгое время я применял его постоянно и ко всему, но в последнее время начал задумываться: "А действительно ли это хорошая стратегия?" – но пока так и не пришёл к ответу.

Если есть желание развиваться, мне кажется, нужно учиться делегировать, иначе можно просто задавить себя задачами, и на долгое время зависнуть без роста на одном уровне.

Ответить

«Кто, если не я?» 😂

Ответить

Обычно, такие компании называют "в рынке" - 20-25к за специалиста из Мусохранска и не понимают что маркетинг под Москву только по бюджетам будет в районе 50к. 

2
Ответить

 маркетинг под Москву только по бюджетам будет в районе 50к

Звучит забавно.

3
Ответить