Почему одни картины нам нравятся, а другие отталкивают

По словам французского скульптора Родена, «Прежде, чем то, что видит художник, попадет на холст или в глину, оно должно пройти через его сердце».

Почему одни картины нам нравятся, а другие отталкивают

Похожее утверждение есть и у норвежского живописца Эдварда Мунка, который говорил, что «искусство - это способ выразить свои эмоции и чувства».

О роли эмоций в творческом процессе и в восприятии искусства зрителями мы поговорили с Николаем Козловым, основателем московской галереи ARTMAISON и организатором различных художественных выставок.

Созидатель или разрушитель: как формируется личность творца и зрителя

Живопись вызывает в нас самый разный отклик. Перед одной картиной мы испытывает трепет и умиление, от другой по телу бегут мурашки. Таким образом мы, зрители, как бы “считываем” смысл, который закладывает в свое произведение художник. Когда он создает ту или иную картину, то руководствуется внутренними посылами, которые могут быть позитивными или негативными.

Это неизбежно накладывает отпечаток на творчество. Выбор сюжета, оттенков, символов происходит интуитивно. Как будто что-то ведет кисть – говорят об этом живописцы. Те образы, к которым тяготеет мастер, часто зависят от“базовых настроек” его личности.

Условно говоря, человек рождается с определенной склонностью – созидать или разрушать. Эта склонность может проявляться с самых ранних лет. Если понаблюдать за маленькими детьми в песочнице, то среди них вы наверняка увидите таких, которые лепят куличики и строят замки, и таких, которые топчут чужие постройки и разбрасывают песок.

Но дело не только в базовых настройках. Значительное влияние на личность имеет и воспитание. Родители передают ребенку свое мировосприятие. Дети зачастую копируют поведение, реакции, отношение к жизни взрослых. Многое зависит от того что взрослый транслирует ребенку, на чем акцентирует внимание.

Часто, стараясь направить своих детей на путь истинный, родители указывают им на ошибки и проступки, говорят, чего делать нельзя, что плохо, не объясняя, а как должно быть правильно, хорошо. Получается, ребенок чаще слышит о “разрушении”, чем о “созидании”.

По мере получения информации человек все пропускает через внутренний фильтр, который формируется с детства. Проявление прекрасного и ужасного, греха и добродетели сопровождает нас ежедневно.

Остается вопрос выбора, к чему примкнуть. Суть внутреннего фильтра – оставить то, что близко тому или иному человеку (в зависимости от того, как шло формирование его личности). Соответственно, то, что привлекает внимание созидателя, не находит отклика в разрушителе и наоборот.

До момента сознательного выбора пути ребенок идет знакомыми тропами. Это касается как паттернов поведения, так и ценностей. В семье, где развита любовь к искусству, дети тоже к нему тянутся. И этот интерес зачастую сопровождает их всю жизнь. Однако воспитание вкуса происходит со временем.

Сегодня это называется насмотренностью: чем больше видишь подлинной красоты, тем проще в дальнейшем узнать ее среди посредственности. Но как не назови сам принцип, прививать любовь к искусству можно по-разному, не только в семье.

Например, в советские времена нам в школе раздавали бесплатные билеты в театры на все премьеры. А стимулом к театральному походу служил билет в кино. Но его получали при условии посещения спектакля.

Почему одни картины нам нравятся, а другие отталкивают

Как художник становится проводником разных смыслов

Любой творческий человек – художник, музыкант, скульптор – через свои произведения транслирует свою картину мира. Через художественные полотна обществу передаются самые разные послания: вдохновляющие, умиротворяющие, деструктивные, низменные.

Какие цели преследуются - вопрос риторический. Но факт, что все послания находят своих адресатов. Так рождаются субкультуры, различные течения и направления, которые в некоторых случаях идут вразрез с добрым и чистым. “Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть”, - знаменитое высказывание Михаила Бакунина дает понимание “негативной диалектики” анархистской культуры.

Человеческий мозг устроен так, что стрессовые ситуации он запоминает гораздо лучше, чем приятные события. Потому что реакция на стресс ярче, негативные эмоции интенсивнее позитивных.

В психологии есть и еще одно объяснение этому. У каждой личности есть так называемая “теневая сторона” – то бессознательное, что мы не признаем, вытесняем, так как его проявления идут вразрез с нормами социума, морали и закона.

Но этот непроявленный аспект так или иначе требует выплеска, некой разрядки, разгрузки психики. И происходить этот всплеск может по-разному. Например, кто-то смотрит фильмы ужасов, чтобы проживать эмоцию страха в безопасной обстановке. Кто-то занимается экстремальными видами спорта, испытывая себя на прочность. А кто-то выражает свою тень через творчество, создавая произведения искусства.

Возможность самовыражаться через искусство позволяет проявляться как светлой, так и теневой стороне личности. Что доминирует, зависит от базовых настроек и сформировавшихся в процессе взросления взглядов. В любом случае, когда у художника возникает потребность дать выход благим или деструктивным эмоциям, кисти и краски приходят на помощь.

При этом интуитивный выбор работает по обе стороны: художники создают полотна, пробирающие до мурашек, а зритель направляет на них фокус своего внимания. Что изображать и на что смотреть – обусловлено внутренними стимулами как творца, так и зрителя.

В художественных кругах бытует мнение, что негативный смысл обычно получается передать зрелищнее, чем позитивный. К примеру, если взять исследуемую многими художниками тему 7 грехов и 7 добродетелей, то можно заметить необычную закономерность: на тему греха написано больше работ, чем на тему добродетели. Возможно, дело как раз в устройстве нашего мозга, который острее и ярче реагирует на плохое.

Мы в галерее ARTMAISON также заинтересовались этой темой. В сентябре открываем арт-проект «Семь грехов и семь добродетелей» – длительный перформанс, который будет состоять из 28 мероприятий. В его рамках будет создано 28 мультимедийных портретов в четырнадцати художественных стилях.

Зрители увидят разные грани человеческой природы - добродетели и грехи, воплощенные в мужских и женских образах. На мероприятия, из которых сложится перформанс длиной в четыре месяца, можно попасть по билетам. Кульминацией станет открытие мультимедийной выставки в январе 2025 года. Будет интересно понять, какие картины привлекут больше внимания и интереса посетителей – обращающиеся к темной или к светлой стороне человеческой натуры.

Как отбираются картины для выставок

Профессиональная деятельность галеристов подразумевает ежедневную фильтрацию потока предложений разных художников. Рассматривая процесс отбора картин для галереи, можно проследить аналогию с процессом создания картин - выбор души предшествует выбору логики.

От каждой работы идут определенные вибрации. Они либо притягивают, либо отталкивают. Только после первого впечатления, при условии, что оно действительно нашло отклик внутри, можно переходить к детальному анализу работы. Важно, чтобы считываемые с картин смыслы соответствовали тому, что галерист хочет транслировать обществу.

На примере нескольких современных картин, представленных в галерее ARTMAISON, я расскажу о том, что значит созидание или разрушение в изобразительном искусстве в моем личном прочтении этих работ.

 
 

Молодая красивая девушка изображена на картине. Окружающая ее обстановка не сообщает ни о месте, ни о времени. Но художница дает нам подсказки в виде символов. Хрустальный шар символизирует нечто хрупкое, требующее бережного отношения. Протянутые руки девушки отдают или принимают что-то, а может устремлены к другим рукам, которые скрыты от взгляда зрителя. Белое одеяние - всегда про чистоту. Эта картина излучает свет. В моем представление это полотно можно назвать созиданием в чистом виде.

 
 

На картине очень тонко показана одна из граней становления мужчины - стремление быть победителем. Два юноши не дерутся, а борются за свои ценности и мировоззрения. Можно ли назвать созиданием изображение физического противостояния? Да, так как иногда, чтобы получить что-то хорошее и победить, нужно приложить к этому много усилий.

В заключении, хочется рассказать еще об одной работе и тем самым подытожить тему выбора между разрушением и созиданием.

 
 

В этой картине зашифрована тайна мужского и женского начала, их противостояние и слияние. Дуб олицетворяет мощь и непоколебимость мужчины. Молния же, яркая и непредсказуемая, подобна женщине, при этом она наделена не меньшей силой. Только от выбора художника зависело расположение молнии на чернильном небе.

Направь он ее в дерево, она бы расколола его - и это была бы история о разрушении. Но мы видим, как она блестит рядом с дубом, озаряя его волшебным светом - и это олицетворяет созидание в союзе мужчины и женщины.

Любую картину можно интерпретировать по-своему. Искусство позволяет самовыражаться не только творцам, но и зрителям – через восприятие и собственное понимание смыслов.

Другое дело, что привлекает каждого из нас разное – мимо одной работы пройдешь и не заметишь, а другой будешь любоваться часами. Каждый выбор сугубо индивидуален.

1111
11
реклама
разместить
6 комментариев

В изобразительном искусстве крайне важно личностное восприятие. И тут уж, как говорится, дело вкуса. Но вы всегда можете объяснить человеку, почему вы считаете одну картину лучше, чем другую.

2

Красивые работы! такая нежность и чувственность под кисточкой мастера

1

это прямо про современное искусство - люблюненавижуовижунонепонимаю.

Это лишь одна из художественных субкультур, которая нагнетает пафос ровно потому, что оккупировала общественные пространства, предназначенные для демонстрации предметов искусства.

1

Эти картины будут на выставке?

В сентябре будет выставка Олега Калайтанова