Зачем инвестировать в квантовый компьютер

И для чего он нужен компаниям по всему миру

Зачем инвестировать в квантовый компьютер

Вчера вечером прошла онлайн-дискуссия «Рынки квантовых технологий: кто инвестирует и зачем?». Руководитель проекта Росатома по созданию квантового компьютера в России Руслан Юнусов в прямом эфире пообщался с топ-менеджерами «Газпромбанка», Google и Airbus и и выяснил, что они думают о перспективах квантовой отрасли.

«Квантовое превосходство»

В октябре прошлого года Google объявила, что достигла «квантового превосходства». Это термин, который означает, что квантовый компьютер впервые обошел классический суперкомпьютер в вычислительных способностях. В эксперименте квантовый компьютер Google смог за три минуты произвести вычисления, которые заняли бы 10 тысяч лет у его «старшего брата». Сегодня уже ясно, что квантовый компьютер вышел из лабораторных условий и перестал быть экспериментом.

Квантовый компьютер компании Google<br /> Google
Квантовый компьютер компании Google
Google

В Европе достаточно много компаний заинтересованы в использовании квантовых компьютеров, говорит автор и один из руководителей Европейской программы развития квантовых технологии Quantum Flagship Томмазо Каларко. Европейцы заинтересованы в производстве своего квантового «железа», и правительства европейских стран поддерживают это начинание: совсем недавно, по его словам, правительство Германии выделило 2 миллиарда евро в рамках антикризисной поддержки отрасли.

В той же Германии в применении квантового компьютера заинтересованы множество компаний, таких как BOSCH, Siemens, BMW, Daimler, Volkswagen. Уже есть первые пилотные проекты: например, Volkswagen в партнерстве с D-Wave использует квантовый компьютер для оптимизации трафика в Лиссабоне.

Volkswagen
Volkswagen

Спектр применения квантовых технологий очень широк: им могут воспользоваться фармацевтические компании, а также исследовательские группы для симуляции поведения молекул в химической реакции. Квантовый компьютер может помочь и в авиапроме — он может быть применен в производстве самолетов и их операционном управлении, особенно когда речь идет о большом количестве воздушных судов в составе флота авиакомпании.

Business value

Несмотря на то, что квантовые технологии уже показывают коммерчески значимый результат, и в нем заинтересованы крупные компании, отрасль нуждается в частных инвестициях. Квантовая отрасль сегодня находится в состоянии компьютерной индустрии 50-х годов прошлого века, когда представить себе такой объемный рынок было просто невозможно: казалось, что компьютер навсегда останется проектом больших корпораций.

Инвестировать «на хайпе» поздно — в отрасль нужно входить, когда она еще себя не проявила, отмечает заместитель председателя правления «Газпромбанка» Дмитрий Зауэрс. Однако, многие инвесторы пока не хотят вкладывать свои деньги, боясь «проиграть» их. Как только квантовые технологии смогут монетизироваться, инвесторы в них поверят и будут вкладывать деньги, уверен он.

Я могу сказать, что Газпромбанк — сегодня единственный банк в стране, который использует квантовые технологии. Я думаю, что мы будем первыми, кто встроит квантовую криптографию в электронный документооборот с нашими клиентами.

Дмитрий Зауэрс

Это стало возможным благодаря тому, что «Газпромбанк» пять лет назад инвестировал средства в разработки команды ученых Российского квантового центра, и сегодня эти деньги возвращаются в виде промышленных прототипов. По мнению Зауэрса, уже через год мы можем ожидать монетизацию систем защиты данных, основанных на квантовых технологиях.

Коммерческой выгода от «кванта» ждут и другие участники рынка. Они хотят работать с самыми разными подходами и сферами применений квантового компьютера, и для этого бизнес-выгода очень важна. Не менее важный аспект развития технологий — появление новых стартапов.

Венчур с горящими глазами

Чтобы появились новые проекты, нужна среда. «Сколково» за 10 лет с момента основания объединил несколько тысяч стартапов под одним зонтиком, и это может послужить началом экосистемы квантовых стартапов в России, считает председатель фонда Аркадий Дворкович.

Место, где все смогут общаться и обмениваться знаниями создает крупное сообщество, в котором есть большой шанс найти нечто новое, говорит Хартмут Невен из Google. Большие корпорации проложат дорогу для энергичных полных энтузиазма людей (зачастую еще и хорошо образованных), и нас может ждать новый технологический бум.

Появление крупных компаний в проектах квантовой отрасли — это очень хороший знак для нее, поскольку это означает, что крупный капитал верит в эти проекты и их коммерческий потенциал, отмечает Дмитрий Зауэрс. Синергия частного капитала и государственного финансирования создаст «критическую массу» проектов для того, чтобы пошли инвесторы. При этом нужно создавать культуру «кванта» в образовательной среде.

Чем больше людей будут узнавать о квантовых технологиях и учиться этому, тем больше они будут распространять уверенность среди инвесторов, считает Зауэрс.

А что вы думаете о квантовых компьютерах? Напишите в комментариях о том, где вы видите область применения «квантов» в бизнесе. Кто знает, может быть из этого родится чей-то стартап :)

99
5 комментариев

У нас с этим проблемы. Все мы знаем, что в Москве не так и это как-то связано с темой: Уважаемый Кудяблишная, Вы в курсе? У них есть своя сеть?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хари кричшна хари |>£5.6000 /2.8 = 400.9% от общего числа клиентов в России.

Ответить

Даже не сомневаюсь, что у нас есть люди, которые просто так не могут разобраться в теме. Но в целом, я считаю, что если они будут правы, то и мы увидим что все это будет работать на деньги инвестора, а не на деньги инвестора. Не удивлюсь, что они сами этого добьются.

Ответить

К счастью выиграет та страна кто будет иметь не квантовый Компьютер а "Своё Комьюнити"  Где появится  возможность слоёнки этапов прогнозирования и кадастры этапов по    QPL и cQPL QcL   и полноценный аут-сорс по разрабам. 

Ответить