Как провести SWOT-анализ для бизнеса? 3 альтернативных метода, отличных от SWOT-анализа

Привет! На связи маркетолог-стратег Анна Тарасова.

Сегодня я хочу поговорить о разборе вашего бизнеса на момент сильных сторон, слабостей, угроз и возможностей. И об одном инструменте, который поможет разобраться во всем лучше — SWOT-анализе.

Как провести SWOT-анализ для бизнеса? 3 альтернативных метода, отличных от SWOT-анализа

Чтобы добиться успеха, компании должны оценить свою деятельность, чтобы увидеть, что они делают хорошо, а какие области требуют улучшения. Понимание особенностей вашей компании поможет вам расти и увеличивать прибыль. Напротив, вы рискуете отстать, если не будете идти в ногу с конкуренцией, последовательно совершенствуя каждый элемент вашего бизнеса.

В этой статье я опишу цель SWOT-анализа и расскажу, как его применять на практике.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ — это основа, используемая для оценки стратегической позиции компании и анализа внутренних и внешних аспектов, влияющих на ее успех. Этот метод поможет вашему бизнесу определить конкурентные преимущества, решить проблемы, открыть новые возможности и минимизировать риски. С помощью этой структуры вы можете получить новую информацию и определить области для улучшения.

Компании используют SWOT-анализ, чтобы выявить внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на бизнес-решение.

В 1960-х годах консультант по бизнесу и менеджменту Альберт Хамфри разработал эту методику, чтобы понять причины неудач корпоративного планирования. С тех пор SWOT-анализ стал одним из наиболее ценных инструментов для владельцев бизнеса, позволяющих оценить текущую ситуацию в компании и внести необходимые коррективы.

Вы можете использовать SWOT-анализ для изучения организации, проекта или нового предприятия. Например, ваш отдел маркетинга может проанализировать стратегию электронного маркетинга и определить, чем в этом отношении конкуренты отличаются от вашей компании. Более того, этот метод может стать полезным инструментом для исследования рынка . Используя структуру, вы можете определить свое уникальное торговое предложение и найти пробелы на рынке или новые ниши. Кроме того, с помощью этой методики можно оценить жизнеспособность и прибыльность нового продукта, услуги или сегмента рынка.

SWOT-анализ включает в себя четыре компонента: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны — это внутренние факторы, влияющие на цели компании, такие как производственные возможности, персонал и финансы. Возможности и угрозы — это внешние факторы или аспекты, которые ваша компания не может контролировать, например технологическое развитие, макроэкономика и законодательство.

S — Сильные стороны

Сильные стороны — это области, в которых ваш бизнес преуспевает. Эти компоненты могут включать достижения или ресурсы организации. Например: отличительные навыки сотрудников, эффективные процессы, эксклюзивные технологии и лояльность клиентов. Ваши сильные стороны должны выделять вас среди конкурентов и подчеркивать то, что вы делаете лучше, чем кто-либо другой.

W — Слабые стороны

Слабые стороны – это области, которые компания должна укрепить, чтобы оставаться конкурентоспособной. Это области, в которых вам нужно больше навыков, и факторы, которые мешают вам достичь целей вашей компании. Знать свои уязвимости крайне важно, поскольку они подвергают компанию риску.

Некоторые слабые стороны могут включать слабую цепочку поставок, нехватку средств, пробелы в квалификации сотрудников, низкую удовлетворенность клиентов или существенную задолженность. Однако эти факторы в основном находятся под вашим контролем, поэтому вы можете улучшить эти области с помощью соответствующей стратегии и инструментов.

O — Возможности

Возможности – это благоприятные внешние факторы, которые могут обеспечить компании конкурентное преимущество. Эти элементы могут возникнуть из-за целевого рынка , конкуренции, промышленности и технологий. Бизнес может использовать условия окружающей среды для разработки и реализации эффективных стратегий.

Некоторыми примерами возможностей являются улучшение государственной политики, новые бизнес-модели, неизведанные рынки и снижение экспортных тарифов. Если вы оцениваете свою маркетинговую стратегию, ваши варианты могут включать цифровую рекламу или новые методы, которые вы раньше не использовали.

T — Угрозы

Угрозы – это факторы, которые могут негативно повлиять на организацию. Они возникают, когда условия внешней среды ставят под угрозу надежность и прибыльность компании. Когда угрозы связаны со слабостями, они повышают уязвимость. Крайне важно предвидеть будущие опасности, чтобы защитить компанию и способствовать ее успеху.

Примеры угроз — упадок отрасли и технологические достижения, которые могут нарушить работу уже существующей компании. Также сюда стоит отнести изменение социальных стандартов, которые делают продукцию менее привлекательной для покупателей, рост производственных затрат или сезонность вашего бизнеса.

Вы можете использовать SWOT-анализ, чтобы принимать более обоснованные решения при рассмотрении новых инициатив, изменении бизнес-стратегии или установлении партнерских отношений с другими предприятиями.

Как провести SWOT-анализ?

Мы разобьем процесс SWOT-анализа на шесть этапов с практическими рекомендациями.

Шаг 1. Установите цель для анализа

SWOT-анализ может быть общим, но он будет более точным, если сузить его до одной конкретной цели . Например, целью SWOT-анализа будет принятие решения о том, следует ли внедрять новый продукт. Ваша компания будет четко понимать, чего вы хотите достичь в конце процесса, если у сотрудников есть цель.

Шаг 2. Соберите команду и обсудите идеи

Для проведения SWOT-анализа вам понадобится разносторонняя команда из разных отделов. Анализ должен включать информацию от каждого подразделения компании, чтобы получить полную картину вашего бизнеса. Выберите членов команды, в обязанности которых будет входить проведение исследования. Но в случае сильного затруднения, вы также можете нанять стороннего эксперта, который проконсультирует вас по этому процессу.

Команда, которой поручено провести исследование, должна начать собирать идеи, относящиеся к каждой категории SWOT-анализа. Примите во внимание следующие области: инновации, производительность, сервис, качество и технологические процедуры. Оцените достижения компании, недавние риски и препятствия, жалобы клиентов, текучесть кадров, новые тенденции в отрасли, изменения в законодательстве и конкурентов.

Перечислите все предложения. Некоторые проблемы могут появиться во многих списках. Например, компания или отдел могут преуспеть в предоставлении превосходного обслуживания клиентов, но у них также могут быть слабые места или недостатки в этой области. Цель этого этапа — записать как можно больше идей. Вы оцените их позже.

Шаг 3. Определите сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Определяя сильные стороны, учитывайте, что вы делаете хорошо, в том числе свои самые ценные активы и положительные качества компании. К сильным сторонам обычно относятся качество продукции, инновации, производительность и лидерство. Узнайте о своих конкурентных преимуществах , ресурсах, лучших продуктах и вещах, которые помогут вашей компании достичь своих целей.

Затем проанализируйте слабые места. Оцените недостатки вашего бизнеса. Чтобы выявить потенциальные слабые места, вы можете собрать отзывы от членов команды, заинтересованных сторон и потребителей. Анализ размера прибыли и оценка того, достигают ли команды своих целей, — это еще один способ собрать более объективные данные. Кроме того, изучите неэффективные линейки продуктов, нехватку ресурсов и аспекты деятельности компании, которые мешают достижению ваших целей, включая высокую текучесть кадров.

Определение возможностей и угроз может оказаться более сложной задачей, поскольку вы не часто их рассматриваете. Однако эти элементы имеют решающее значение для успеха компании как внутренние факторы. Возможности могут включать развивающиеся рынки, новые технологии, снижение затрат или географическое расширение. Оцените, как вы можете извлечь выгоду из существующих экономических или рыночных тенденций и какие продукты или услуги пользуются популярностью у ваших клиентов. Кроме того, изучите новые демографические группы, на которые вы, возможно, захотите ориентироваться.

Наконец, проанализируйте угрозы. Эти факторы могут включать появление нового конкурента, регулирование, которое может повлиять на производство, и спад рынка. Хотя угрозы и слабые места схожи, зачастую угрозы еще не оказали существенного влияния на компанию. Однако они могут вызвать стресс у ваших сотрудников, поэтому крайне важно распознавать угрозы и разрабатывать стратегии борьбы с ними.

Шаг 4. Уточните и систематизируйте идеи

Теперь пришло время систематизировать идеи и сосредоточиться на величайших возможностях или значительных рисках для вашего бизнеса. Этот этап обычно требует серьезного обсуждения, поэтому вам необходимо привлечь высшее руководство для подведения итогов и определения приоритетности результатов.

Прежде чем разрабатывать план действий для более крупных проектов компании, вам необходимо проанализировать задачи, которые можно выполнить быстро, а не откладывать их. Как только вы определите наиболее важные идеи, добавьте их в свою SWOT-матрицу.

Шаг 5. Разработайте план действий

На этом этапе вы можете начать превращать SWOT-анализ в стратегический план . Сначала обсудите возможные будущие шаги вместе со своей командой.

Например, вы собираетесь запустить новый продукт и обнаруживаете, что есть возможность выйти на новые нишевые рынки . Однако такие недостатки, как рост материальных затрат, потребность в большем количестве сотрудников и непредсказуемый спрос на продукцию, могут превзойти возможности и сильные стороны. В результате вы сможете разработать план действий и пересмотреть решение через полгода, когда расходы снизятся, а спрос на рынке станет более прозрачным.

Шаг 6. Примените знания на практике

Создайте итоговый документ, который будет легко доступен членам команды, чтобы они могли проверить его при необходимости. Вы можете просматривать свой SWOT-анализ ежеквартально, ежемесячно или ежегодно, чтобы убедиться, что вы достигаете своих целей. Используйте документ с вашими выводами в качестве справочного материала при принятии будущих решений или решении других проблем компании.

Проведение SWOT-анализа — отличный способ визуализировать, где вы находитесь сейчас и каких будущих целей вы хотите достичь. Следуя этим шагам, вы сможете достичь целей и одновременно мотивировать команду.

Альтернативы SWOT-анализа

SWOT-анализ — один из наиболее широко используемых методов стратегического планирования, но он имеет ряд недостатков. Он демонстрирует уязвимости и угрозы организации как проблему, которая может нанести существенный вред, в отличие от других аналитических методов, которые изображают их как проблемы, которые необходимо решить. По этой причине давайте рассмотрим другие инструменты стратегического планирования, которые могут помочь вам достичь лучших результатов.

1. SOAR-анализ. Эта методика схожа со SWOT-анализом, но в ней слабости и угрозы заменяются стремлениями — Aspirations и результатами — Results. Устремления сосредоточены на целях организации, целевой аудитории и географическом охвате. Результаты позволяют отслеживать деятельность компании и обеспечивать достижение ее целей. Анализ SOAR больше подходит для молодых компаний, которые создают свою индивидуальность или бренд и еще не осознали свои слабые стороны.

2. NOISE - (Needs, Opprtunities, Improvements, Strenghts, Exceptions) анализ. Этот метод позволяет аналитикам оценить ситуацию в компании и разработать стратегический план улучшения. Анализ включает потребности, возможности, улучшения, сильные стороны и исключения. Метод NOISE более ориентирован на решение, чем SWOT-анализ. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на проблемах, таких как слабости и угрозы, структура выделяет ресурсы, необходимые для достижения цели. Исключение подчеркивает, чего компания в настоящее время достигает в остальных четырех группах.

3. SCORE-анализ — способ быстрого анализа о текущем состоянии компании.

Аббревиатура SCORE состоит из:

  • Symptom — текущее состояние, что происходит сейчас;
  • Cause — причина, что привело к прорисходящему;
  • Outcome — желаемое состояние, цель, устремление;
  • Resource — ресурсы, что нужно, чтобы достичь цели;
  • Effect — эффект от достижения желаемой цели или состояния.

Подобно SWOT, модель SCORE достаточно адаптируема, чтобы ее можно было использовать как для небольших проектов, так и для комплексных корпоративных стратегий.

Ну и подводя, итоги...

Секрет прибыльной компании – это постановка и достижение целей. SWOT-анализ имеет решающее значение для оценки целей и потенциальных путей к успеху. Работайте со своей командой над улучшением стратегического бизнес-планирования, определив свои внутренние сильные стороны и внешние возможности.

Занимаетесь анализом сильных сторон и угроз своего бизнеса или конкурентов? Какую методику используете?

Кстати, если вы затрудняетесь разложить свой бизнес на составляющие по SWOT, можете написать сюда — я обязательно помогу!

77
44
10 комментариев

А маркетинг он и есть анализ.

1

От части правда. Но еще и стратегия на основе всех собранных данных

1

Инфа огонь! Слышал про свот анализ, но никогда им не интересовался. Прочитал статью на одном дыхании. Сохраняю )

1

Спасибо! Планирую еще выпустить ряд статей по другим видам анализа для бизнеса)

Важно учитывать все аспекты, чтобы получить полное понимание текущей ситуации и перспектив

1

Огонь! Забираю себе в работу с мастерами))

1