Как собрать базу контактов без проблем с законом

Как собрать базу контактов без проблем с законом

Привет! На связи отдел маркетинга и PR enKod :)

Cбор базы – это процесс получения контактных данных клиентов и пополнения ими своей базы. Это могут быть, например, только имена и email-адреса, или же более полная информация: имя, возраст, пол, город проживания и даже хобби. Бизнесу эти данные нужны для понимания портрета своих клиентов и разработки более точечной маркетинговой стратегии.

Сразу оговоримся, что в этой статье будут рассматриваться легальные способы сбора базы, основные шаги и рекомендации. Мы уверены, что купленные базы ведут к провалу маркетинговых кампаний и другим рискам.

Почему не стоить покупать готовую базу?

В Российской Федерации нет такого закона, в котором бы говорилось: «Не покупайте готовые базы». Но почему же тогда покупка базы – незаконно? Как минимум потому, что это незаконная обработка персональных данных, так ещё и с целью отправки рекламной рассылки людям без их согласия. А это регулируется следующими законами:

1. Федеральный закон «О персональных данных» (ФЗ №152-ФЗ)

Как покупка базы нарушает этот закон?

  • Отсутствие согласия. Покупка базы контактов обычно не предполагает, что субъекты данных (люди, чьи контакты в базе) дали свое согласие на передачу их данных третьим лицам.
  • Незаконная обработка. Использование данных из купленной базы без ведома и согласия субъектов данных считается незаконной обработкой.

Какие последствия при нарушении?

Штрафы для организаций могут достигать до 700 тыс. рублей согласно ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ с 23 декабря 2023 года.

2. Федеральный закон «О рекламе» (ФЗ №38-ФЗ)

Как покупка базы нарушает этот закон?

  • Спам. Рассылка рекламных материалов по адресам из купленной базы без предварительного согласия абонентов является спамом.

Какие последствия при нарушении?

Штрафы для организаций могут достигать до 1 млн. рублей согласно ч.4.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Помимо больших штрафов, купленные базы могут стать причиной попадания в спам-ловушки и блокировки почтового домена. Так рассылки становятся неэффективными, а компания теряет репутацию в глазах клиента =(

Как легально собрать базу контактов?

Итак, чтобы собрать базу контактов без проблем с законом и потери репутации, выполните следующие шаги:

1. Получите согласие на получение рассылки (opt-in)

Это самый важный аспект законного сбора базы контактов — получить явное согласие от пользователей на обработку их данных.

Для этого нужны:

  • Формы подписки. Предоставьте пользователю возможность самостоятельно подписаться на рассылку, используя всплывающие окна (pop-ups) или формы на сайте. Их можно создавать в сервисах для рассылки, например, в CDP-платформе enKod.
Пример формы подписки 
Пример формы подписки 
  • Двойное подтверждение (double opt-in). Настройте рассылку с просьбой подтвердить желание получать рассылку, которую пользователь получит сразу после подписки. Этот дополнительный шаг позволит убедиться в желании пользователя получать рассылки от вас.

2. Сохраняйте прозрачность

При сборе данных информируйте пользователей, как и для каких целей будут использоваться их данные. Разместите рядом с кнопкой подписки на рассылку ссылку на «Политику конфиденциальности» – документ, описывающий способы сбора, использования и защиты пользовательских данных.

3. Собирайте только важное

Собирайте только те данные, которые действительно планируете использовать для маркетинговых целей. Не нужны данные, собранные «на всякий случай». Это не только уменьшает риск нарушения закона, но и повышает конверсию в подписку и доверие пользователей.

4. Уважайте права пользователей

Обязательно давайте пользователям возможность отписаться. Каждая email-рассылка должна содержать ссылку для лёгкой и быстрой отписки без ввода пароля и подтверждений. Это не только ради приличия, но и требование почтовых провайдеров

Подробнее с особенностями способов сбора контактов прочитайте в нашей статье.

Что ещё стоит учесть?

В заключение несколько советов, которые будут полезны при сборе базы контактов:

  • Будьте честны с подписчиками и не используйте уловки для получения их данных. Честная коммуникация укрепляет доверие и лояльность.
  • Периодически очищайте базу и удаляйте неактивные контакты, чтобы повысить активность пользователей и не попадать в спам.
  • Убедитесь, что доступ к базе клиентов есть только у ответственных сотрудников. И все сотрудники, работающие с данными, знают законы и правила обработки персональных данных.

Желаем успехов! :)

1414
55
3 комментария

Расскажите еще как хранить эти данные, что для этого нужно

1
Ответить
Автор

Обязательно напишем об этом в следующих статях! 💜

1
Ответить
Автор

Илья, добрый день!
Обещанная статья про хранение данных уже на нашем блоге :)

https://vc.ru/marketing/1433526-gde-i-kak-hranit-sobrannye-dannye-o-klientah-prakticheskoe-rukovodstvo

Ответить