Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

Бизнес, становясь слишком большим, часто превращается в натурального диктатора. Начинает диктовать условия всем и вся. Примеров этому достаточно. Поставщики, давно работающие с сетевой розницей, расскажут вам, как примерно 15 лет назад сети супер- и гипермаркетов стали постепенно выкручивать поставщикам руки. То предложат «интересные» условия по отсрочке платежей, то плавно повысят комиссию. Последние пару лет набравшие популярность маркетплейсы пошли этой же проторенной дорожкой: высокие комиссии становятся ещё выше, штрафы за возврат товара ещё больше, выплаты раз в месяц и только при соблюдении всех условий «плодотворного» сотрудничества.

Магазины приложений – та же история. Многие слышали про конфликт Apple и Epic Games, разработчика Fortnite – пожалуй, самой популярной видеоигры прямо сейчас. Вся соль конфликта, напомню, в том, что Epic Games посчитал комиссию 30% с каждой покупки, сделанной пользователем внутри приложения, неоправданно завышенной. Apple удалил игру из App Store (и до сих пор не вернул). Компании, которые не согласны с такими условиями, но при этом не хотят портить отношения с транснациональными корпорациями, выкручиваются из ситуации по-разному. Например, купить подписку Spotify можно только на сайте. Но Apple такое позволяет далеко не каждому.

Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

Пора бы представиться. Всем привет! Меня зовут Мансур. Я айтишник из Грозного. Закончил Московский технический университет связи и информации (МТУСИ). Начинал карьеру с работы в структуре топового интернет-провайдера. Сейчас я сооснователь двух IT-стартапов – FindCourier (читается «файнд-курьер») и Kovkert (от чеченского «Коукерт» – «домохозяйство»). Да-да, Стартапы оба чеченские, но об этом чуть позже. Я здесь, на vc, недавно. Решил завести свой блог, чтобы рассказывать о своём бизнесе и высказывать некоторые суждения на тему предпринимательства и всего, что с этим связано. Собственно, стартапы, в которых я принимаю непосредственное участие, являются следствием развития моей личной философии.

Спорить по поводу того, насколько большие площадки справедливы по отношению к продавцам и покупателям (клиентам), можно бесконечно. И, конечно же, никто никого не убедит. Те же маркетплейсы в начале пути очень нуждались в бизнесе, который будет у них размещаться. Поэтому и создавали вольготные условия. Теперь же, когда ретейл диджитализировался, и купить/доставить можно всё, маркетплейсы поняли, что могут диктовать свои условия. А почему бы, собственно, и нет?

Зарабатывать маркетплейсы могут ещё и так: находить перспективные ниши, где товар пользуется спросом, выпускать свои товары в этих нишах по заниженным ценам и продвигать страницы своих товаров в выдаче. Изначально это работа себе в убыток. Но если у тебя много денег, и ты большой дядя, то со временем все конкуренты будут отправлены на обочину, и ниша будет только твоя. А там уже и цены можно поднять.

Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

Можно вспомнить и DNS. Сначала сеть магазинов электроники ставит к себе на полку бренд поставщика, потом находит, с какой фабрикой поставщик наладил работу, идёт к этой фабрике, берёт уже стабильно и хорошо продающийся товар, ставит свой бренд DEXP и выкидывает на мороз «оригинального» поставшика.

Или, к примеру, вы агрегатор такси от большой корпорации, которая только зашла в новый для себя город. Вы ставите низкие цены, плюс разные скидки и бонусы пассажирам. Параллельно, конечно, не забываете выжимать последние соки из водителей. Штрафуете их за отказ брать любой прилетевший заказ (к слову, вот почему водитель ещё не закончил поездку, а уже взял ваш заказ, и вы вынуждены ждать – иначе водителя оштрафуют) и заставлять их работать по 12-15 часов, чтобы за вычетом бензина, комиссии и амортизации они хоть что-то зарабатывали. Со временем остальные игроки рынка либо прекращают существование, либо продаются вам. И вуаля, вы снова монополист рынка (формально на рынке может быть несколько компаний под разными юрлицами, но это всё вы). Теперь можно и цены поднимать.

Правда в том, что в реальности мало кто борется с диктатом корпораций, за свободу предпринимательства или свободу слова как таковые. Это абстрактные и растяжимые понятия, которые каждый понимает по-своему. Каждый борется за свои интересы в меру своих же способностей (упорства, таланта, наглости, цинизма и т.д.). Вчера ты торговал маленькими раками по 3 рубля – у тебя были одни воззрения на бизнес. Сегодня ты продаёшь больших раков, но по 5 рублей. Следовательно, и отношение к бизнесу, конкуренции и покупателям у тебя меняется.

Панк или революционер либо умирает молодым, либо становится старше, надевает скучный серый костюм и начинает искать компромиссы. Большой бизнес без этого невозможен. Тот же Марк Цукерберг залетал в большую игру с двух ног как новатор, гик-революционер, перевернувший представление об общении в 21-м веке. Теперь же соцсеточками и мессенджерами корпорации Цукерберга пользуется почти 3 млрд человек. Когда надо управлять такой махиной, просто быть клёвым гиком-визионером не прокатит. Надо надевать тот самый скучный костюм и заниматься скучным менеджментом и бизнесом (именно зарабатыванием денег). Последние несколько лет Цукерберг ходит в Сенат США, как к себе домой – там его постоянно расспрашивают по поводу влияния его платформ на общественное мнение во время выборов или использования соцсетей для размещения разного непотребства. Когда за тобой бдит такое государство, как США, тут не до сантиментов.

Я далёк от того, чтобы воспринимать большие корпорации как однозначное зло. Всё-таки они делают жизнь удобнее. Просто у всякого удобства есть своя цена. Пользователи чаще всего расплачиваются за комфорт личными данными (которые периодически утекают и попадают в нехорошие руки). Тот же мелкий бизнес очень много получил от работы через маркетплейсы. Заработать там мог практически любой. Некоторые заказывали разную мелочёвку типа чехлов для телефона на «Алике», а потом перепродавали на «Озоне» с наценкой в 50-100%. А ковид сильно бустанул онлайн-продажи.

Но, увы, эти блаженные времена позади. Для меня корпорации – это такое же явление природы, как дождь или снег. Они просто есть. Несмотря на всё их величие и большие возможности, они не могут удовлетворить все потребности, а где-то, наоборот, создают трудности. Эти слабые места корпораций являются точками роста для стартапов. И здесь я хочу немного рассказать про свои проекты и мой личный подход к созданию новых IT-продуктов.

Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

Зародились наши сервисы в Грозном как ответ на реальные запросы и чаяния местного населения и небольшого бизнеса. В случае с Kovkert местному бизнесу по продаже строительных и хозяйственных товаров нужна была площадка для онлайн-продаж. Такая, чтобы без жёстких условий и конских комиссий, которые так любят маркетплейсы.

А FindCourier – это сервис по передаче посылок в другие страны. Сейчас эта ниша занята, с одной стороны, СДЭК-ами и другими транспортными компаниями с ну просто адски долгой доставкой и разными неприятными сюрпризами (о них – дальше). С другой – телеграм-чатами, где один незнакомый человек вынужден довериться другому незнакомому человеку. Нет никакой верификации, модерации и юридического оформления отношений «клиент-исполнитель». Плюс нет гарантий, что сможешь найти курьера, если отправить посылку нужно срочно. По факту это чёрный рынок. FindCourier как раз делает шаг из этого сумрака и выводит сферу чемодан-шеринга или попутных доставок на цивилизованные рельсы.

Процесс внедрения своих цифровых продуктов мы в команде назвали в шутку джигитализацией (digital + джигит). Сейчас расскажу, как мы это всё придумали и почему другими эти сервисы быть не могли.

Чеченский IT – звучит, как нечто мифическое. Что-то из разряда единорогов. Полнейшая экзотика. На самом деле, наши сотрудники выглядят вот так – весьма буднично и по-айтишному:

Наши дизайнер (слева) и программист (справа)

Kovkert – вторая жизнь мелкой розничной торговли. В 12 раз выгоднее Ozon и Wildberries, в 14 раз быстрее разработки своего интернет-магазина

Маленькие бизнесы – основа коммерции нашего региона. Не только Чечни, но и окружающих республик: Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Возможностей для расширения у них немного. Выход на маркетплейсы влетает в копеечку. Некоторые маркетплейсы только за счёт штрафов зарабатывают миллиарды рублей с бизнесов, которые у них разместились. Плюс деньги продавцам приходят не сразу, а раз в месяц, и при соблюдении кучи жёстких требований. Иначе ШТРАФ!!!

Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

В итоге все эти расходы продавец вынужден закладывать в цену. А покупатель «оплачивает банкет». В выигрыше маркетплейс, а продавец и покупатель сосуществуют в несправедливых условиях.

Можно запустить свой интернет-магазин и предлагать клиентам услуги удалённого заказа через интернет с доставкой товара до двери. Но это подразумевает траты на разработку, рекламу, маркетинг, эквайринг и т.д. Если ты владелец мелкого магазинчика и совмещаешь в себе ещё роли водителя, грузчика, бухгалтера и т.п., то времени и денег на организацию онлайн-продаж у тебя особо нет.

Так был придуман Kovkert – облачная интернет-платформа, которая изначально ориентирована на розничную торговлю хозяйственными и строительными товарами (так как эта группа товаров пользуется наибольшим спросом здесь, в Чеченской Республике). Но наши двери открыты для любого предпринимателя, которого не устраивают людоедские условия маркетплейсов и у которого нет возможности вкладываться в свой интернет-магазин. Это человечная платформа для быстрого запуска своего интернет-магазина с нуля для начинающего предпринимателя, и возможность для быстрого переезда в онлайн для уже существующих в офлайне торговых точек любого размера.

Kovkert – это полноценный онлайн-магазин с сайтом и приложением, поддержкой разных способов оплаты, доставкой и прочими мелочами, к которым все так привыкли (вкладка «Избранное», корзина, возможность работы с юрлицами). Мелкий ИП и крупное ООО может открыть свой онлайн-магазин в рамках домена kovkert.ru. Ему будет присвоена отдельная страница. Также онлайн-магазин будет доступен в приложении.

Но главное и самое приятное: мы берём 3% комиссии с каждой покупки, обеспечивая МГНОВЕННОЕ, в режиме онлайн, поступление средств от клиентов к владельцу магазина. Для сравнения: обычный маркетплейс возьмёт 10%, 15%, 25% в зависимости от категории товара и навязанных условий сотрудничества. То есть с нами получается минимум в 5 раз выгоднее.

И ещё раз второй момент, суперважный для небольших розничных точек. В отличие от традиционных маркетплейсов, мы НЕ аккумулируем у себя деньги, которые платят покупатели. Деньги от покупателя к продавцу поступают сразу – отсрочки платежа, как у маркетплейсов, в Kovkert не бывает.

Главное преимущество Kovkert в том, что продавец не теряется в потоке конкурентов, как на маркет-плейсе. Собственник просто выводит свой бизнес в онлайн, создавая ему страницу, как в тех же соцсетях. Таким образом, постоянным клиентам становится ещё проще пользоваться его сервисом. А новые клиенты привлекаются посредством честной рыночной конкуренции (цена, отзыв о магазине, скорость доставки).

Сейчас Kovkert работает с крупным грозненским магазином стройтоваров «X-Decor», где на онлайн-витрине представлено 30 000 товаров.

FindCourier – первый в мире чемодан-шеринг. туда-сюда отправки без суеты со скоростью самолёта

Второй наш продукт – FindCourier – был придуман мной совместно с бизнес-партнёром Ильясом. Собственно, бизнес родился из одного наблюдения. Сегодня в телеграме полно чатов, где можно попросить кого-то что-то доставить через границу. В них, как правило, всегда сидят профессиональные курьеры, которые каждый день мотаются по своим «проторенным» маршрутам: в Стамбул, в Грузию, в Дубай. Также в этих чатах полно и случайных людей, готовых доставить небольшую посылку за деньги и отбить часть поездки. Но кто эти люди, которым вы доверяете порой очень ценные вещи, неизвестно.

Такие чаты появились оттого, что крупные транспортные компании оказались неспособны решить запросы людей. Даже самая экспресс-экспресс-доставка за рубеж может занимать несколько суток. Ещё один минус – это безумно дорого. Особенно по срочному тарифу. К примеру, тот же DHL может реально запросить 10-17 тысяч рублей за отправку в Стамбул из Москвы тоненького конвертика (!) с документами. Вот 2 скриншота с сайта DHL:

Да и в целом с доставкой за рубеж в последнее время образовались серьёзные проблемы. (Причины вы и без меня знаете). А вещи/документы надо передавать регулярно и в разные города. Проблема более чем насущная!

Бегать по чатам – не набегаешься. Всё равно нужен организованный хаб, где можно найти курьера. Ну мы и придумали FindCourier – первый в мире сервис чемодан-шеринга, который работает по принципу «помоги и заработай». Он нужен нам самим как собственникам бизнеса. Потребность в таких отправках регулярная. Хочется вывести процесс доставки в цивилизованное русло. Поэтому в FindCourier есть верификация пользователей, модерация объявлений (если что-то нельзя отправлять в какую-то страну, вам об этом скажут). Также отправитель и доставщик заключают договор, имеющий юридическую силу. Более того, в FindCourier есть 3 направления, по которым доставка гарантирована: Турция, Вьетнам, Россия.

Либертарианство по-чеченски, или Как шеринговая экономика побеждает крупные корпорации. Опыт вывода чеченского IT на всероссийский уровень

Статья получается уже довольно большой. В следующих моих постах я планирую рассказать отдельно про каждый из проектов – про Kovkert и FindCourier. Пока же в качестве заключения оставлю следующий вывод. Корпорации, подминая под себя рынки, создают лакуны, где у мелкого/начинающего предпринимателя возможностей для манёвра больше. Например, он лучше знает местную специфику, привычки местного покупателя и т.д. Унификации всегда можно противопоставить аутентичность, сервис, построенный на личном общении, а не на скриптах. Просто кто-то сидит и ругает бездушные корпорации, а кто-то принимает правила игры и понимает, что это его шанс – шанс сделать что-то своё! Новое, востребованное. То, что будет полезно обычным людям и что в перспективе способно изменить мир привычных вещей. Отстаивая настоящую свободу предпринимательства, мы отстаиваем и свободу как таковую. Увидимся в следующих статьях!

5555
33
22 комментария

ОЧЕНЬ неожиданно, честно говоря, читать подобное от ребят из Чечни. В моем представлении там все дико и сурово, если бизнес - то какой-нибудь клуб ММА держать)) А тут - реально полезный, интересный продукт на злобу дня. Мое почтение Мансуру, правильные взгляды, воплощенные на практике!

7
Ответить

Благодарю, Сергей!

2
Ответить

Либертарианство по-чеченски? Можно ли поставить два менее подходящих по смыслу слова рядом

1
Ответить

извинись

4
Ответить

На самом деле всё не совсем так (а точнее даже совсем НЕ так, как вы считаете). У нас вполне можно вести бизнес так же, как и в других регионах РФ.

1
Ответить

Правда в том, что в реальности мало кто борется с диктатом корпораций, за свободу предпринимательства или свободу слова как таковые. Это абстрактные и растяжимые понятия, которые каждый понимает по-своему. Каждый борется за свои интересы в меру своих же способностей- как точно сказано) кто то просто идет по потоку,а кто то пытается получить для себя выгоду

Ответить

Проблема в том, что возможностей "бороться с диктатом корпораций" нет. В первую очередь, финансовых. Но мы делаем, что можем.

1
Ответить