Как Картофельным Ножом Кризис Разрезали

Как Картофельным Ножом Кризис Разрезали

Мозговой штурм или как вывести компанию из кризиса.

Представьте себе 1957 год. Чёрно-белые телевизоры, рок-н-ролл и расцвет странных марктеинговых решений, большая часть из которых опередила свое время. И тут появляется компания Henckels со своими ножами для чистки картофеля в стиле космической экспансии человечества на луну:

  • пластиковые ручки, что было очень круто и высокотехнологично в те времена.
  • самозатачивающиеся лезвия, будто это не кухонный прибор, а секретное оружие спецагента 007
Как Картофельным Ножом Кризис Разрезали

Изначально продажи шли как по маслу. Еще бы… Круче были только Битлз, да то они лишь в 60-х появились. В те времена еще не додумались делать одноразовые вещи, как сейчас и что угодно было неубиваемо, служило людям годами.

Это уже потом был придуман и введен принцип «запланированного устаревания», что бы заставить людей покупать то, что они уже купили год назад.

Кароче… Хозяйки были без ума от инноваций и толпами шли закупать эти чудо-ножи.

Но вскоре радость превратилась в панику: продажи начали падать. Оказалось, эти ножи были настолько хороши и долговечны, что покупала их каждая уважающая себя домохозяйка. Но один раз… ножи не старели, не ржавели, не тупились.

Очень скоро рынок кончился. Компания выпустила продукт, который был на столько хорош, что чуть не угробил саму компанию.

После долгих попыток найти решение самостоятельно Henckels обратились в агентство Брюса Бартона. Этот чувак знал толк в тонком маркетинге, который сейчас бы назвали Креативным, а Брюса - траблшутером, т.е. Тем, кто умеет решать сложные задачи.

Бартон не сразу принял приглашение в работу, ибо не часто в те времена кто-то так быстро достигал потолка рынка не потому что продукт херовый, а потому что он офигительный.

Единственное, что можно применить в такой ситуации - это мозговой штурм.

Что и было сделано. Есть информация, что этот штурм длился 16 часов. Представляю сколько было выкурено сигарет и выпито кофе.

Кстати, сегодня, почти 70 лет спустя метод мозговых штурмов актуален как никогда, но даже «эксперты» путают штурм и консультацию. Штурм, в отличии от консультации, не может длиться меньше 10 часов по чисто объективным причинам:

  • Наш мозг не любит думать и первые 1.5 часа команда только разогревается, проходя стадии отрицания и критики.
  • Затем еще 3-5 часов, в зависимости от размера команды, идет генерация идей по структуре, внутри которой важно искать решения, а не спорить друг с другом, что бывает очень часто. Без толкового модератора штурма все это превращается в балаган и смехуёчки.
  • Затем идет оценка ресурсов и определение зон ответственности для внедрения этих гипотез
  • Далее приоритезация гипотез от простого к сложному, на основе тех ресурсов, что были выявлены ранее.
  • Ну и финал в виде протокола, где добавляются заметки и детальные пояснения.
Мозговой штурм не дает мощный результат только при одном условии - если он проведен криво и по быстрому.
Стас Есенин

Если вам нужен толковый, а не попсовый мозговой штурм, то Я, Станислав Есенин - к вашим услугам, визитка тут.

БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

* в этом абзаце есть доля литературного вымысла, на самом деле было все не совсем так, вы же понимаете)))

На этой исторической встрече вся команда с серьёзными лицами и немалыми зарплатами начали кричать: «нож», «картофель», «чистка» призывая всяческих богов на помощь. Это безумие длилось целых 16 часов. Было придумано сотня решений, но все они не выдерживали критики и не закрывали главную проблему «потолка продаж».

Как Картофельным Ножом Кризис Разрезали

Требовалось что-то такое, что было бы просто, быстро и нативно, без потери репутации и финансовых рисков. В итоге, как по волшебству, после 16-часового иступления кто-то из выжатых участников штурма произносит ТАКУЮ мысль, что от неё у всех в веки поднимаются и мурашки пронизывают тела экспретов:

«Ребята, а покрасим-ка мы ручки ножей в цвет картофельных очистков!»
Примерная фраза

Бинго! Ай да сукин сын, ай да молодец! За идею зацепились, все еще раз оценили и пустили в производство.

И вот, что из этого вышло: наши любимые домохозяйки, смакующие чистку картофеля в состоянии потока начали терять ножи в картофельной кожуре и случайно их выбрасывать. Это привело к фанатичным повторным покупкам и компания заработала на этом еще много денег.

Через 50 лет другой гений сказал «Идея - это самый дорогой продукт». Имелась ввиду не просто идея, которых у любого предпринимателя полно, а конкретная идея, которая легко и просто решает конкретную задачу. Такая идея по своей сути похожа на Божественное Откровение, а не просто схему продаж.

Как Картофельным Ножом Кризис Разрезали

По некоторым данным агентство Бартона за этот мозговой штурм выставила счет несколько сотен тысяч долларов. По тем временам это очень даже дорогая идея - перекрасить ручку. Но оно того стоило...

Мораль: в мире маркетинга важно не только что вы продаете, но и как, каким способов, с какими последствиями, с каким послевкусием для клиента.

А у нас в России до сих пор путают Мозговой Штурм и консультацию…

Кейс, который тут описан не просто гениален - это исторический и маркетинговый феномен, т.к. Внедрить такую идею в условиях резкого падения продаж - надо иметь железную волю, чем не могут похвастаться многие предприниматели, которые выбирают проверенный, безопасный и понятный путь по совету друзей, так сказать… И конечно же это не работает.

В моей практике за последние 4 года таких кейсов тоже много, вот тут можно их посмотреть, ссылка.

4 комментария

Очень скоро рынок кончился. Компания выпустила продукт, который был на столько хорош, что чуть не угробил саму компанию.вот почему в современности нет прочных товаров , маркетинг, чтобы продажи шли, нужно делать продукт таким , чтобы со временем за ним вернулись и купили , для этого придуманы гарантии и прочие штуки

Ответить

Маркетинг не про это, но это его часть. Всегда и везде есть обратная сторона

Ответить