Нейросети все-таки пузырь? Разбираемся анализируя исторические параллели

Технологические компании стали драйверами обвала рынка в понедельник. Колоссальные затраты на развитие ИИ, порождают вопросы инвесторов: Когда будет прибыль? На то, что разработчики отвечают: лет через 10-15, и уже слышны заявления о лопнувшем пузыре. Давайте на основе железнодорожной мании в XIX веке, краха доткомов конца XX и других обвалов фондового рынка, попробуем спрогнозировать развитие событий.

Рыночные пузыри периодически лопаются со времен тюльпаномании, но можно ли считать рынок таким ИИ? Как известно: все уже когда-то было и надо просто найти наиболее похожие случаи в истории.

  • Огромные финансовые вливания;
  • Сфера неизвестности, в которую входит поток инвестиций;
  • Неопределенность с объемами и сроками предполагаемой прибыли.

Железнодорожная мания

Есть несколько историй, наиболее соответствующих этим параметрам. По хронологии первая из них - железнодорожная мания . Новый, доселе невиданный, экономический сектор, казавшийся тогда чудом. Чтобы представить этот объем мании, оцените несколько цифр: конец 1845 года, в Англии. было зарегистрировано от 1112 до 1428 ж/д компаний, которые планировали инвестировать от 350 до 700 млн фунтов!

Следствием становится то, что не все ж/д ветки прибыльны (все так же зависит от направления), да и строительство в разных местах происходит по-разному. Одно дело тянуть ветку в пределах нормы, другое — в болотистой или пограничной местности.

В общем пузырь лопнул, но в отличии от большинства других-принес ощутимую пользу. Хотя в Британии появилась система железных дорог, и стояло больше условий, чем первоначально, но появилась

Telegraph

Изобретение телеграфа, пожалуй, можно сравнить с появлением интернета. А вот его внедрение в повседневную жизнь отдаленно напоминает развитие генеративных нейросетей.

Контактный телеграф используется для связи между правительственными структурами и крупными предприятиями в пределах одного города и не позволяет получить средства получения прибыли. Представить себе в то время, что надо между городами поставить телеграфные столбы и натянуть кабель, это могло бы быть только безумием или гением.

Однако с развитием железнодорожной сети в США остро встал вопрос о расписании движения и его соблюдении. Некоторые магнаты начали распространять телеграфные сети вдоль ж/д веток. Разве не видно, как нынешние процессы флагманы встраивают ИИ в свои исходные продукты?

Нейросети все-таки пузырь? Разбираемся анализируя исторические параллели

С появлением телеграфа на ж/д станции люди получили доступ к этой диковинке. Но во время Гражданской войны между Севером и Югом телеграф был убыточен и рассматривался как побочный продукт, обеспечивающий соблюдение запланированного движения.

после Гражданской войны телеграф начал приносить прибыль из-за массового притока пользователей. Ну а потом, в 1876 году, Александр Белл получил патент на изобретение телефона и прибыль телеграфных компаний в то время, когда он начал падать.

Однако телеграф не исчез, а просуществовал почти до конца ХХ века. С массовым распространением Интернета и мобильных телефонов они стали не нужны массовому потребителю.

Этот пример не является классическим пузырем, но точно отражает процесс угасания и угасания некогда прогрессивной технологии, и по мере того, как движение экономики замедляется в этой сфере.

Пузырь доткомов

Крах этого пузыря , рост силы, многие наблюдали воочию. Как это случилось? В принципе, как обычно. Появилась и получила широкое распространение новая технология - Интернет! Естественно, она не могла обойти стороной бизнес-сообщество. Многие, нечистые на руку эксперты и «полезные дураки», наперебой заговорили о создании новой экономики. Электронная почта, а потом и адрес собственного сайта на визитных карточках, стали образцом успеха в бизнесе.

Инвесторы, без особых раздумий вкладываясь в любые интернет-проекты, ожидают баснословной прибыли. Котировки акций компаний в интернет-росли как на дрожжах. Но пузырь не может раздуваться бесконечно. 10 марта 2000 года NASDAQ достигла рубежа к этому моменту отметки в 5132,52 пункта, обвалившись более чем на 50%.

Только после этого пришло понимание, что всемирная паутина — лишь инструмент для ведения бизнеса и повышения его эффективности. Он открывает новые возможности, но это никоим образом не «новая экономика».

Как и в случае с телеграфом или дорогой схемой, Интернет не исчез, а наоборот, с самого начала началось массовое распространение. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без него.

Что в итоге

Какие выводы можно сделать на основе ретроспективных примеров? Главное - технологии остались. Железные дороги по-прежнему являются одними из основных способов перевозки пассажиров и грузов. Интернет с нами навсегда. Телеграф конечно попал в бозе, но даже с появлением более совершенных средств связи просуществовало более ста лет.

Основное отличие в том, что во всех трех случаях родоначальники и первопроходцы всегда считали, что инвестиции обязательно оборачиваются прибылью, они ошибались лишь в масштабах этой прибыли, причем в обе стороны.

А вот с нейросетями несколько иначе. Крупные инвесторы не понимают, что будущие масштабы предполагаемой прибыли, они не знают, будет ли она вообще и будет ли то за счет чего?

Если в ж/д, телеграф, интернет изначально инвестировало государство, то в ИИ вливаются деньги технологических корпораций. Да, у них достаточно средств, чтобы продолжать вкладываться в большую часть, но с другой стороны они проявляют слабость. Вполне возможно начать в тот момент, когда нам надо дождаться монетизации нейросетей и начать массово выводить средства из компаний с национальными принципами с развитием ИИ.

Как тут не вспомнить закон футуролога Роя Амары:

«Мы склонны переоценивать эффект технологии в постепенно болеей перспективе и недооценивать эффект в большей степени».

Нет сомнений в том, что ИИ никуда не денется, будет рост и станет такой же частью нашей жизни, как Интернет. Но будет ли он приносить прибыль инвесторам, а если будет, то когда? Если крупные инвесторы перестанут вкладываться, темпы его развития замедлятся, но не прекратятся.

Вероятно, через 1-2 года компании-разработчики попробуют как-то монетизировать нейросети для успокоения остановки. В противном случае может произойти массовый отток капитала, с нарушением котировок, обрывами во всех процессах, сопровождающихся лопатками, рыночными пузырьками.

3 комментария