Обман при заказе сайта, дизайна от студий и фрилансеров. Как защититься и что иметь ввиду, часть II

По вашим просьбам, продолжаю статью про откровенное вранье при заказе сайтов. Новые бредовые истории, с которыми вы имеете все шансы встретиться.

Первую часть материала, собравшую под сотню комментариев можно почитать тут.

Меня зовут Лена и я занимаюсь проектированием, дизайном и доработкой сайтов для бизнеса. В моем портфолио — застройщики, банки, производства, стартапы и различные сложные и уникальные сервисы. В статье я описываю свой опыт, который может отличаться от вашего. Мой телеграм-канал можно найти тут, а связаться тут.

Тестирование - не нужно или стоит дополнительных денег

Работу мы вам сделаем, а тестирование - вот отдельный чек. Мы же не тестируем свою работу, зачем? А хотите протестировать - доплатите 5-20% от проекта. Частая история, и абсолютно нелогичная.

У любой уважающей себя студии тестирование входит в комплекс работ. А еще лучше когда результаты тестирования участвуют в формировании заработной платы.

Так зачем тестировать? А затем, что результат - лицо компании, которое будет болтаться в интернете еще долго с логотипом подрядчика. И если это решение будет глючить - ни один адекватный заказчик к такому подрядчику не обратится. Поэтому в интересах студии сначала (1) протестировать результат, (2) продать пакет поддержки клиенту, чтобы он случайно ничего не сломал.

Как защититься: отказываться от сотрудничества с компаниями, которые не включают тестирование в комплекс работ в принципе. В смете оно должно быть - или как часть какой-то услуги (для сайта под ключ) или как отдельная строка (для заказной разработки).

Установка на систему управления не входит в “сайт под ключ”

Крайне редка ситуация, когда можно обойтись статичной версткой и контент не надо будет менять. Поэтому, привязка хоть какой-нибудь админки к сайту нужна в 90-95% случаев. И, естественно, она должна быть включена в стоимость “сайта под ключ”.

Нерадивый подрядчик может отдать верстку и сказать - все, сайт готов. Менять что-то можно только в коде, всего хорошего! Защищайтесь от такого, это очевидная попытка развести вас на деньги.

Как защититься: прописывать ТЗ на все участки разработки сайта - с внешним консультантом, иным специалистом. Иначе, ТЗ будет не в вашу пользу.

Анализ конкурентов и ТЗ - не входят в стоимость “сайта под ключ”

Хочется спросить: “На чем вы будете основывать свою работу?!”. В любом случае, перед разработкой сайта дизайнеры будут искать референсы, смотреть примеры и, вполне вероятно, они сделают неправильные выводы. Они ведь не знают вашей тематики, не могут разбираться в ней так, как вы.

Отсюда, если вы хотите получить конверсионный проект, сайт, который приносит клиентов, вам нужно видеть аналитику. На бумаге, а не в голове дизайнера. Вам необходимо видеть на чем основана логика выбора того или иного решения, иметь возможность внести правки и корректировки.

Как защититься: сначала написать ТЗ общими мазками самостоятельно, затем привлечь специалиста к доработке вашего ТЗ, показать ему всех конкурентов и убедиться что был проведен аудит и сделаны выводы. Если ТЗ делает студия - запросить примеры ТЗ до начала работ. Ну и, наконец, просто не работать с компаниями, которые работают без ТЗ и не готовы сделать аудит/анализ конкурентов перед началом работ, потому что иначе результатом будет фантазия дизайнера на вольную тему.

Ценовые предложения без детализации

Как я люблю это: “Сайт для вас будет стоить 660.000 рублей, срок выполнения - 3 месяца”. Все. За что? Кому? Когда платить? Одни вопросы, никаких ответов. Когда я проводила анализ рынка - я удивилась тому, сколько студий до сих пор так работает.

В адекватном предложении для вас будут указаны:

  • Корректно сформулированная задача с делением на этапы и сроки
  • Задействованные специлисты
  • Количество часов работы по каждому специалисту
  • Стоимость часа специалиста
  • Общая стоимость каждого этапа работ (в создании сайта их может быть 6-20)
  • Примеры схожих работ студии

Как защититься: сначала запросить детализацию, КП, если не смогут предоставить - да просто не работать с такими. Если компания не удосужилась 1 раз сделать шаблон презентации, чтобы потом за 5-10 минут забить данными и отправить клиенту - грош цена такой компании.

Продажа несуществующих специалистов

За небольшими студиями водится такой грешок. Они могут продать вам аналитика, тестировщика, второго программиста, да много кого. Просто чтобы увеличить чек. И большинство клиентов, увы, этого не поймут и заплатят. В итоге какой-нибудь несчастный дизайнер будет и аналитиком, и копирайтером и на дудочке вам сыграет.

Как защититься: запросить примеры работ по каждому участку работ, прочитать самому, проверить на экспертность у консультанта.

Работать без договора

Можно только в одном случае. Если 100% работы предоставят вам на проверку до какой-либо оплаты. И, как правило, по такому “тарифу” работают только зеленые новички, что вам категорически не нужно.

На самом деле, любая работа без договора, даже когда предоплата минимальна или когда вы с подрядчиком уже работали - бессмысленные риски для вас. Вы думаете что потом отсудите и сохраните деньги? Зато потеряете время.

Сейчас никому не составляет труда оформить самозанятость или ИП и работать полностью легально. Если подрядчик отказывается заключить договор - в большинстве случаев это свидетельствует о его непорядочности, нежелании заключать себя в рамки договора. Как правило, результат работы таких “свободных художников” недолговечен или работает из-под палки. Если он будет, конечно.

Как защититься: Просто. Не. Работайте. Без. Договора.

Не сохранилась переписка

Очевидная ошибка - общаться в мессенджере, в котором в один прекрасный момент всю переписку можно стереть. И дальше попросить доплату за то, что было включено в смету. Так часто развлекаются фрилансеры, небольшие студии, нерадивые менеджеры проектов, в общем - много кто.

Как защититься: Фиксируйте все важные особенности выполнения задачи в почте! Очевидно, просто и неудобно. Но, придется смириться, если спустя 100 сообщений хотите апеллировать к тому, что сказали ранее и не доплачивать.

Ставить на работы джунов

Я знаю как минимум 3 студии, которые при цене проекта от 1.000.000р за простой сайт - привлекают к работе начинающих работников-фрилансеров. Результат - колхозный дизайн в стиле 2010 года, рассыпающаяся верстка и баги. Потом техлид (единственный профи в компании) чуть-чуть подчищает ошибки и работа сдается. Клиенты такую работу принимают, потому что не разбираются в создании сайтов.

В портфолио у студии появляется новый клиент и новая работа. Клиент тратит на рекламу в 3-10 раз больше из-за низкой конверсии, бизнес-показатели ухудшаются. Даже нельзя сказать что сэкономили!

Такие студии чаще всего встречаются на тендерных и фриланс-площадках, поэтому исполнителя там лучше не искать.

Как защититься: Попросите посмотреть портфолио людей, которые будут участвовать в проекте; покажите дизайн и код внешнему аудитору

Итого

Способов обмана - много. И в статье я рассказала, в основном, про самые частые случаи, которые слышала от своих заказчиков, коллег.

Если вы не разбираетесь в сайтостроении, самое простое решение - нанять консультанта, профессионала, второе лицо, которое поможет вам выбрать студию под ваши запросы и делать время от времени ревью их работ.

Хороших вам подрядчиков!

Подписывайтесь на блог на VC или на телеграм канал, чтобы не пропустить. Если у вас есть вопрос или нужна консультация по решению для сайта — пишите лично.

Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий :) Мне будет приятно.

44
9 комментариев

Неужели заказ сайта — это квест на выживание заказчика?
Может, пора запускать курсы "Как не сойти с ума после заказа сайта" ?)

1
Ответить

Для тех, кто пробует впервые - точно квест)) Однако, про многие из этих и перечисленных в предыдущей статье проблем мне рассказывали заказчики, которые не первый год в деле

1
Ответить

Например, была одна забавная студия из братской страны, которая даже за 1 итерацию правок просила деньги у моего старого заказчика. И рычагов влияния на них никаких (они ж в другой стране и судиться за пару сотен тысяч не будешь) - просто плати, если хочешь получить сайт.

Ответить

Лена, спасибо за статью! Как всегда интересно и по делу)

Как не ошибиться с выбором консультанта? Где его искать?

1
Ответить

1) Найти сеньора или лида из знакомых или подрядчиков, с кем раньше работал по этому направлению
2) Точно объяснить им задачу: вместе сделать крутой проект, а не тыкать ошибками в исполнителя свысока (этим часто грешат возомнившие о себе мидлы)
3) Модерировать процесс

А если знакомых/подрядчиков нет, конечно, будет туго. Особенно в выборе программистов-консультантов. На словах там каждый 2 Эйнштейн, по факту после проверки кода в 9 из 10 случаев лиды берутся за голову и кричат в небеса. И люди, писавшие этот код, совсем не джуны.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Водпресса хватит в большинстве случаев, а Тильда вообще не CMS :)

1
Ответить