Государственные сервисы и незрячие: nedoma вас удержит дома

Незрячие тестировщики проверили на доступность востребованные государственные онлайн-сервисы.

За последние 10 лет сектор услуг государственных организаций успел не только переместиться в интернет, но и наладить процессы, а также существенно расширить аудиторию. Например, количество авторизованных пользователей с момента запуска портала «Госуслуги» в 2010 году выросло с 90 тысяч до 62 млн человек на конец 2019 года. Зарегистрированных пользователей на тот момент было почти в два раза больше — 100 млн человек.

Самоизоляция, карантинные меры увеличили нагрузку на онлайн-сервисы в разы. Сегодня пользоваться ими вынуждены все — включая людей с различной инвалидностью и, в частности, с ограничением по зрению. При этом, если в семье нет зрячего родственника, справляться с задачами приходится самостоятельно.

В этой связи крайне своевременным выглядит исследование, проведенное по инициативе БФ «Искусство, наука и спорт» и программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» совместно с инклюзивным проектом Everland. В рамках исследования незрячие тестировщики компаний проверили 78 организаций из 15 сфер услуг на доступность их сайтов и мобильных приложений для людей со слепотой.

Объекты тестирования

В рамках тестирования были выбраны сайты четырех государственных сервисов — Федеральной налоговой службы (ФНС), Портала государственных услуг РФ (Госуслуги) и Роспортебнадзора.

Также в список для тестирования был включен сервис nedoma.mos.ru, до недавних пор актуальный в связи с ситуацией с COVID-19 в столичном регионе и с требованием правительства Москвы и Московской области получать специальные пропуска для передвижений на общественном и личном транспорте.

Предмет тестирования и задачи

Тестирование проводилось для основного сайта — информационной и закрытой части личного кабинета, а также мобильных приложений на iOS и Android.

Артем Плаксин, незрячий веб-разработчик Everland и куратор исследования, формулирует задачи, стоявшие перед тестировщиками, следующим образом: прочесть документы и важную информацию, зарегистрироваться и получить доступ к личному кабинету, из личного кабинета совершить какие-то действия, например, подать заявления, направить информацию, заказать услугу. То есть, тестировщики проверяли, может ли незрячий человек самостоятельно защитить свои права и взаимодействовать с разными государственными органами в том же объеме, как и любой другой человек.

В целом доступность ресурсов, выбранных в рамках оценки государственных учреждений, оказалась достаточно высокой — выше среднего. Однако мы обнаружили документы в формате pdf, надо понимать, что они недоступны для незрячих людей. И это, конечно, критичный фактор, снижающий доступность сайтов и услуг

Артём Плаксин, незрячий веб-разработчик Everland

Оценка доступности проводилась по критериям от 1 до 5, где 1 — низкая доступность, а 5 — высокая степень доступности.

Отдельно следует отметить, что на ресурсах ФНС были протестированы три основных раздела: личный кабинет для физлиц, ИП и самозанятых.

Что касается Роспотребнадзора, у данного ведомства нет мобильных приложений, только веб-сайт, который хорошо доступен при работе с компьютера и практически недоступен для незрячего человека при обращении с мобильного телефона.

Everland
Everland

Госуслуги

Все ресурсы — сайт, мобильные версии для Android и iOS получили высшие оценки. Тестировщики охарактеризовали доступность как практически идеальную для всех устройств.

ФНС

Доступность сайта тестировщики оценили в 5 баллов. А вот версии для Android и iOS набрали 3,75 и 4,25 соответственно. Хотя основная информация в разделах присутствует и доступна для редактирования, сама структура мобильных приложений не адаптирована для людей с ограниченными возможностями по зрению. В мобильных версиях присутствует множество неподписанных кнопок и флажков. Для регистрации в качестве самозанятого требуется смотреть в камеру, что физически не может сделать слепой человек.

Вывод: для сервиса ФНС требуется адаптация мобильных приложений, как технической, так и со стороны механизма взаимодействия с пользователем.

Роспотребнадзор

Сайт Роспотребнадзора получил оценку 4,33 балла: на основном и региональных сайтах Роспотребнадзора возможен поиск информации, однако полностью недоступны документы, выложенные в PDF-формате.

Отдельно в этом перечне стоит сайт nedoma.mos.ru для заказа пропусков для передвижения по Москве и Московской области, которым до снятия ограничений вынуждены были пользоваться жители московского региона — он оказался полностью недоступным для людей с ограничением по зрению — тестировщики не смогли заказать пропуск. Это значит, что люди с инвалидностью в довольно непростой ситуации оказались полностью незащищенными.

Выявленные сложности:

  • Не удалось выбрать дату начала действия — это действие практически не доступно для скринридеров.

  • Многие элементы в форме для получения пропуска были кликабельны, а некоторые писались обычным текстом. Тип пропуска можно было выбрать, однако сделать это было крайне сложно: проверять, можно нажать на пункт или нет, приходилось методом тыка.

  • При перемещении стрелкам «вверх» и «вниз» фокус сильно скакал по форме, стрелкой «вниз» можно пролистать описание всех возможных вариантов документа, удостоверяющего личность, а стрелка «вверх» пропускала всю эту информацию, возвращая на поле «Тип документа».

На запрос по поводу недоступности для незрячих сервиса получения пропусков, поступил формальный ответ, что в случае, если государственная услуга не предоставляется в электронном виде, нужно обратиться в ответственный за её предоставление орган исполнительной власти. Однако в силу введенных на тот момент ограничений и отсутствия конкретики сделать это было невозможно.
Ответов на запросы из остальных перечисленных госструктур не поступило.

На что важно обращать внимание при адаптации сайтов для незрячих

Не нужно делать отдельный сайт или его версию для незрячих пользователей — технологии веб-разработки шагнули вперед и сделали возможной адаптацию основной версии сайта. Обычно на специализированных версиях находится урезанная или устаревшая информация.

Весь важный контент нужно делать адаптированным для людей с разными видами инвалидности:· важный ролик должен содержать и закадровый текст, чтобы с ним могли ознакомиться незрячие граждане, и субтитры, сурдоперевод или текстовую информацию, чтобы контент был доступен людям с ограничениями по слуху;· документы не должны быть в виде изображений или в pdf — незрячие люди не смогут с ними ознакомиться.·

Временные промежутки для подтверждения регистраций с помощью sms должны быть достаточными, чтобы человек с ограничениями моторики или зрения смог найти и ввести информацию.· Если вы оставляете возможность связи с учреждением или службой только с помощью голоса — по телефону, вы лишаете людей с ограничениями по слуху и речи возможности получить услугу.·

Обязательно тщательно проверяйте доступность форм для скринридеров — незрячие люди имеют право пользоваться всеми сервисами, как и любой другой гражданин.Важно: для тестирования сервисов на доступность для людей с ограничениями по зрению рекомендуется привлекать незрячих пользователей. Ни один зрячий тестировщик или автоматизированное тестирование без участия человека не сделают сервис доступным для этой категории людей.

55
Начать дискуссию