Таксономия Блума: что это и почему о ней стоит знать?

Если вы когда-нибудь задумывались, как сделать обучение более осмысленным и эффективным, то наверняка слышали о таксономии Блума. Это не просто модное (а кто-то считает, что даже устаревшее) слово в педагогике — это инструмент, который может реально помочь нам выстроить обучение так, чтобы ученики не только запоминали материал, но и действительно понимали его, умели анализировать и применять на практике.

Таксономию придумал Бенджамин Блум,, который в 1950-х годах решил, что нужно как-то классифицировать образовательные цели. И, знаете, у него получилось. Эта система помогает разобраться, чему именно мы учим и как сделать так, чтобы знания усваивались не просто на уровне «выучил-забыл», а глубже — с пониманием, анализом и даже созданием чего-то нового.

Зачем всё это нужно? Представьте, что вы строите дом. Вначале важно заложить прочный фундамент, затем возвести стены, а в конце добавить детали, которые сделают дом уютным и функциональным. Так вот, таксономия Блума — это ваш план строительства. Она помогает структурировать процесс обучения, чтобы знания и навыки накладывались друг на друга постепенно, создавая прочную основу для дальнейшего роста и развития.

Давайте разберёмся, как эта штука работает, какие уровни включает и как её можно использовать в реальной жизни, чтобы учебный процесс стал интереснее и эффективнее.

Уровни таксономии Блума: от "помню, что это такое" до "могу придумать новое"

Теперь, когда мы разобрались, что такое таксономия Блума, давайте погрузимся в её уровни. Представьте, что вы проектируете обучение для руководителей НКО по фандрайзингу. Цель — научить их не только собирать деньги, но и делать это эффективно, стратегически, а может, даже креативно.

1. Знание (Remembering)

Первый уровень — это база, фундамент. Здесь наша задача — чтобы руководители НКО запомнили ключевые понятия и факты. Например, они должны знать, что такое "целевая аудитория", "донорская база", "фандрайзинговая кампания". На этом уровне цели могут быть такие:

  • Цель: Руководитель НКО должен знать основные термины фандрайзинга.
  • Пример задания: Составьте список из 10 ключевых понятий фандрайзинга и дайте им определения.

2. Понимание (Understanding)

Теперь мы идем дальше. Важно, чтобы наши лидеры не просто запомнили слова, но и поняли, о чём идет речь. Например, они должны уметь объяснить, почему важно сегментировать целевую аудиторию или как определить оптимальные каналы коммуникации.

  • Цель: Руководитель НКО должен понимать, как сегментировать целевую аудиторию для фандрайзинговой кампании.
  • Пример задания: Объясните, почему сегментация целевой аудитории важна для успеха кампании, и приведите примеры сегментов.

3. Применение (Applying)

Понимание — это здорово, но что толку от знаний, если их нельзя применить на практике? Вот тут и появляется третий уровень — применение. Руководитель НКО должен уметь взять теорию и применить её к реальной ситуации. Например, создать план фандрайзинговой кампании для своего проекта.

  • Цель: Руководитель НКО должен уметь разработать план фандрайзинговой кампании на основе анализа целевой аудитории.
  • Пример задания: Разработайте план фандрайзинговой кампании, включающий сегментацию аудитории и подбор коммуникационных каналов.

4. Анализ (Analyzing)

А теперь сложнее: нужно научить наших лидеров анализировать. Это значит, что они должны уметь разбивать информацию на части, искать взаимосвязи и делать выводы. Например, проанализировать результаты прошлой кампании и понять, что сработало, а что нет.

  • Цель: Руководитель НКО должен уметь анализировать результаты фандрайзинговой кампании.
  • Пример задания: Проанализируйте прошлую фандрайзинговую кампанию вашей организации и определите, какие элементы были успешными, а какие требуют улучшения.

5. Оценка (Evaluating)

На этом уровне мы уже на высоте. Руководители должны уметь критически оценивать стратегии, делать выводы и принимать решения на основе данных. Например, оценить, стоит ли инвестировать в новый фандрайзинговый канал или лучше использовать проверенные методы.

  • Цель: Руководитель НКО должен уметь оценивать эффективность различных фандрайзинговых каналов.
  • Пример задания: Оцените, насколько успешным был выбор каналов коммуникации в предыдущей кампании, и предложите изменения на будущее.

6. Создание (Creating)

Ну и, наконец, вершина мастерства — создание чего-то нового. Здесь наши руководители должны суметь разработать новую стратегию или креативный подход к фандрайзингу, который поможет привлечь ещё больше средств.

  • Цель: Руководитель НКО должен уметь разрабатывать новые креативные подходы к фандрайзингу.
  • Пример задания: Придумайте инновационную фандрайзинговую кампанию, которая учитывает текущие тренды и особенности вашей организации.

Вот так, шаг за шагом, мы продвигаемся от простого запоминания до создания новых идей. Таксономия Блума помогает систематизировать обучение и делает его действительно эффективным, а для руководителей НКО это особенно важно, ведь в их руках — успех организации и её проектов.

--

Таксономия Блума — это штука, которая реально может прокачать любое обучение. Если использовать её как дорожную карту, можно не просто «вбить» в головы людей нужные термины, но и научить их думать, анализировать, и даже придумывать что-то новое.

Короче говоря, если вы хотите, чтобы ваши ученики не просто слушали, а реально росли и развивались, — берите на вооружение таксономию Блума. Это как создать маршрут на карте: от простого «запомнил» до креативного «придумал». И вот тогда обучение начнёт работать на все сто!

11
1 комментарий

Пошаговое объяснение уровней помогает понять, как можно развивать навыки учеников от запоминания до создания новых идей