Сервисы такси и незрячие: повезет, не повезет

Получится ли вызвать такси, если ты не видишь? Делимся результатами исследования по доступности сайтов и приложений для незрячих пользователей.

В сервисах такси важным для людей с инвалидностью является как сайт, так и мобильное приложение. Незрячие тестировщики при оценке сервисов некоторых компаний столкнулись с неожиданным фактом: нет возможности вызвать такси напрямую с сайта при хорошей адаптированности его в целом. С какой целью в данном случае служит сайт, оказалось не очень понятным. Артем Плаксин, незрячий веб-разработчик Everland, предполагает, что такое решение компании может быть связано с желанием перенаправить трафик на мобильные приложения.

Исследование сервисов такси на доступность для программ экранного доступа (скринридеров) проводилось командой незрячих тестировщиков инклюзивного проекта Everland совместно с порталом «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Ранее мы писали о доступности сервисов государственных услуг и мобильных операторов.

Тестировщики проверяли на доступность для скринридеров (программ экранного доступа) основную версию сайта, а также мобильные приложения на iOS и Android.

Тестировали основные моменты, которые обычно выполняет пользователь, желающий вызвать такси:

  • Ввод данных о маршруте (откуда и куда ехать, тариф, дополнительные опции).

  • Оформление заказа с учетом поля комментария для водителя.
  • Отслеживание информации о закрепленной за заказом машине (ФИО, номер, цвет, марка автомобиля, сколько времени осталось ждать).

  • Отмена заказа.

Доступность шести популярных сервисов оценивалась в пятибалльном диапазоне, где 1 — наименьшая степень доступности, а 5 — наивысшая.

Результаты проверки мы отобразили в таблице.

Everland
Everland

Такси «Ситимобил»

В целом, по совокупности состояния сайта и мобильных приложений, доступность оценена как низкая.

Нет возможности сделать заказ такси через основной сайт. Доступность мобильных приложений снижается из-за того, что многие кнопки не подписаны.

Артем Плаксин добавляет, что проверка сервисов такси проводилась полгода назад — исследование было длительным из-за большого количества сфер и сервисов. Сейчас ухудшилась доступность приложения «Ситимобил» для iOS. Незрячему клиенту недоступна информация о стоимости поездки до тех пор, пока эту сумму не спишут с карты.

Gett

В целом доступность оценена как ниже среднего, несмотря хорошие оценки приложений.

В исследовании проверялась основная версия сайта: незрячий человек не сможет вызвать такси через сайт.

А вот приложения в этом смысле работают довольно хорошо: можно сделать заказ, кроме того, в приложении для iOS можно оставить комментарий для водителя, есть несколько уже сформированных шаблонов. Но иногда контент приложения становится недоступным для скринридера. Приходится либо перезагружать VoiceOver, либо принудительно закрывать приложение через менеджер открытых приложений.

В версии для Android есть неподписанные кнопки или они имеют текстовую метку на английском. Иногда в русских словах встречаются английские символы.

Uber

В целом, по совокупности состояния сайта и приложений, доступность оценена как средняя.

На сайте можно сделать заказ, хотя и проблематично выбрать место посадки и назначения. С отменой поездки не возникает проблем.

В приложении для Android очень много неподписанных кнопок, поэтому незрячий человек сможет вызвать такси с большим трудом.

В приложении для iOS можно оставить комментарий водителю и выбрать способ оплаты. Здесь возникают проблемы, если необходимо отказаться от поездки: не всегда нажимается кнопка отмены заказа.

Яндекс.Такси

В целом доступность оценена как средняя.

На сайте можно сделать заказ, хотя проблематично указать начальную и конечную точки маршрута.

В приложении для Android также можно сделать заказ, но мешает неустойчивый фокус скринридера. А вот в приложении для iOS незрячему пользователю сложно разобраться без помощи зрячего человека, так как многие кнопки не подписаны.

Артем Плаксин уточняет, что поскольку исследование было длительным, проверка сервисов такси проводилась полгода назад. Тогда приложение Android у Яндекс.Такси было более доступным. Точечная проверка показала, что сейчас доступность примерно на том же уровне, что и приложение для iOS. Пользоваться можно, но не очень удобно, оно сильно тормозит.

Такси «Везёт»

В целом доступность сервиса оценена как средняя.

На сайте можно без проблем оформить заказ, отследить машину и отменить поездку. Возникают сложности при вводе адреса. В приложениях также можно оформить заказ такси, однако в приложении для Android текстовый курсор постоянно перемещается и сложно редактировать адреса. В приложении для iOS не подписана кнопка оплаты. Также в нем нельзя оставить комментарий водителю.

Такси «Максим»

Доступность сервиса в целом оценена как высокая.

Незрячий человек сможет спокойно воспользоваться и сайтом компании, и мобильными приложениями.

Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью отмечает, что с точки зрения получения услуги, заказы людей с ограниченными возможностями здоровья почти ничем не отличаются от обычных. В приложении и на сайте можно добавить комментарии к заказу: требуется помощь водителя, нужно место для инвалидной коляски и так далее.

Что касается адаптации сайта и мобильных приложений, ее начали делать, как только разработчики ПО почувствовали — есть спрос, такая функция уже востребована.

Наши тестировщики и разработчики включали режим для слабовидящих в смартфоне и проверяли все сами. Необходимо было убедиться в том, что озвучивается каждый элемент. И если находили неозвученный, исправляли и снова проверяли.

Основные проблемы в сфере служб такси, которые выделили незрячие тестировщики проекта Everland:

  • На сайте части организаций при высокой доступности отдельных опций не выполняется ключевая — сам заказ такси.
  • Сложно выбрать необходимый тариф.
  • Сложно указать точку начала и окончания маршрута (не всегда есть альтернатива карте, на которой необходимо поставить точку).

Добавим также, что важно не только обеспечить доступность онлайн-сервисов организации, но и объяснить водителям основы общения с людьми, имеющими нарушения зрения. Бывают случаи, когда водитель пугается необычного пассажира и уезжает, не выполнив заказ.

А вот что говорят сами пользователи приложений:

Незрячий студент Даниил Захаров пользуется приложением Яндекс.Такси на iOS:

«У меня не возникало проблем с приложением. Впрочем, я не так часто вызываю такси. Когда приходится, то указываю в комментарии, что не вижу. Что касается подачи транспорта и его поиска, то либо меня провожал кто-то из зрячих, либо такси подъезжало прямо к подъезду».

Общественный деятель и ведущий youtube-канала «Жизнь в темноте» Иван Ерхов, который потерял зрение несколько лет назад, наоборот, часто ездит на такси. Он пользуется услугами трех операторов: Uber, Яндекс.Такси и «Ситимобил», а вызывает такси с помощью приложений на iOS. На взгляд Ивана, у мобильных приложений Uber и «Яндекс.Такси» совпадают плюсы и минусы. Из хорошего: в обоих приложениях теперь хорошо видна разметка на тарифы «Эконом», «Комфорт» и «Бизнес». Однако нельзя сразу увидеть, какой будет стоимость поездки.

«Чаще пользуюсь «Яндексом». Мне нравится, как там налажена работа службы поддержки. Если возникают проблемы, компания идет навстречу и дает скидку на следующую поездку или вовсе возвращает деньги».

Блогер также отмечает, что приложение «Ситимобил» доступно, но в нем сложно попасть на необходимую пользователю область, курсор постоянно перемещается, и из-за этого приложение работает медленнее.

66
реклама
разместить
3 комментария

Комментарий недоступен

Видимо, вы приняли Everland за некую программу. Это не программа, это инклюзивный проект, команда которого проверяла сайты и мобильные приложения компаний такси на доступность для программ экранного доступа (скринридеров). Этим занимались незрячие тестировщики, имеющие опыт в адаптации сайтов и приложений. 

Тест проводили для всех перечисленных вами операционных систем. Использовали программы экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android. И также интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome.

Информация обо всём исследовании - https://specialviewportal.ru/study