Фестивали: как технологии становятся ближе

Фестивали: как технологии становятся ближе

Хорошей традицией для организаторов фестивалей и выставок становится проведение конкурсов и open-call-ов. Получается двойная выгода. Устроители имеют подборку смелых и бесплатных идей, поэтому каждый фестиваль становится уникальным. А творцы, прошедшие отбор, воплощают задумки за счет организаторов.

Кроме того, художники стараются экспериментировать с новинками технологий. Так простой обыватель получает срез по технологичным трендам, просто посетив локации фестиваля.

Сегодня я, поговорю о том, что встречает обычный зритель на фестивале света, а также зачем художникам в них участвовать.

Мария Кобякова
креативный директор мультимедиа студии hptx

Пробы пера

В 2018 году мы придумали свою первую инсталляцию для фестиваля «Ночь света в Гатчине». Помню, я тогда ходила на курсы медиаискусства в молодежный центр «Квадрат». В поисках проектов мне попалась публикация конкурса световых инсталляций в Гатчинском парке, и я переслала ее в группу однокурсников. Откликнулось 12 человек.

Мы встретились с ребятами в кафе и провели брейншторм. Накидали идей, проанализировали свои навыки и возможности, как нам, еще неопытным, придумать что-то уникальное, а самое главное это реализовать.

Тогда мы решили совместить дополненную реальность (далее AR) и световые скульптуры. Не самое типичное сочетание для фестиваля света – разработка мобильного приложения и светодизайн. Таким решением мы отсекли вероятность подачи другими художниками схожих проектов. Простым языком, нашли способ выделиться из толпы других криэйторов. К тому же темнота и AR - вещи несовместимые. Нужно было придумывать способ, чтобы технология заработала в темном парке и на всех мобильных телефонах зрителей.

Мы разработали хитрые скульптуры, которые собирались по принципу тенсегрити. Это технология построения конструкций из стержней и тросов, в которых первые работают на сжатие, а вторые — на растяжение. Принцип очень практичный, структуры собираются быстро, сломать их сложно. Так как конструкции получались легкие, мы решили подвесить их на деревья над головами зрителей. Это добавило плюс к уникальности работы – смотреть на нее нужно было снизу вверх.

На стержни закрепили светодиодные светильники, а внутрь установили специальные маркеры для AR. Зритель качал приложение и наводил телефон на маркер. На нем появлялись порталы в другие миры. Инсталляцию назвали “Esc” («побег» англ.). Рисунок для маркеров сделали контрастным и подсветили его изнутри. В темноте AR работала отлично, камера даже слабого телефона смогла его считать.

Что самое важное для художника? Это зритель! Любое массовое событие приводит аудиторию. Наш проект завирусился. Люди толпились в аллее и направляли телефоны в небо на конструкции. У любого, кто проходил мимо срабатывало любопытство. Он заглядывал в чужие экраны телефонов, видел картинку отличную от реальной и хотел увидеть такое же у себя на устройстве. Мы даже не заставляли людей качать приложение, его и так скачивали. В итоге приложение установило себе на телефон более 2000 пользователей. А инсталляция в тот год победила. Выигрыш мы потратили на аренду первой мастерской.

Потом уже после у нас стали появляться коммерческие проекты. Я уволилась с работы, создала студию и решила связать деятельность с искусством и технологиями. Фестиваль стал для меня отправной точкой. Наверно, поэтому я с такой теплотой отзываюсь о нем и каждый раз призываю своих студентов, коллег и подписчиков обязательно участвовать.

Что готовит нам фестиваль в этот раз?

Организаторы попросили сохранить в тайне концепции инсталляций, но дверь я для вас немного приоткрою. А заодно расскажу про основные тренды в технологиях и какие инструменты сейчас используют медиахудожники (прим.автора медиахудожник - творец, который создает свои произведения с помощью технологий и цифровых инструментов).

Искусственный интеллект (далее ИИ)

Это главный тренд этого и последующих лет. ИИ внедряется повсеместно. Мы в студии делегируем ИИ все скучные задачи. ChatGPT отлично справляется с написание договоров, брифов и технических заданий. Так же, как и становится помощником в творчестве. ИИ помогает пройти стадию пустого листа, может набросать идей, визуализировать их и даже представить в виде презентации. Остается только дело за вашей фантазией, чтобы придать искусственному душевное и человеческое и опытом, чтобы эти идеи воплотить.

Наша инсталляция с использование ИИ для стенда Газпром на выставке “Россия” 
Наша инсталляция с использование ИИ для стенда Газпром на выставке “Россия” 

Я все чаще замечаю, как ИИ используют видеохудожники при создании контента. Это и просто визуализация затеи для подачи на конкурс, и анимация, и синтез чего-то совершенно нового на базе обучения ИИ. На фестивале будут участники, которые используют этот инструмент на постоянке.

Виртуальная и дополненная реальность

Хайп на дополненную и виртуальную реальность уже прошел. Но это даже хорошо, потому что технология заняла свое место и обрела практическое применение. Там, где не хватает физического мира – всегда можно добавить виртуальный.

Зритель, будучи в парке, сможет перенестись совершенно в другое пространство, надев на себя шлем виртуальной реальности. Еще остались те, кто никогда не надевали виртуальный шлем. На фестивале у вас будет такая возможность.

Генеративное искусство

Почему людям так нравится смотреть на огонь и воду? Потому что их форма не повторяется и всегда можно разглядеть для себя что-то новое. Также работает генеративная графика.

Отрисовка изображения происходит в реальном времени. Картинка создается с помощью математических алгоритмов. Художник маневрирует параметрами и коэффициентами и может изменять визуал бесконечно и на лету. Генерировать графику можно в том числе на базе музыки. Тогда контент становится аудиореактивным, а инсталляцию называют аудиовизуальной. Медиахудожники используют генеративную графику для создания проекционных шоу, оформления концертов и выступлений, а также в создании самостоятельных произведений.

Участники фестиваля создают генеративную графику в специальной программе Touchdesigner, а далее транслируют ее на разные носители от медиаэкранов и проекций до лазеров и световых приборов.

Интерактивные механики и игровой опыт

Фестивали стремятся превратить зрителя из пассивного наблюдателя в самостоятельного творца. Безучастно смотреть - иной раз недостаточно. Нужно касаться, двигаться, кричать, словом, взаимодействовать с произведением искусства, чтобы оно откликнулось – засветилось, изменилось, преобразилось.

Художники прибегают к таким интерактивным механикам, заимствуя их зачастую из компьютерных игр и уступают посетителю право творить и создавать. Это становится возможно благодаря встроенным в инсталляцию датчикам: движения, расстояния, прикосновения, звука или света. При взаимодействии с ними сигнал уходит на инсталляцию, а последняя меняется исходя из придуманного автором сюжета. К примеру, прикоснись к объекту – он засветится и зазвучит.

Световое оборудование

Ни один фестиваль света не обходится без профессионального светового оборудования. Это мощные прожекторы, лазеры, проекторы, медиаэкраны разных форм и размеров, световые трубки и другие приборы. Оборудование разделяют по эффектам: заливающие, рисующие, проекционные, стробоскопы, архитектурные и функциональные. Световые инженеры управляют ими с помощью специального ПО Touchdesigner или Resolume и записывают световые сценарии. Чтобы подчеркнуть световой луч используют дым-машины, как вспомогательный инструмент. На «Ночь света в Гатчине» световое оборудование создает добрую часть визуального контента и атмосферы всего фестиваля.

Фиджитал

Фиджитал – это совмещение физического и цифрового. Я уже упомянула выше технологии виртуальной и дополненной реальности, когда мы надеваем шлем и переносимся в другие миры или используем телефон, чтобы увидеть скрытый контент. Или, когда художник дополняет физическую инсталляцию, созданную из металла или природных материалов проекциями, световым оборудованием, датчиками или звуком. В любом случае появляется новый слой – цифровой, а инсталляция становится фиджитальной.

Что уникально, на фестивале «Ночь света в Гатчине» все события происходят под открытым небом в парке. В результате художник работает с окружением, контекстом парка, заигрывая с ним, дополняя его или противопоставляя. Участники фестиваля стремятся соединить цифровое – холодный пиксель с природным, живым, чувственным – самой природой.

Многоканальность

Обычно мы слушаем музыку из двух колонок или наушников. Но в случае акусмониум — это целый оркестр звуковых источников.

Динамики расставляются в пространстве. На них выводится многоканальный звук, адаптированный под выбранную мелодию. Звук становится объемным, пространственным. Опытный звуковой инженер может настроить его так, что он начнет блуждать по локации.

Художники создают инсталляции, которые можно воспринимать закрытыми глазами. Визуальный контент совсем не важен, картины рождаются у вас голове, вы только прислушайтесь.

В том году инсталляцию с акусмониум мы разместили внутри собственного садика. В обычное время он закрыт для посетителей. Но во время фестиваля сад открыли. Зритель мог прогуляться среди античных статуй и послушать отрывки интервью работников музея. Благодаря многоканальному звуку складывалось впечатление, что голоса призраков из прошлого нашептывают вам на ухо свои истории.

В этом году медиахудожники также уделяют внимание, как звучат их произведения и используют многоканальный звук, влияя сразу на несколько ваших органов чувств.

Архитектурный мэппинг

Проекционное шоу на фасаде Иорданского дворца – традиционная часть фестиваля «Ночь света в Гатчине». Кроме главного фасада, проекция будет идти и на внутренний дворик дворца – каре. Там покажут проекты участников лаборатории «Ритмы и формы».

При создании контента учитываются архитектурные особенности здания, для этого предварительно подготавливают трехмерную модель и специальные маски, по которым ориентируется художник.

Фасад становится холстом, а создатель стремится вписать визуальный контент в его рамки. Художник в праве повторять форму или вовсе ломать геометрию, меняя восприятие от здания. Часто видеопроекция имеет сюжет и сценарий, но иногда это просто аудиовизуальная абстракция, вводящая зрителя в разные эмоциональные состояния.

Финальный видеоконтент отображается на здании с помощью проекционного оборудования, а проекторы устанавливаются в специальные башни. Их количество подбирается исходя из размеров фасада, яркости и разрешения общей видеокартинки.

В этот раз в программе участвую не только русские, но и иностранные художники, а значит нас ждет много экспериментов со светом и архитектурой.

Фестиваль «Ночь света в Гатчине» пройдет с 29 по 31 августа. У вас будет три ночи, чтобы познакомиться с актуальным медиаискусством, заинтересоваться, а, может быть, влюбиться, чтобы попробовать поучаствовать в opencall-е в следующем году. Подробности и билеты можно найти на официальном сайте фестиваля.

33
4 комментария

вау, очень здорово , с каждым годом фестивали становятся все круче и технологичнее

1
Ответить

для меня фестиваль -это другое-живая музыка, знакомство с людьми , чем-то новым, технологий и так хватает в жизни, а фестиваль на мой взгляд-это то место, где можно насладиться по настоящему жизнью

1
Ответить

хочу на фестиваль теперь .после прочтения

Ответить

Шикарные технологии на фестивале!
Наша команда также занимается внедрением ИИ в креативные инсталляции и выставки. Такой восторг – наблюдать за реакцией людей на наши фотобудки с искусственным интеллектом или экраны, которые обыгрывают движения посетителей в реальном времени

Ответить